Снова о двориках, а то о чём же?


Коллекция двориков: 318
Szent István körút 16.
Дома с внутренними двориками, имеющими по периметру на всех этажах балконы-галереи, по-венгерски называются körfolyosós ház. Здесь kör – кольцо, круг (поэтому бульвар, кольцевая дорога, – körút, около, примерно – körülbelül), folyosós – прилагательное от слова folyosó – коридор, которое причастие от слова folyó – поток, а ház – дом.

Thököly út 46.
Статьи такой в венгерской Википедии нет. Ну, нет и нет – чего тут описывать, всем и так понятно.
В русской Википедии есть статья Галерейный дом. Но там речь идёт о ситуации, когда эти галереи проложены только с одной стороны дома («обычно располагаются с теневой стороны здания»), причём имеется фотография будапештского дома, но совершенно чудовищного, несчастного. Кто три сотни дворов в моей Коллекции двориков смотрел, знает, какие они бывают в диапазоне от элегантного до роскошного.
Юлия Леонова, коллега, подсказала немецкое название: Pawlatsche, Pawlatschenhaus. Сказано же: «Никогда не делай того, что всё равно сделают немцы…». Немецкая статья нашлась. В статье оказались расписаны типы таких домов и их генезис.

Коллекция двориков: 307
Király utca 19.
Да, в основе – крестьянские Г-образные дома Чехии, Венгрии, Австрии, плюс городские дома ремесленников с очень узкими, вытянутыми перпендикулярно улице участками, плюс аркады Ренессанса.

Коллекция двориков: 330
Hunyadi tér 1.
Объяснена и разностатусность доходного дома: самые дорогие квартиры смотрят окнами и во двор, и на улицу; бизнес-класс. Остальные – эконом.

Коллекция двориков: 305
Auluch utca 7.
Добавлю лишь, что получается схема, описанная Маршаком, но ориентированная не вертикально, а горизонтально: сенатор, конечно, будет занимать этаж – в той части дома, что выходит на улицу, да и путейский генерал с княгиней. А вот мировой судья и полковник с матушкой-вдовой могут поселиться не выше этажом, а дальше от улицы, в боковой или дальней части дома-прямоугольника. Фотограф, впрочем, всё равно окажется в мезонине.

Szent István körút 20.
Отмечено рубежная для Вены точка в судьбе домов с двориками и галереями: они были запрещены после пожара в Рингтеатре в 1881 году. Не знаю логику этого решения, предполагаю обычную начальственную мысль: «Первым делом надо что-то запретить!». Жаль, в статье не сказано, что как раз на последующие два десятилетия и приходится расцвет будапештских двориков. Все самые-самые – как раз 1880-90 годы.

Bródy Sándor utca 6.
Пишут, что встречаются такие дома в Вене, Будапеште, Праге, Брно, Граце, Братиславе, Львове… Да и само слово Pawlatsche оказалось чешского происхождения: pavlač – коридор/доступ (от влачить?). В Венгрии же наряду с körfolyosó используют пришедшее из немецкого gang, что обыграно в романе Пала Бекеша, где к будапештцу, живущему в доме с гангами, в районе, называемом «Чикаго», приезжает из настоящего Чикаго брат. Естественно и ожидаемо – гангстер.

Коллекция двориков: 288
Alkotmány utca 16.
Да, Австро-Венгрия – это именно так: слова, тортики, люди и идеи перемещаются, знакомятся, ссорятся-мирятся, переплетаются. И если осью и хребтом империи служил Дунай, то границы можно определять через эти дома: где горожанин идёт к своим дверям по балкону-галерее мимо чужих окон, над двориком, где тень и тишина, вдоль кованого кружева перил, мимо красной герани – там и Австро-Венгрия.
|
</> |