рейтинг блогов

"Ангара": Гадкий лебедь российской космонавтики

топ 100 блогов lozga07.12.2020 Мало кем любимый и многими критикуемый долгострой, ракета-носитель "Ангара", собирается вернуться к полетам после шестилетнего перерыва. Назначенный на осень и уточненный было на 28 ноября пуск сдвинулся на декабрь, а по последним новостям его успели снова перенести, теперь уже с 11 на 14 декабря. Подозреваю, даже удачный пуск будет сопровождаться минорными статьями, рассказывающими о долгой разработке или дороговизне получившейся ракеты. Однако, хорошая или плохая, дешевая или дорогая, удачная или нет, "Ангара" стала безальтернативным вариантом для российской космонавтики на ближайшие годы.

Ангара: Гадкий лебедь российской космонавтики
"Ангара-А5" в монтажно-испытательном комплексе, фото Министерства Обороны РФ

Тихо ползи, улитка, по склону Фудзи


История "Ангары" порождает смешанные чувства: рациональные решения и работающие идеи разбиваются об отсутствие средств и невообразимо медленную скорость движения проекта. После распада СССР Байконур оказался в независимом Казахстане, политические перспективы взаимоотношений между свежеобразовавшимися странами были неясны, да и на самом космодроме положение было аховое (см. например историю бунта солдат-стройбатовцев в феврале 1992 года с сожженными казармами и несколькими трупами). В таких условиях стране нужна была новая ракета, способная стартовать с российских космодромов и, в идеале, лучше "Протона". В конкурсе приняли участие многие ракетостроительные предприятия, а в финал вышли два проекта - от РКК "Энергия" и ГКНПЦ им. Хруничева.

Ангара: Гадкий лебедь российской космонавтики
Слева вариант РККЭ, справа ГКНПЦ им. Хруничева, рисунок Д. Воронцова

Конкурс выиграла "ушастая" "Ангара" по совершенно рациональным причинам - в Плесецке был почти готов стартовый стол для ракеты-носителя "Зенит", в который "Ангара" устанавливалась с минимальными доработками. А денег на масштабную стройку не было. И при всей необычности компоновки, у нее были свои достоинства - ракета без проблем транспортировалась по железной дороге, небольшая высота упрощала конструкцию трубопроводов и избавляла от сложностей с демпфированием продольных колебаний или межбаковыми отсеками. А вторая ступень выгодно отличалась использованием топливной пары кислород-водород и двигателем РД-0120, с которыми вроде бы еще не разучились работать после "Энергии". В 1995 году вышло постановление Правительства РФ о создании ракеты с первым пуском в 2005, но проект похоронило сочетание факторов - с одной стороны, с Казахстаном более-менее удалось наладить отношения, "Протоны" стали выполнять коммерческие пуски, оказавшись очень дешевыми на международном рынке, а на разработку новой ракеты все равно не было денег.

Следующая глава истории началась во второй половине девяностых. РД-0120 и водород таки перешли в категорию артефактов развитой цивилизации прошлого, так что ракета стала полностью кислородно-керосиновой. Зато появилась идея модульной ракеты. Если разработать универсальный ракетный модуль, то, подобрав нужное их количество, можно собрать ракету требуемой грузоподъемности. И для новой ракеты размер модуля выбрали таким, чтобы один УРМ заменил легкие ракеты "Космос-3" и "Циклон-3" (у которых были и проблемы с кооперацией между бывшими советскими республиками, и недостаток в виде использования токсичного топлива), три УРМ заменяли "Зенит" (тоже разорванный между странами), а пять УРМ - "Протон". При этом ракета никак не могла быть прямым конкурентом "Союзу" - для аналогичной грузоподъемности были бы нужны два УРМ, которые бы потребовали тяжелого и уродливого переходника на вторую ступень. И если открыть журнал "Новости космонавтики" за 1999 год, то можно увидеть знакомые очертания "Ангары" и совершенно невероятные даты первых пусков в 2000 году.

