Собака, которая умела смеяться, или Зачем нам нужен смех
88 — 14.11.2013
У моей знакомой много лет жила собака. Беспородная и не
слишком красивая. Однако хозяйка любила свою Джинку, гордилась ее
способностями, не уставала рассказывать о привычках и особенностях
любимицы. Вывод женщина делала всегда один и тот же: «Она не собака
– она человек!» После сказанного псина приподнимала тоненькую
розовую полосочку верхней губы, демонстрируя желтоватые зубы, и
начинала тихонько похрюкивать. «Джина смеется? Моя девочка
смеется!!!» – восторгам хозяйки не было конца. Смех заразителен,
даже если это смех собаки. Присутствующие тоже начинали
смеяться...
Ученые выяснили
«При просмотре смешного видео у детей наблюдалась повышенная
активность в двух участках головного мозга, которые так же
реагируют на юмор у взрослых людей. Однако у детей, в отличие от
взрослых, эта область активировалась в обоих полушариях, тогда как
у взрослых только в левом.
Кроме того, при просмотре смешных клипов у детей
активировалась «система поощрения» головного мозга. По оценкам
экспертов, чем старше ребенок, тем меньше активируется у него
система поощрения в ответ на смешные сигналы. Юмор очень важен для
эмоционального и физического здоровья, развития когнитивных
способностей [1] и поддержания отношений», – отмечает
руководитель изыскания Аллан Рейсс.
Важнейшим из химических факторов т. наз. «системы поощрения»
головного мозга является дофамин. Именно он вызывает чувство
удовольствия и влияет на мотивацию к обучению. Совет для школьных
учителей: учить детей нужно со смехом.
Группа ученых университета города Портсмут (Англия) пришла к
выводу, что смех и способность к юмору появились у животных 16 млн.
лет назад. Также специалисты отмечают: смех имеет сложную природу и
является выражением работы нервной системы, а в человеческом
обществе выполняет еще и социально-поощрительную
функцию.
Ученые Вашингтонского государственного университета
обнаружили, что смеяться умеют не только приматы. Большое чувство
юмора имеется у крыс. Они часто и подолгу смеются, но для
человеческого уха частотный диапазон этих звуков не уловим
[2].
Дело в гуморе
Юмор, как его понимали в античности, был связан с состоянием
человека, его здоровьем. Оно определялось соотношением четырех
жидкостей: крови, лимфы, черной и желтой желчи, называемой «гумор».
А от древнего «гумора» до нашего «юмора» уже, как говорится, рукой
подать. В разных источниках юмор характеризуется как
интеллектуальная способность замечать противоречия; как защитный
механизм, позволяющий сохранить целостность личности; как
деятельность (!) человека, направленная на вызывание смеха,
улыбки.
Некоторые мнения некоторых людей и словарей:
А. Писемский: «Юмор – слово английское... оно означает
известное настроение духа, при котором человеку кажется всё в более
смешном виде, чем другим».
М. Жванецкий: «Юмор – это не шутка. Это не слова. Это не
поскользнувшаяся старушка. Юмор – это даже не Чаплин. Юмор – это
редкое состояние человека и талантливого времени, когда ты весел и
умен одновременно. И ты весело открываешь законы, по которым ходят
люди…»
Илья Шемелов [3]: «Юмор – это выражение бессознательного в
человеке».
D. H. Monro: «Смешное является одной из неразгаданных проблем
философии».
Е. Замятин: «…смех – самое страшное оружие: смехом можно
убить всё – даже убийство».
Википедия: «В целом юмор можно охарактеризовать как удачно
структурированную информацию, направленную на запутывание
оппонентов по данной теме, либо на предотвращение запутывания своих
сторонников».
Кто-То-Из-Сети: «Но юмор всё равно бывает разный – есть
абсурдный, как у Хармса, к примеру, игра слов. Есть юмор,
основанный на преувеличении реальности, есть добрый, есть едкий,
черный и т. д.»
Термин «юмор» может быть рассмотрен двояко: как понимание
комического субъектом (чувство юмора), так и его умение
продуцировать это самое комическое. Приходится признать, что не
всегда субъект является носителем двух этих
характеристик.
Во многих источниках подчеркивается, что юмор – это смех
беззлобный, но скрывающий под маской серьезное отношение к
объекту/субъекту воздействия. В таком случае возникает закономерный
вопрос: зачем? Зачем нужна такая маска? Ответ прост. Таким образом
человек защищается от внешнего мира, от возможной агрессии
общества; одновременно он старается найти поддержку и отклик себе
подобных.
Аркадий Райкин: «Смех бывает: «Хи-хи-хи, ха-ха-ха,
хо-хо-хо...»
Спорным будет и вопрос о градациях (формах) юмора. С одной
стороны, юмор предполагает наличие высокого вкуса, чувства
прекрасного, чувства меры, наблюдательности, умения видеть
необычное в обыденном, ассоциативного мышления, высокого
интеллекта, иначе, обобщая, – наличие качеств творческой личности.
С другой стороны, как продолжение «достоинств», нельзя исключить и
проявление «недостатков»: язвительности и коварства, ехидства и
даже злобы [4], а также реакции в виде смеха на низменные
проявления человеческой природы. Потому правильнее будет говорить
не о формах юмора, а, скорее, об особенностях человеческого
восприятия. Итак.
