Советский автомобиль как индикатор позднего социализма

топ 100 блогов new_rabochy08.08.2025

Все вы наверное слышали что поздний СССР был буквально помешан на автомобилях. С одной стороны Партия поощряла автомобилизацию, с другой потребитель так же к ней стремился, но возможностей советского автопрома не хватало. Или хватало? Давайте разберемся. Ведь автомобиль в позднем СССР стал не только средством передвижения, но и фетишем формируя отношение и к социализму и вообще к идеологии. 

Советский автомобиль как индикатор позднего социализма

Как вы все наверное знаете, в момент создания СССР в развитых капстранах уже была хорошо развитая автомобильная промышленность и вовсю начиналась автомобилизация (пересаживание с коня на автомобиль) населения. Но в Европе она не задалась, железный конь жрал бензин, а его не хватало, зато в Америке... Понятно что СССР было не до этого, там разруху еще не преодолели после Гражданской и зверств белых выродков. 

А первые советские легковые авто пошли не в личное пользование, а в качестве служебного транспорта в многочисленные предприятия и органы власти. Дальше индустриализация — стало совсем не до автомобиля, надо было строить заводы хотя бы по производству грузовиков. Численность пока  еще служебного легкового автопарка росла медленно. Но появились такси. А что там у них? Автомобилизация в США до Великой депрессии была убогой , примитивные автомобили из жести и фанеры. А с началом депрессии и автопром лёг. В Европе на автомобиле ездили в основном миллионеры. Сравнили? Непосредственно перед войной во многих странах стала реализовывать концепция «народного автомобиля», по-немецки фольксваген, в Германии она выродилась в сбор денег с рабочих и производство в годы войны Кюбельвагена (военного недоджипа), в СССР была попытка создать на заводе КИМ прото-москвич.

Потом война. На ней останавливаться не станем. И концепция народного автомобиля вернулась. В Германии она воскресла как Фольксваген-жук. 

Машина культовая, среди нищебродов
Машина культовая, среди нищебродов

Обратите внимание: указатели поворота — семафорные. Лапкой — шух! Этот жесткий кринж для 60-х когда в СССР уже были «Москвичи» смотрится как кнопочный телефон во времена айфонов. Но машинка культовая, на ней ездили пролетарии и в США, а вы думали на «Крайслерах»?) Нет, этот сегмент для богатых.

А что в СССР? Сталин после войны запустил сначала «Победу» как премиум-сегмент, а потом и «Москвич» для пролетариев интеллигентов. Служебным автомобилем стал ЗиМ, преобразившийся в ГАЗ-12. С одной стороны автомобилей производили мало, а с другой — почти столько сколько было тех, кто, мог за них заплатить.

Но при Хрущеве возник дефицит — денег у населения становилось все больше, а производство автомобилей за ростом благосостояния не успевало. И тогда какая-то светлая темная голова придумала создать свой «Жук». Но за образец взяли у итальянских недокоммунистов ихний Фиат. Так получился знаменитый «Горбатый». Дешево, можно клепать миллионами...Но это была ошибка, жестянка с ДВС воздушного охлаждения привела к резкому спросу но потом превратилась в «инвалидку» (ее выдавали ветеранам ВОВ бесплатно) и резкому расслоению общества на тех, кто фырчал на Горбатом и остальных автовладельцев на нормальных машинах.

Прорывным стал «Москвич-408», машина Шефа из «Брильянтовой руки»

Машина бандитов из 60-х
Машина бандитов из 60-х

Между прочим 1964 год. Но мало кто знает что это был в основном экспортный автомобиль. СССР критически зависел от иностранной валюты и продавал москвичи по всему миру. И их брали. С одной стороны дешево, почти нет комфорта, а с другой зачем платить больше? Москвич стал машиной фермера и сантехника. То есть настоящий автомобиль для пролетария. Конкурент «Жука» но более современный.

К концу 60-х Москвич стал устаревать и тогда перед руководством СССР встала дилемма: вложить деньги в модернизацию своего автопрома или купить лицензию у европейских компаний? Напомню, основная задача советского автопрома — продавать авто в Европу зарабатывая валюту. С одной стороны если продавать в Европу то нужна европейская машина, а с другой и своих поддержать надо. Выбрали оба варианта. Купили лицензию у Фиата, теперь без копирования, официально (более перспективной была французская переднеприводная Симка 1100, но победила политика, выбрали Автомобиль года-67 и учли то что в Италии была компартия у власти, Фольксваген-Гольф отсекался по политическим мотивам).