Ангара: Гадкий лебедь российской космонавтики
"Новости космонавтики" август 1998 — февраль 1999 г

Обратите внимание, что такие модные сейчас идеи, как сжиженный природный газ и даже многоразовая первая ступень, там уже упомянуты. И, как показала практика, идея модульной ракеты оказалась вполне работоспособной - в нулевых годах ее подтвердила Delta IV Medium/Heavy, а в десятых - Falcon 9/Heavy. Сейчас, обладая послезнанием, кажется, что модули стоило делать в размерности чуть тяжелее "Зенита" - нишу легких ракет занял "Союз-2.1в", а многие годы спустя зенитовскую размерность выбрали для "Союза-5". Но без волшебной информации из будущего выбор казался рациональным, да и история, как Маск чуть не стал строить потенциально гораздо менее удачную на рынке "Falcon 5", весьма широко известна.

Сложно сказать, как бы сложилась судьба ракеты, если бы она впервые полетела в нулевых. В реальной истории дальше начинается черная дыра - сроки сдвигаются все дальше и дальше. В интервью генерального директора ГКНПЦ им. Хруничева журналу "Наука и жизнь" в 2004 году годом первого пуска называется 2005. В 2004 же году был подписан контракт с Южной Кореей о создании ракеты, получившей название "Наро-1" и использующей УРМ от "Ангары" в качестве первой ступени. В 2007 "Российская газета" цитировала первого вице-премьера Сергея Иванова:

Никакого пересмотра сроков не будет. Летно-конструкторские испытания "Ангары" должны начаться в 2010 году, а первые пуски - в 2011-м

В 2008 году ГКНПЦ им. Хруничева порадовало общественность фотографиями подготовки к огневым испытаниям УРМ-2. "Наро-1" впервые стартовала в 2009, и российская первая ступень отработала без замечаний, так что УРМ-1 был практически готов (в ноябре были также успешно проведены заключительные испытания), но вот "Ангара" была еще далеко за горизонтом. В 2010 "из-за проблем с финансированием" первый пуск сдвинулся уже на 2012. А в 2011 году появилась новость о переносе производства ракеты в Омск. В 2012 году назывались сроки отправки легкой ракеты на космодром "Плесецк" - декабрь 2012, тяжелой - 2013. Однако легкая ракета отправилась на космодром в мае 2013, а тяжелая - в июле 2014. Легкая ракета в специальной модификации 1.2ПП успешно пролетела по суборбитальной траектории 9 июля 2014, а тяжелая вывела макет полезной нагрузки на геостационарную орбиту 23 декабря 2014. Ну а затем начался эффект от переезда производства в Омск, который пословица приравнивает к двум пожарам. В 2015 году ТАСС сообщает о планах пуска одной произведенной тяжелой "Ангары" в 16-17 годах, отсутствии производства в 16-17 годах и возобновлении выпуска с 2018. В 2018 году вторую тяжелую "Ангару" обещали построить к 2019, ну а в 19 году сроки сдвинулись на 2020, в течение которого мы плавно дошли до декабря. Ракета уже на космодроме, и, если обнаруживаемые неприятности останутся мелкими, есть вероятность, что она вернется к полетам в этом месяце. На 2021 год пока что запланированы два пуска тяжелой "Ангары", не раньше второй половины года, и в будущих планах даже есть коммерческий пуск легкой версии 1.2 осенью 2021 со спутником Kompsat-6, контракт на который был заключен провайдером пусковых услуг ILS в 2016 году.

