Современные мамаши против нетолерантных детских сказок
uborshizzza — 02.06.2019Прочла пост про то, как одной маме подарили книжку для трехлетнего ребенка. Ребенку пока полтора года, но мама решила заранее прочесть книгу, и она ей показалась примитивной и нравоучительной. Мама спрашивает совета у других молодых мам, что ей делать с этой книгой (Поручик Ржевский, молчать!).
Книга называется «Маша и Ойка» Софьи Прокофьевой. С.Л. Прокофьева – советская писательница, книга написана в 60-х годах.
Начинается книга так:
«Жили-были на свете две девочки.
Одну девочку звали Маша, а другую — Зойка.
Маша все любила делать сама. Сама ест суп. Сама из чашки молоко пьёт. Сама игрушки в ящик убирает.
А Зойка сама ничего делать не хочет и только говорит:
— Ой, не хочу! Ой, не могу! Ой, не буду!
Все "ой" да "ой"! Так и стали ее звать не Зойка, а Ойка».
Далее идут около 20-ти рассказиков. Например:
Сказка о ленивых ногах
Не любит Ойка сама ходить. То и дело просит:
— Ой, папа, понеси меня! Ой, ножки устали!
Вот пошли Маша, Ойка, Медвежонок и Волчонок в лес за ягодами. Набрали ягод. Пора уже домой идти.
— Я сама не пойду, — говорит Ойка. — У меня ножки устали. Пусть меня Медвежонок понесёт.
Села Ойка на медвежонка. Идёт Медвежонок, шатается. Тяжело ему Оёку нести. Устал Медвежонок.
— Я больше не могу, — говорит он.
— Тогда пусть меня Волчонок понесёт, — говорит Ойка. Села Ойка на Волчонка. Идёт Волчонок, шатается. Тяжело ему Ойку нести. Устал Волчонок.
— Я больше не могу, — говорит он.
Тут из кустов выбежал Ежонок:
— Садись на меня, Оёка, я тебя до самого дома довезу.
Села Ойка на Ежонка да как закричит:
— Ой! Ой! Я лучше сама дойду!
Засмеялись Медвежонок и Волчонок. А Маша говорит:
— Как же ты пойдёшь? Ведь у тебя ноги устали.
— Нисколько не устали, — говорит Ойка. — Это я просто так сказала.
Комментаторши к посту «Ойку» не одобрили, но, оказывается, у них и другие старые детские книжки вызывают бурю эмоций.
- Недавно попал к нам "Маленький Мук", читала и офигевала) больше не буду читать, книжку выкину (когда найду, я ее куда-то спрятала)) Да там треш, Маленький Мук - большой говнюк)) такие подставы лепит) (а я в детстве его запомнила как бедного-несчастного обиженку)
Видимо, у девушек какие-то огромные дома, раз там невозможно найти ужасную сказку про маленького Мука.
- у меня есть книги, которые бесят лично меня настолько, что я просто взрываюсь. Я не смогла прочитать ребенку про бабушку, 8 детей и грузовик. Бросила почти сразу
- ну не могу я преподносить бедность и прочие "зайки и лужайки" и прочие 8 матрасиков в углу и 8 тазиков, в котором надо сначала умыться, а потом постирать свои трусики, ребенку как ок норм. Меня это взрывает как раз потому что я из этого дерьма годами выбираюсь. Ребенка просветила няня, за что я ей благодарна, книга - мировая классика, но у меня тупо подгорает.
- Ну там контекст времени - в Норвегии еще нефть не нашли...
Действительно, как можно читать детям книжки про всяких там нищебродов? Золушка там, Дюймовочка… Еще вздумают брать с них пример!
