Собирая Чехова из осколков

топ 100 блогов olga_srb20.09.2021 Что такое рассказы Чехова? Это классика, которая переиздается в красивых переплетах, не подлежит критике и воспринимается как данность. Чехов – это «маленький человек», неотъемлемая часть театрального репертуара и масса вопросов, адресованных душе и совести читателя.

Мы привыкли видеть в классиках классиков, и думаем, что они не просто писали рассказы, а сразу создавали великие произведения с расчетом пополнить ими школьные программы. С восторженным придыханием глядя на гениальные чеховские строки, трудно представить, как все создавалось. И нелегко вообразить, что гениальные строки писались в условиях, далеких от возвышенно-романтических.

Это на картинах писатели и поэты сидят в просторных блузах с пером в руке и с глубокомысленной мечтательностью смотрят вдаль, угадывая в ней контуры своих будущих собраний сочинений.

В жизни все проще.


У большинства выдающихся рассказов, повестей и романов обнаруживается весьма прозаическая житейская история. И создавались они в определенном смысле на авось, то есть без гарантии мирового признания.

Сколько всего гениального кануло в небытие по вине издателей, редакторов и цензоров, страшно вообразить! Но некоторым текстам повезло – они пережили и своих авторов, и несколько последующих поколений.

Почему кому-то удается войти в историю и стать частью классической литературы, а кому-то нет, это сложный и почти загадочный вопрос… Но в каждом случае имеется свой ответ.

Я очень люблю чеховскую прозу и драматургию, и его сборники всегда лежат у меня под рукой.

Собирая Чехова из осколков Chehov_Oskolki1_1.jpg

Примечательно, что произведения, хорошо знакомые каждому со школьной скамьи, писались вовсе не для создания нового художественного метода и не для их последующего анализа в ученических сочинениях.

Как правило, творчество было способом заработка, подчас лишенным спонтанного вдохновения и воспринимавшимся автором как сугубо принудительный труд.

Известно, что Антон Павлович Чехов не имел иных источников дохода, кроме трудовой деятельности (врачебной и писательской). И начинал он не с эпических произведений, а с жанров, за которые можно было получить быстрый гонорар, то есть с журнальных заметок.

Позиция большинства изданий, где ему приходилось печататься, не соответствовала его личному мировоззрению, но Чехову, как и всем людям, живущим на трудовые доходы, приходилось терпеть некоторые неудобства.

Испытывая материальную нужду, Чехов писал все, за что платили: рассказы, статьи, рецензии, репортажи, подписи к рисункам, пародии, анекдоты. Спрос порождал предложение.

Чехов сочинял рассказы для журналов не потому что хотел этим заниматься, а потому что нуждался. «Надо» не отменяет творческого порыва, но делает приоритетным обязанности.

Поскольку практика журнальной работы неизбежно предполагает оперативность, у авторов вырабатывается умение быть быстрым и кратким. Отсюда черпает свои истоки чеховский литературный стиль: емкость формулировок, минимальный объем и неизменное обращение к повседневным, повторяющимся событиям.

Возможно, если бы не рутинная работа в периодике, Антон Павлович не пришел бы в большую литературу, не достиг ее вершин, и мы бы не знали такого прекрасного писателя. И, повторюсь, начинал он не со сборников в твердом переплете, а с коротких заметок-однодневок, которые были замечены и оценены по достоинству отнюдь не сразу.

Обратимся к конкретным рассказам, которые вошли в золотой фонд русской литературы и без которых эту литературу просто невозможно представить.

Как состоялось знакомство читателей с ними?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо взять в руки журнал «Осколки». С этим изданием сотрудничество Чехова было особенно продолжительным и регулярным.

Собирая Чехова из осколков Chehov_Oskolki2_1.jpg

Собирая Чехова из осколков Chehov_Oskolki3_1.jpg

«Осколки» - дореволюционный аналог советского «Крокодила», обличающего пороки общества, и именно в «Осколках» впервые было опубликовано множество чеховских рассказов, написанных без всякого расчета на попадание в литературные альманахи и хрестоматии.

Собирая Чехова из осколков Chehov_Oskolki4_1.jpg

Собирая Чехова из осколков Chehov_Oskolki5_1.jpg

Кстати, картинка будущего весьма близка к реальности.

