Служили два товарища-камрада...

топ 100 блогов uctopuockon_pyc03.10.2023 Капитан Морис де Сейн совершил подвиг, который во все времена незабываем:
сам погиб, но своего русского друга не бросил...

Все в авиационном полку удивлялись,
как крепко сдружились два таких совсем непохожих друг на друга человека,
которых просто свела вместе война и авиация.

Служили два товарища-камрада...
      
Есть на Введенском кладбище в Москве "уголок Франции", где стоит стела в честь войны 1812 года.
И есть здесь мемориал французским лётчикам из полка "Нормандия-Неман", которые погибли в 1943−45 годах.

  Служили два товарища-камрада...  Служили два товарища-камрада...

После войны, в 1953 году прах французских лётчиков был перевезён на родину во Францию,
а могилу с памятной плитой оставили.

Служили два товарища-камрада...

В 1964 году в Орловской области обнаружили прах неизвестного французского лётчика из эскадрильи и тоже перенесли сюда.

Служили два товарища-камрада...


Служили два товарища-камрада...

В надписи на могильной плите Морис де Сейн значится первым,
хотя лётчик Марсель Лефевр погиб раньше него и посмертно стал Героем Советского Союза.

Но капитан Морис де Сейн совершил подвиг, который во все времена незабываем:
сам погиб, но своего русского друга не бросил...

Служили два товарища-камрада...


  Два друга

Все в авиационном полку удивлялись, как крепко сдружились два таких совсем непохожих друг на друга человека,
которых просто свела вместе война и авиация.
  Служили два товарища-камрада...   Служили два товарища-камрада...

Морис де Сейн был старше Владимира Белозуба на 7 лет.
Родился Морис в Париже в аристократической семье маркиза Филиппа де Сейна 7 августа 1914 года -
через четыре дня после вступления Франции в Первую мировую войну.
Тогда ещё никто не знал, что кровавая катастрофа Первой мировой продлится 4 года, сметёт империи и монархии,
а во французской истории окажется по потерям войной самой кровопролитной и масштабной.

Повлияла ли атмосфера памяти во Франции о Первой мировой войне на профессиональный выбор юноши, неизвестно.
Но в 1936 году Морис поступает в лётное училище, по окончании его служит в эскадрилье истребителей, участвует в 1940 году в боях у Северного побережья Франции.
За два сбитых самолёта противника над Дюнкерком получает свою первую боевую награду.

После капитуляции Франции и расформирования эскадрильи немцами, не мог оставаться "под немцами",
уехал из страны, чтобы присоединиться к "Сражающейся Франции" Шарля де Голля.
В январе 1944 года прибыл в полк "Нормандия-Неман", получил в распоряжение истребитель "Як".
Его бессменным механиком стал 22-летний Владимир Белозуб.

У Владимира Белозуба биография намного короче.
Он родился в 1921 году в обычной семье в селе Покровское Днепропетровской области.
После окончания училища стал авиационным техником и был отправлен на фронт.

Служили два товарища-камрада...

Что называется, по паспорту Владимир Леонтьевич Белозуб был украинцем,
но в полку звали его не иначе как русским другом французского пилота.

Вот так и в фильме "Нормандия-Неман" 1960 года, основанном на реальных событиях и снятом режиссёром-французом,
для пущей ясности зарубежному зрителю - фамилия механика - Иванов.
Сценарий писали Константин Симонов, Эльза Триоле и ещё сценарист-бельгиец.

Несмотря на разницу в возрасте и в социальном статусе (маркиз-простолюдин),
приятельские отношения между ними установились сразу.
Пилот и механик часто вместе готовили самолёт к полёту.
Даже языковой барьер не мешал, учились друг у друга, к тому времени оба могли более-менее изъясняться на двух языках.


15 июля 1944 года

Служили два товарища-камрада...

В тот день, 15 июля 1944 года (накануне отметили по русскому обычаю 40 дней со дня смерти Марселя Лефевра-5 июня 1944)
авиационный полк перебрасывали на новый аэродром из Белоруссии в Литву.
В таких случаях пилот всегда брал с собой механика - чтобы на новом месте тот сразу приступал бы к работе.
Так что не было ничего необычного, что Владимир угнездился в тесном багажном отсеке за креслом пилота.

Через несколько минут после взлёта началась сильная утечка бензина.
Морис принял решение возвратиться и посадить самолёт, запросив землю, чтоб его вели на посадку.
Вели - потому что пары бензина проникли в кабину пилота и ослепили его.

Почти ничего не видя, теряя сознание, Морис, по наводке с земли сделал несколько неудачных попыток посадить самолёт.
После очередной неудачи получил категорический приказ набирать высоту и немедленно покинуть самолёт.
И ответил не менее категорическим отказом: парашют был только у пилота, у механика парашюта не было...

Морис стал сажать самолёт в очередной раз.
В 100 м от земли самолёт начал резко рыскать в стороны, потом, видимо уже неуправляемый, врезался в землю...
Силой удара их выбросило далеко из самолёта, так что тела уцелели от взрыва.
Их похоронили в белорусской Дубровке в одной могиле.

После войны
Потом, при устройстве мемориального французского захоронения в Москве прах Мориса перенесли на Введенское кладбище, а ещё позже - на родину.
Тогда наши лётчики, участвовавшие в перезахоронении, передали матери Мориса де Сейна фотографию Владимира Белозуба.
Говорят, она поставила в рамке рядом с сыном и сказала - Теперь у меня два сына...

На юге Франции в Провансе в окрестностях городка Оранж (Orange) есть военно-воздушная база, названная в его честь "Капитан де Сейн":

Служили два товарища-камрада...

А к 70летию Победы в 2015 году в Иванове, куда прибыла в ноябре 1942 года эскадрилья французских лётчиков,
чтобы перед фронтом пройти переподготовку на советских самолётах,
был открыт памятник всем пилотам и техникам "Нормандии-Неман".
На постаменте - фамилии всех бойцов авиаполка.
И тут они снова встретились. Верные друзья, капитан-француз Морис де Сейн и механик-старшина Владимир Белозуб:

Служили два товарища-камрада...


Служили два товарища-камрада...
Фото памятника в городе Иванове и в Провансе - из Сети, своб. источники
Фото на Ввведенском кладбище - мои

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Если человек не может разлюбить того, кому он очевидно не нужен, проблема всегда в одном. Он не считает, что не нужен, он подпитывает и поддерживает фигуру посредством короны, перебирает шкатулочку, греет эту фигуру, поэтому она не уменьшается и от нее трудно оторвать фокус. А вот ...
...
Когда впервые видишь ее портретами, первое, что предполагается, что эта женщина должно быть пиратка. Как бы не так! Но, да, ее поведение больше соответствовало 21 веку, чем тому странному времени, в котором она жила. У нее была достаточно сильная воля, чтобы без проблем ...
Ольга Антонова Якутию готовят в жертву Эрдогану? Депутат проболтался, элиты отмолчались, патриотов травят: "Ты предатель, ты за русских"... Плохие вести пришли с тыла. ...
Мне всё больше кажется, что на Первом канале работают геи. Не в хорошем -- половом смысле, хотя, если присмотреться -- в нём тоже, а в самом что ни на есть матерном контексте -- аморальные люди, утратившие всякий стыд и совесть. В прошедшие выходные Первый канал показал нам танец узников ...