Симка 1100
Симка 1100

А могли получить сразу переднеприводный автомобиль и сэкономить 20 лет! Но и Фиат-124 в СССР отрывали с руками, как и в Европе. Это знаменитая «копейка», почти одновременно в серию пошел и Фиат 125 (трешка)

Именно в такой расцветке была трешка у моего бати
Именно в такой расцветке была трешка у моего бати

Но тут мы возвращаемся к советским реалиям. Как я уже выше говорил, советский Автопром имел основной задачей продавать автомобили в Европу зарабатывая валюту. Непроданное шло на внутренний рынок. Чтобы компенсировать «убыток» цена на автомобили предназначенные на экспорт но проданные дома увеличивалась. В пересчете на доллар 1 к 4,5. Это и был фактический курс рубля. Не путать с инвалютным рублем, счетной единицей МВТ,  он применялся в «Березках».

А что ж с развитием своих технологий? Построили завод в Ижевске, он производил копии «Москвича». Однако советский автолюбитель предпочитал экспортные «Жигули», отсюда образовались очереди. Из реалий 80-х, когда я лично участвовал в распределении автомобилей в одной из воинских частей. Для понимания надо объяснить что автомобилей было больше чем желающих их купить, особенно престижных «Жигулей» и тем более «Волг», оценочно 1 машина в год на 20 желающих купить «Волгу», на 10 «Жигули» и на 5 — «Москвич», «Запорожец» мог позволить себе прапорщик через 3-4 года, как и колхозник.

Поэтому машины распределяли по организациям. На арбузолитейный или мылоплавильный давали несколько запорожцев, на военный дарили иногда и жигули. На воинские части давали так же дифференцированно, в стройбат запоры и москвичи, летчикам и морякам жигули. Но была специфика, довольно много советских граждан ездило в загранкомандировки, а валюту им переводили в чеки и можно было купить всякого барахла, но обычно многие копили и за чеки покупали машины. Например инженер за три года в Индии мог купить трешку, а майор за те же три года в Ливии — Волгу. И это еще не все, льготы на покупку были и для работников северов (в основном добыча золота, нефти и газа). Там почти как в загранке. Был еще более экстремальный способ, фарцовка, кражи, тогда можно было купить машину « с рук», даже новую, за 2-3 цены.

Но к середине 80-х советская устаревшая еще с начала производства «классика» стала терять продажи в Европе, тогда наш Автопром недолго думая заказал проект новой машины... фирме «Порше». 

А вы знали что Восьмерка это
А вы знали что Восьмерка это "Порше"?

Одновременно и АЗЛК все-таки купил Симку, которая стала АЗЛК-2141. Но было уже поздно, СССР распадался и его ничего не могло спасти.

Подводя итоги — СССР после войны был способен и смог создать как свои автомодели так и скопировать и запустить в производство зарубежные. Но его основной задачей было зарабатывать валюту, а не обеспечивать население автомобилями, эта задача была второстепенной. И с главной задачей он успешно справился, все эти югославские сапоги и японские станки с магнитофонами куплены за валюту вырученную от продажи автомобилей.

А если кому-то не досталось «Жигулей» то примите мои соболезнования, просто вы работали не на приоритетных производствах. 

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
The Telegraph сообщает , что 10 июня 2022 года в своём доме после храброй борьбы с раком легких на 54-м году жизни скончалась Катерина Спенсер-Черчилль, урождённая Ланкастер. Покойную оплакивают родители, Энтони и Хизер, вдовец Рэндольф Леонард и дети Серена, Зоя, Алиса и Джон. ...
Последнюю пару лет, когда я задумываюсь, куда бы съездить на выходные, "чтобы недалеко, но я там еще не был", первыми на ум приходят испанская Асторга и португальская Виана ду Каштелу. Но по закону подлости в такие дни и там, и там случается плохая погода. К тому же до Асторги все же ех ...
Теракт в московском аэропорту " Домодедово " раскрыт, сообщил сегодня официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин . Личность смертника установлена. Теракт был направлен главным образом против иностранцев. ...
Лента новостей будет здесь, уже есть видео, как на входе стрелявший убил человека: https://t.me/SergeyKolyasnikov UPD. По итогу. 18-летний выродок купил гладкоствол, пришел университет, кула поступил в августе, где убил 6-8 (уточняется) и ранил 14 человек. Приехавший по вызову ...
Кто в детстве не мечтал о собаке? В моем дворе каждый мечтал быть гордым хозяином щеночка, чтобы воспитать из него верного друга. Родители часто отказывались исполнять эту мечту, находя для этого много веских доводов. Интересно, что бы они ответили, если бы мне подарил собаку Владимир ...