Какими вы будете


На сегодняшний день, вне зависимости от того, ругают "Ангару" или хвалят, у нее нет альтернатив в решении определенных задач, главной из которых является вывод полезных нагрузок на геостационарную орбиту. Логика здесь очень простая. Вернуться к "Протону" невозможно - у ракеты есть только один стартовый комплекс на "Байконуре", а использование токсичных компонентов топлива плохо даже не само по себе, а тем, что является отличным поводом для Казахстана запретить пуски ракет в случае ухудшения отношений. В истории уже были случаи, когда Казахстан запрещал пуски "Протонов", а в стране действует движение "Антигептил", призывающее к запрету "экологического геноцида". Разрабатываемый сейчас "Союз-5"/"Иртыш" находится на этапе проектирования, первый пуск ожидается не раньше 2024, что по опыту "Ангары" с ненулевой вероятностью может означать "неизвестно когда". Возможность запуска спутников на геостационарную орбиту не та компетенция, которую может позволить себе потерять самостоятельная развитая страна - времена наивных надежд 90-х "зачем делать свое, проще купить за рубежом лучше и дешевле" давно прошли, потому что очень быстро выяснилось, что "зарубежные друзья" (вне зависимости от того, с Запада они или с Востока) оказываются не друзьями, а заинтересованными сторонами со своими интересами. И покупка пусковых услуг для военных и государственных спутников будет не просто дорого стоить, а висеть на волоске отношений между странами, когда любое разногласие может привести к потере возможности запустить свой аппарат вообще.

На сегодняшний день в той степени готовности, в которой находится "Ангара", у нее есть два варианта будущего - нормальное и отличное. В "нормальном" варианте она будет стартовать несколько раз в год, выводя государственные полезные нагрузки - военные связные "Благовесты", навигационные "ГЛОНАССы", метеорологические, связные и научные аппараты. И это будет продолжаться до тех пор, пока не появится российская ракета лучше и дешевле, скорее всего не меньше десяти лет. В "отличном" варианте предпринятые меры по удешевлению производства (а, возможно, поможет и очередное падение курса рубля) сделают ракету хоть в какой-то степени конкурентоспособной, и на нее, в дополнение к государственным, появятся еще и коммерческие нагрузки. Ну и, наконец, "Ангара" может послужить еще одной очень важной цели - возрождению водородных технологий. Если получится создать вариант "-А5В" с водородными третьей ступенью и разгонным блоком, в стране появятся инженеры, обладающие очень поздно приобретенной в СССР и практически потерянной в 90-е компетенцией.

Неизвестно, установят ли на ракету бортовые камеры, в 2014 году не стали. Если нет, то увидеть красивый "крест Медведева" отделения четырех блоков первой ступени можно будет разве что в симуляторе.




Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.
Ангара: Гадкий лебедь российской космонавтики

Я в социальных сетях:Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
Поблагодарить деньгами: Яндекс.Деньги, PayPal, Webmoney

Ангара: Гадкий лебедь российской космонавтики attentioneer.jpg

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А теперь о приятном. Вот уже две недели живем с котом старшего и в конце следующей отдадим, поскольку приедут настоящие хозяева. Ну что, звери вполне сдружились, в доказательство чему два видео внизу. Но, люди дорогие, сколько он ест!!! Свое сжирает за секунду, потом стрелой к нашему ...
Люблю анкеты) В своем творческом адвенте #шалостьудалась Наташа nely_snork предложила подвести итоги 2023 именно в этом формате.  И я поддержу это предложение! 2023, пока-пока! ...
Мои подписчики уже привыкли, что из каждого города я всегда пишу свои любимые рубрики про интересные памятники и про граффити, вот и из Сочи я привез немного. По самому городу не успел пробежаться, но тем не менее и на набережной есть, что посмотреть. Довольно тематические все ри ...
При заказе чистки личной энергетики 4-мя стихиями для проведения в Купальскую ночь с 6 на 7 июля (заказы на чистку принимаю заранее), вы получаете расклад «4 стихии» на любой интересующий период времени. Личная энергетическая чистка с использованием 4-х стихий не только избавляет вас ...
Большое спасибо всем поздравившим (и не поздравившим). Тупо не успеваю ответить каждому персонально, работы чот дохуя. Меня кстать повесили вот. Стих не читал если чо. ...