Русские народные сказки тоже вышли из доверия
- нам как то перепал терем-теремок, где кто с "ежиком режут сало острым ножиком" и "неси-ка кочергу, пятки я ему прижгу" - и вообще вся книга какой-то непрерывный треш с членовредительством. Ну погоревала я о глупо потраченных 400 рублях, и отправила ее на полочку в подъезд
- мой антихит - сказка про Емелю, хоть убей, не могу найти там ничего приличного и глубинных смыслов, хотя я искала! Читала объяснения. Но для меня она все равно про "поймай удачу, займи хлебное место, больше работать никогда не придется, можешь творить че хочешь, давить людей мермедесоми все девки будут твои, хоть и с отвращением".Еще Незнайку в цветочном городе не дочитала, по нынешним временам дюже сексистской показалась)
- К народным сказкам я как-то спокойнее отношусь, готова больше им простить. Их хорошо знать просто для культурного контекста, так сказать — понимать потом отсылки в других источниках.
Незнайку она пока не перечитывала свежим взглядом!
- Я ко всем народным сказкам нормально отношусь, хотя там много странной морали и не современного везде. Иваны врут, воруют и все прочее,бог с ними.
Но эту я второй раз читать не смогла. Для культурного контекста есть советский аудио спектакль, там Емеля облагорожен слегка
Не смогла второй раз читать сказку про Емелю! О!
- Из русских народных ещё Лиса и Петух мне кажутся такими странными. Лиса три раза выманивала петуха, а кот его три раза спас. Конец.
-Это у вас с хеппи эндом версия. У меня такая, что в третий раз Лиса съела Петуха, а Кот его не услышал. Ещё есть с Дроздом, где Кот и Дрозд спасают Петуха и наказывают Лису.
ну тут есть какой-то смысл, не учишься на своих ошибках, в конце концов съедят.
- У меня антихит народных - заячья избушка. Как не рыдай, а избушку назад не вернешь. Даже если Лису прогонят, ты навеки теперь под крылом у мафии. И уходить Петух не собирается
- На третий раз он измочалил Лису так, что она больше не приходила к их избушке.
В той версии, где у Лисы ещё было три дочки, так Кот и дочек извёл.
Любопытно обсуждение «Незнайки»
- Кстати, в Незнайке сексизм на сексизме и сексизмом погоняет. И мне это режет глаз/ухо и другие органы, да. Но это с высоты прожитых лет. Дети этих отсылок не считывают еще, если не заострять на этом внимание. В конце концов "настоящими мужиками, не плачущими никогда" и не играющими в дечачьи игры становятся не из-за того, что Незнайку прочитали, а из-за того что в семье ежедневно транслируется и в круге общения ребенка другими детьми (их взрослыми).
- По-моему, дети вполне могут считывать установки и делать выводы. Даже в 3-4 года. У меня все личные семейные примеры про то, что женщины крутышки, а мужчины ну так, а мизогинию удалось только к 30 осознать и избавиться. И книги, фильмы и прочий контент, я считаю, тоже имели к этому отношение. Своими руками детям добавлять не хочется, без комментариев по крайней мере.
- Ну во-первых, Носов имел в виду тогдашнюю систему разделения школ на мальчишеские и девчоночьи, он это разделение НЕ одобрял и как раз написал сказку о том, что мальчикам и девочкам надо общаться и дружить.
Во-вторых, в итоге малыши и малышки там как раз подружились и стали общаться.
В-третьих, именно малышки занимаются, например, селекцией арбузов и изобретением водопровода.
- Сексизм не в том, что они не дружат "домами" или там живут в разных поселениях. А в самом описании малышей и малышек автором - малышки все у него повернутые на внешнем виде, шмотках, чистоте и доктор женскаго полу лечит медом и травами. А малыши все смыслят в технике, дерутся, неряхи и шумные, и доктор-мужчина лечит йодом и касторкой. Про селекцию арбузов допустим да, хотя тоже вполне себе гендерно "правильное" занятие для девочек испокон веков - знай, баба, свой огород. А про водопровод там явно не сказано, мы знаем лишь, что в их городе был водопровод. Но у них так же и был неисправный годами автомобиль на хранении, что не значит, что они его собрали сами. Просто раньше они жили вместе с малышами, а потом разругались и те ушли и основали Змеевку. То есть не факт, что водопровод именно что изобрели малышки, а не малыши. (хотя заказчиком проекта вполне могла быть изначально девочковая часть населения, что логично с тз Носова, так как они за чистоту и постоянное мытье рук).
