Сотрудники ГИБДД и «живой щит» на МКАД
Bercana737 — 11.03.2010 Столичные милиционеры в очередной раз «отличились»: гаишники заставили водителей перегородить своими машинами МКАД, чтобы задержать уходившего от погони преступника. Итог смелой инициативы плачевен - вор сбежал, несколько машин получили повреждения, участники инцидента в ярости...Очень характерная деталь: сам инцидент произошел еще 5 марта, однако широко известно о нем стало лишь к середине вторника. Да и то не из официальных милицейских отчетов, а от участника происшествия. Глубоко возмущенный действиями стражей порядка москвич Станислав Сутягин решил выступить публично и рассказал свою историю.
«5 марта я со знакомым, двигаясь по МКАД со стороны Щелковского шоссе в направлении Ярославского шоссе на автомобиле Mercedes, не доезжая до Ярославского, увидел несколько машин ДПС. Наш автомобиль двигался в крайнем левом ряду, и, когда нам просигналили остановиться, мы это сделали, - заявил мужчина в эфире «Эха Москвы». - Инспекторы попросили меня поставить машину немножко боком. То же самое по их просьбе сделали и другие автомобилисты. Буквально через несколько минут, слегка протаранив меня и стоящую рядом черную «Волгу», пронеслась серебристая Audi. После чего сотрудники милиции сели в свои машины и продолжили преследование».
Сутягин подчеркивает, что инспекторы не просили водителей выйти из автомобилей и ничего не объясняли, таким образом подвергая их жизни прямой угрозе. По его словам, за черной «Волгой» стояла еще одна, белая, водитель которой вез в роддом беременную женщину. От удара белая «Волга» также пострадала. Кроме того, его особое возмущение вызывал тот факт, что милиционеры прямым текстом заявили: компенсации вы не получите, поскольку преступник не был пойман.
По словам лавы отдела пропаганды безопасности дорожного движения московской ГИБДД Марины Васильевой, милиционеры не перегораживали дорогу чужими машинами, а создавали «искусственную пробку» - или, иначе говоря, просто остановили движение, чтобы осложнить преступнику передвижение по дороге.
Несколько конкретнее оказалась информация, которую милиционеры предоставили нашей редакции. «В рамках проведения операции «Борсетка» сотрудники Госавтоинспекции были вынуждены прибегнуть к помощи автовладельцев, - гласило объяснение. - В результате пострадали машины горожан. Управление ГИБДД провело проверку по данному факту. По результатам командиру спецполка ДПИС Александру Козлову объявлено неполное служебное соответствие. Кроме этого, генерал Казанцев взял под свой личный контроль вопрос компенсации автовладельцам за испорченную технику».
Как видим, версия милиции довольно существенно отличается от «народной». Что, впрочем, неудивительно - ведь стражам порядка нужно отчитываться не только перед гражданами, но и перед начальством, и перед федеральными властями. Кроме того, показания виновников инцидента, показания свидетелей и прочая информация проходят такое количество милицейских инстанций, что на выходе неизбежно получается нечто весьма далекое от реальности... особенно если учитывать, что на подготовку официальной версии у инспекции был всего один вечер. Так или иначе, сейчас гораздо важнее тот факт, что ответственные лица намерены разобрать инцидент самым серьезным образом. В частности, за проверку уже взялся Следственный комитет при прокуратуре РФ, а Генпрокуратура уже запросила материалы служебной проверки у МВД.
Но тем не менее всем остальным автомобилистам от этого отнюдь не легче. В самом деле, участникам инцидента просто повезло, что в тот момент погоня велась за обычным воришкой. А если бы милиция преследовала какого-нибудь вооруженного налетчика, террориста, киллера или маньяка? Убегающий преступник мог бы, не задумываясь, покалечить или даже убить тех, кто - пусть невольно - встал у него на пути. Кроме того, даже вор мог оказаться пьян, «под кайфом» или просто в состоянии аффекта - и врезаться в перегородившие дорогу машины на полной скорости. В этом случае жертвы были бы неизбежны. Как бы то ни было, милиция была обязана вывести людей из машин или хотя бы объяснить им, что происходит. Не говоря уж о том, что у гаишников есть масса спецсредств, позволяющих остановить нужную машину.
Взять хотя бы ленты с шипами или специальные цепи, которые фактически обездвиживают автомобиль. Да и кто мешал передать сведения о погоне другим постам и организовать «живой щит» из патрульных машин и вооруженных милиционеров? Что заставило инспекторов действовать таким образом - недостаток выучки, личная безответственность, растерянность перед необходимостью быстро принимать решения - бог весть. Однако нам, обычным гражданам, неплохо бы знать, как действовать, попавшись под руку непрофессиональным борцам с преступностью.