Советские учёные на картошке: за и и против
maysuryan — 25.02.2020 Как видим, советские дискуссии "про картошку" ещё брежневских лет продолжаются в наше время с новым жаром. Помните этот обмен репликами из фильма Эльдара Рязанова "Гараж" (1979)?— Мне как заместителю директора института звонили из весомой организации… В овощном магазине номер шестьдесят два люди покупали картофель в пакетах — и что они там находили?
— Неужели ананасы?!..
— А находили они там визитную карточку Павла Константиновича со всеми его регалиями, званиями, телефонами и домашним адресом... Что это за выходки? Во-первых, вас никто на овощную базу не отправлял.
— Послали всю мою лабораторию, всех моих научных сотрудников. И я считал невозможным не пойти с ними. Я привык работать добросовестно. Если я при окладе пятьсот рублей в месяц пакую картофель, то я отвечаю за каждую картофелину. Жалобы на качество были?
— Вроде нет...
— Когда вы покупаете коробку конфет, там лежит бумажка: укладчица номер такой-то. А на овощной базе ни мне, ни докторам наук, ни кандидатам, никому номеров не выдавали. Вот я и вкладывал в пакеты визитную карточку.
Вот и теперь alex_dragon целый пост соорудил, доказывая, какой это был ужас-ужас-ужас — поездки учёных на картошку. Назвал его по-научному — "Картошка, или Отчуждённый труд при социализме".
Хорошо, давайте про отчуждённый труд. Все помнят, что написал Маркс про отчуждённый труд?
Отчуждение труда, по Марксу, заключается "в том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своём труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы.
Советские учёные на картошке. 1979 год
"...чувствует себя не счастливым, а несчастным..."
"...изнуряет свою физическую природу..."
"...и разрушает свои духовные силы..."
Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это — принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Отчуждённость труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы...
В результате получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций — при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае ещё расположась у себя в жилище, украшая себя и т.д., — а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным. То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному? Правда, еда, питье, половой акт и т.д. тоже суть подлинно человеческие функции. Но в абстракции, отрывающей их от круга прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние и единственные конечные цели, они носят животный характер."
Кажется, ясно. Отринем, как несущественные, все воспоминания очевидцев, что "картошка" многими воспринималась отнюдь не как отчуждённый труд, а как нечто почти приятное — и примем, что это был прямо-таки эталон отчуждённого труда, от которого "бегут как от чумы". Однако не стоит забывать, что при социализме отчуждённый труд ещё не исчезает. Наоборот, увы, в обществе есть ещё целые моря отчуждённого труда, посреди которых — небольшие оазисы труда неотчуждённого. Это как раз труд учёных, научных, творческих работников, так ярко описанный в 60-е годы братьями Стругацкими в повести "Понедельник начинается в субботу" (1965). Героям которой так нравится и приносит так много положительных эмоций их работа, что они хотели бы с удовольствием работать не только в будни, но и в выходные дни (в этом и смысл заглавия повести), и в праздники. Материалом для повести, где описан "НИИ Чародейства и Волшебства", послужили впечатления о коллективе Пулковской обсерватории, где работал один из братьев-фантастов.
Но вернёмся к нашей картошке. Разве не справедливо, если люди, которые трудятся в таком оазисе неотчуждённого труда, должны хотя бы изредка покидать его пределы, чтобы ощутить, как живут и работают остальные трудящиеся? И чем они им обязаны? Как же следует относиться к их возмущению тем, что их просят иногда выходить из их башни из слоновой кости?..
Тем более, что буржуазный строй, повторюсь, просто без малейшего стеснения тупо разломал эти башни, и заставил многих вчерашних учёных переквалифицироваться в продавцов ларьков и челноков. Кому-то, правда, удалось переквалифицироваться в олигархов-миллионеров. Но таких тоже обычно ждала довольно безрадостная встреча с шарфиком — каждого в свой черёд...