Собирая Чехова из осколков Chehov_Oskolki6_1.jpg

Все началось в январе 1883 года, когда Чехов стал появляться в каждом номере, иногда с двумя-тремя рассказами сразу. На тот момент будущему классику едва исполнилось 23 года. Совсем молодой!

Вы только представьте, что легендарные «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Торжество победителя» писались исключительно на заказ и ради гонорара, причем сдать заказ нужно было в срок и в соответствии с требованиями издателя – Н.А. Лейкина. Спасибо ему за то, что помог раскрыться великому классику, и за то, что проявлял снисходительность к автору.

Из переписки Чехова и Лейкина известно, что последний, выступая в качестве заказчика, часто упрекал своего сотрудника в нерадивости. По мнению издателя, Чехов писал меньше, чем мог и обещал, и не всегда успевал выполнить заказ в срок, то есть не только своевременно написать текст, но и «перебелить» (переписать начисто) предназначенную для журнала рукопись.

Работа в журнале, предполагавшая написание сатирических репортажей (о них расскажу на днях) и рассказов, оплачивалась в диапазоне от 45 до 65 рублей в месяц. Для сравнения: фельдшер в земской амбулатории получал жалование в размере 40 рублей в месяц.

Если обратиться к ценам 1880-х годов, это не большая, но достойная сумма.

Разумеется, Чехову гонорары казались недостаточными, хотя лучших условий ему никто не предлагал.

Как и все авторы, Антон Павлович был вынужден учитывать и требования издателя (темы, сроки, объем), и ожидания читателей.

Подписчики «Осколков» представляли собой специфическую публику, предпочитающую веселые сценки, легкий юмор и шаловливые стишки. Неудивительно, что ряд чеховских рассказов вызывал у них скуку, и до Лейкина периодически долетали «жалобы на серьезность».

Что бы ни думал о читателях Чехов, он был вынужден приспосабливаться, так что если какие-то фрагменты его текстов вы найдете неуместно облегченными, знайте: это сделано в угоду потребителей.

Еще одним осложняющим полет писательской фантазии моментом была цензура. Она была, есть и будет всегда, хоть и существует в разных формах.

Правительственные распоряжения начала 1880-х годов установили строгий режим для всей русской печати, но особенно - для юмористической журналистики. Сатира должна была быть крайне осмотрительной (не дай бог покушаться на скрепы!), а судьба издания попадала в руки цензурного начальства.

Вот в таких условиях (давление издателя, капризы читателей, цензорский надзор, личные проблемы) и создавались тексты, которые сейчас мы именуем шедеврами. Некоторые писались легко, некоторые приходилось выдавливать из себя по строчке, преодолевая состояние, которое сейчас нам известно под именем «прокрастинация».

Вот они – рассказы, которые сейчас мы заслуженно считаем шедеврами. Попадание в обязательную школьную программу гарантирует им общенациональную известность, но это тот случай, когда слава вполне оправдана.

Собирая Чехова из осколков Chehov_Oskolki7_1.jpg

Собирая Чехова из осколков Chehov_Oskolki8_1.jpg

Однако есть один интересный момент.

Когда мы читаем эти рассказы в сборниках, их герои воспринимаются как обобщенные персонажи – носители неких характеристик, но не живые люди.

При чтении того же текста в журнале происходит их волшебное оживление! Формат репортажа превращает персонаж в человека, сюжет – в реальное событие, а рассказ – в зарисовку с натуры.

Совершенно логично та или иная зарисовка оказывается в конкретном номере журнала: текст и выпуск совпадают по сезону (в летних номерах не описываются события, случившиеся зимой), созвучны по ситуации и актуальным темам, обсуждаемым в городе.

Рассказ не вытаскивается из запасников (из-за чего от него неизбежно отдавало бы нафталином), а отражает «злобу дня». Вот откуда появляется живость и достоверность.

Когда я читаю в журнале, например, «Смерть чиновника», я совершенно освобождаюсь от школьных штампов: «маленького человека», чинопочитания, социального неравенства, нравственного разложения капиталистического общества и т.д. Я вижу пародию - доведенный до гротеска случай и нелепую смерть вследствие нервного перенапряжения.