Да, но что же читать-то?
- Когда сын был в возрасте 2-3 лет, категорично отсекала книги, где мне хоть что-то не нравилось (Машу и Ойку в том числе). Сейчас он постарше и я столкнулась с проблемой - а что читать-то?)) Ну и он подрос, можно уже обсуждать спорное. Плюс к этому научилась виртуозно заглядывать вперед и пропускать абзацы, где что-то на мой взгляд слишком жесткое.
- Читала «Машу и Ойку» ещё до ребёнка, и это было связано с работой. Пока у меня очень приятные ностальгические впечатления, потому что общалась с автором, и она мне показалась милой бабулькой, и как-то у меня слились воедино тексты и автор. Срочно нужно взглянуть свежим родительским глазом. Вообще после рождения ребёнка очень многие тексты воспринимаю по-другому. И Чуковский что-то не радует. Русские народные в наше время сильно трансформировались, а в вариантах типа Афанасьева они, на мой взгляд, нечитабельны. И вообще, чтобы понять их истинный смысл, глубоко копнуть надо, для современных детей и не менее современных родителей там мало что подходит.
- Книгу «Куда уложить зайчонка» - продала. Дочь стала повторять и реально бояться и ныть «тут высоко, я упаду», «тут темно, мне страшно», говорила в точности теми же интонациями, как я читала ей книгу и начала устраивать истерики на горках чуть выше среднего. Ну правда, книга указана как для детей 3 лет, но там такая мораль, что совсем не для детей, скорее, для родителей, как всех этих советчиков отфутболивать. Не понимаю, даже, как эта книга стала популярной.
Зато какие практичные мамы пошли: детские книги – и те продают, а не выбрасывают.
Так что теперь читать? Кто написал сказки про «айфоны» и «Вотсап»? Что, кстати, тормозят? Непаханое поле же.
Все же хорошо, что моя мама не забивала голову такими проблемами. Читали мне русские народные сказки. Очень страшная сказка была про Козу-Дерезу или Сидорову козУ, которой открывался тот сборник, что был у меня дома. Эту козУ всё били и били, причем, ни за что. Так мне запомнилось. На самом деле козу дед бил за вранье и за подставу и не так сильно, а она потом выгнала зайчика из его домика. Но я не запомнила про бедного зайца и про петуха, который его спас, а помнила только про козу. Никто не может спрогнозировать, как ребенок поймет сказку.
И «Колобока» тоже слушать было не слишком приятно. Я каждый раз надеялась, что он спасется. Но ведь сказки для того и рассказываются, чтобы было немножко страшно, чтобы больше ценить домашний уют, а в сказках с хорошим концом – вначале переживать, а потом радоваться.
Была еще какая-то нравоучительные книжка, от которой запомнилось только имя главной отрицательной героини – Чулида. Эта Чулида никак не могла справиться со своей одеждой. Впоследствии я узнала, что «чулида» - это жаргонизм, образованный от слов «чудно выглядит», а откуда он взялся, никто не знает.
А про Незнайку был у меня диафильм, который смотрели всем двором. Нам нравился воздушный шар и автомобильчик с сиропом.
А читала я «Незнайку» уже сама, в школе. Почему-то ни разу не пришла мне в голову мысль про гендерную составляющую – темная я такая была, да и осталась.
Какие сказки и книжки следует читать детям? Да любые, лишь бы им нравились. Если понравилась и ребенок просит ее перечитать, то можно оставить дома, если не дослушал до конца – отложите в сторону. А уж что с ними делать: выбрасывать, передаривать, отдавать в библиотеку, по-моему, не принципиально. Для трех лет нужно отдавать приоритет красивым картинкам и большому формату, а там как пойдет.
Пересматривать задним числом наивные старые детские книжки и возмущаться их моралью просто глупо.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Блогосфера)
|
</> |