Существуют различные формы, с помощью которых человек
выражает неоднозначность, парадоксальность своего восприятия:
шутка, ирония, оксюморон (игра слов), пародия, сатира, сарказм,
анекдот, каламбур, издевка, насмешка, глумление, издевательство,
шпилька, острота и т. д. Как об особых видах можно говорить о
черном юморе, плоском юморе, юморе висельника, юморе ниже пояса, а
также о стебе и жестком стебе. Как видим, формы разные – от
безобидных и приятных до по-настоящему опасных, агрессивных. От
применяемых в искусстве как художественные приемы (ирония ,
оксюморон, сарказм) или жанры (шутка, сатира, пародия, каламбур) до
используемых в быту (шутка, анекдот, насмешка и
пр.).
Наряду с текстовой формой, юмор может быть также представлен
в графическом виде – карикатура, шарж и др.
Юмор можно классифицировать (условно) по
географическому/национальному признаку, например: английский,
французский, юмор габровцев, одесский, армянского радио, грузинских
короткометражных фильмов, финских горячих парней, чукчей и т.
д.
Простую типологию приводит Л. Карасев [5]: «Если первый тип -
”смех тела” - по преимуществу относится к ”низу” человеческой
чувственности, то второй - ”смех ума” - к её ”верху”. Это область
рефлексии, парадоксальной оценки, сфера проявления
остроумия. ”Упрощая дело, можно сказать, что смеха
два, а плач один”».
Юмор может быть узнаваемым, а потому носящим
персонифицированный характер, как-то: петросяновский, задорновский,
РегиноДубовицкий, комедиклабовский, КВН-ский, Путинский,
черномырдинский, детективно-донцовский и пр.
Формула шутки юмора
Эксперты с туманного Альбиона вывели формулу, описывающую
параметры смеха. Вот такая она, идеальная шутка, в математическом
выражении:
c=(m+nO)/p, где "с" - ее соль, "m" - комический момент,
который достигается умножением индекса кульминационного пункта соли
шутки на длину ее сюжета, "nO" – параметр, равный количеству
осмеяний, которому подвергается объект шутки, умноженному на
"ой-фактор" - социальный и физический эффект, который шутка
оказывает на объект высмеивания. Эта сложная структура делится на
"p" - количество каламбуров в шутке или игру слов.
Не выходя за рамки темы статьи, остается только пожелать,
чтобы теоретики Хэлен Пилчер и Тимандра Харкнесс побывали в
Гарварде и получили за свое открытие Шнобелевскую
премию.
Наблюдая падение
Вызвать смех у людей очень просто. Достаточно поскользнуться
на арбузной корке и упасть. Или погнаться за сорванной ветром
шляпой.
Страшные сами по себе случаи глумления над людьми, избиения
людей, даже убийства, у кого-то вызывают смех. «Опустить» человека
и морально, и физически, как оказалось, может быть смешно и
приятно.
«В 1999 году толпы народа смеялись во время этнических
насилий в Индонезии и Косово. В американском городе Littleton,
Colorado, произошел случай, когда двое преступников расстреляли
много других людей. Сохранились свидетели этого происшествия.
Переживший кошмар Арон Кон рассказал, что оба убийцы
”смеялись. Они кричали и хохотали. Они испытывали высшее
наслаждение в своей жизни” (”Death Goes to School with Cold, Evil
Laugher”, Denver Rocky Mountain News, 21 April,
1999)».[5]
И далее, у того же автора читаем: «В наше время физическая
схватка превратилась в дуэль остроумия. Ежедневно мы соревнуемся и
оттачиваем свое соревновательное мастерство не в физическом, но в
умственном превосходстве, где оружием служит наш ум и способность
находить решения».
И в заключение – небольшой отрывок из интервью с Михаилом
Жванецким, позволяющий ответить на вопрос: «А оно вам
нужно?»
– Чувство юмора — его можно развить или с ним можно
родиться?
– Маленький совет. Если у вас нет чувства юмора — держите возле
себя человека, у которого есть чувство юмора. Вообще, хотя бы
следите за ним. Нет, развить чувство юмора невозможно. И это
грустно.
Мне грустно, когда я встречаю людей, лишенных чувства юмора, а их
очень много. Особенно «патриотически» настроенных, они почему-то
все его начисто лишены. Они очень серьезны. Всё время трескучие
фразы, бесконечная геополитика, всё жутко пафосное. Абсолютно нет
чувства юмора. Я, наверное, им кажусь очень мелким и вшивым, потому
что я ироничен. Ну, а они - мне. Так и
живем…[6]
______________________________
[1] Способности к познанию. Вспоминаю, какими неизменно
привлекательными были уроки английского языка в нашем классе.
Молоденькая учительница презабавно умела изобразить новые словарные
слова. Так, глагол to run был ею «переведен» легкой
пробежкой между рядами.
[2] http://newsru.com/world/07jun2009/smeh.html
[3] Капитан Мурманской команды КВН «Зеленый чай»
http://www.sz.aif.ru/culture/article/27399
[4] Не раз приходилось наблюдать, как у детей, начавших в
шутку обзываться, дело заканчивалось серьезной
потасовкой.
[5] Константин Глинка. «Теория юмора»
[6] http://www.izrus.com/55.html