«Дочь Альбиона», если ее не вырывать из контекста московской жизни 1883 года, высмеивает свойственное русским людям настороженно-пренебрежительное отношение к иностранцам. В том году эта тема то и дело мелькает на страницах журнала, так что Чехов описывает сценку, которая очень вписывается в рубрику «о чем говорят».

Кстати, в журнальной версии «Торжества победителя» Курицын называется Курацаповым. Такой вариант представляет его более хищной натурой, но в дальнейшем автор смягчает фамилию своего героя.

Интересно, что в оригинальной версии «Толстого и тонкого» описан не социальный конфликт (как мы привыкли по собраниям сочинений), а смешная ситуация – неосторожное высказывание испортило встречу бывших одноклассников.

В журнале Тонкий называет Толстого (своего будущего начальника) скотиной («начальник, говорят, скотина; ну, да черт с ним»), и перед подписчиком разворачивается рядовая сцена – начальник гневается на подчиненного и надувается «как индийский петух».

Позднее, дорабатывая рассказ до уровня сборника, Чехов внес правки, сделавшие юмор более изысканным. Если в журнале мы читаем легкий анекдот, то в сборнике это уже острая сатира. И, кстати, в сборнике Тонкий служит в обобщенном департаменте, а не в «департаменте предисловий и опечаток» (как в журнале).

Если вы хотите прочесть оригинальный текст, то вот он.

Признаюсь, мне журнальная версия нравится больше.

Собирая Чехова из осколков Chehov_Oskolki9_1.jpg

Обратите внимание на подпись!

Известно, что в те годы авторы часто использовали псевдонимы. Чехов не был исключением: свои рассказы он подписывал «А. Чехонте». Использование псевдонима была связано с желанием избежать неприятностей в случае, если кто-то опознает себя в литературном персонаже.

Мне очень нравится рассказ «Прощение». Его автор – «Человек без селезенки», за которым скрывается Чехов.

Собирая Чехова из осколков Chehov_Oskolki10_1.jpg

К слову, скорость публикации была очень высокой. Журналистика работала, можно сказать, «с колес». Например, «Смерть чиновника» издатель получил от Антона Павловича 29 июня, и уже спустя три дня, 2 июля, рассказ появился в журнальном выпуске за № 27.

Собирая Чехова из осколков Chehov_Oskolki11_1.jpg

Очень многие рассказы, размещенные в «Осколках», получили меньшую известность, но от этого они не менее занятны.

Вот, например, чудесная зарисовка!

Собирая Чехова из осколков Chehov_Oskolki12_1.jpg

И вот эта – про «самообольщение».

Собирая Чехова из осколков Chehov_Oskolki13_1.jpg

Кроме рассказов, Чехов писал фельетоны. Но об этом – в другой раз.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
С киргизского форума diesel:Разговаривал только что с мамой. Ей пришлой идти к своему отцу от Зайнабетдиновой до Гор.больницы. Нарасказывала страхов. Говорит, что по дорогам рассекают машины без номеров и со всех окон торчат охотничьи ружья и ...
10:47:34 _DSC0117 Taken on September 25, 2024 Nikon D3100 ,55.0-200.0 mm f/4.0-5.6 ƒ/4.0 55.0 mm 1/125 280 Centrs, Rīga, Latvia BMW ...
По вопросам размещения рекламы в блоге и паблике ВК обращайтесь: [email protected] В пятницу у меня закончились таблетки, которые мне выписали в платной клинике для лохов, у меня ухудшение пошло. Спал очень плохо ночью, яйца гудят и общая слабость. Значит, те таблетки снимали симптомы, ...
Когда я выйду на пенсию, а вернее, еще до выхода на эту самую пенсию, я подружусь с руководством какого ни будь маленького и теплого городка. Подружусь не очень сильно - ровно настолько, чтобы мне позволяли каждое утро усаживаться на низенькой табуреточке напротив городского ресторана быст ...
81 год назад, 13 апреля 1937 г. ушел из жизни писатель, имя которого известно каждому, – Илья Ильф. В соавторстве с Евгением Петровым они написали романы, которые их обессмертили, – «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», и это тоже общеизвестный факт. А вот о настоящем имени писателя, ...