"Служебный роман" как "повышатель культурного градуса" населения.
id77 — 12.07.2023 Здравствуйте уважаемые.И опять возвращаюсь к одной из любимых советских кинокартин. В очередной раз :-)
Вот что подумалось.... Нередко в жизни, (да и тут в комментариях тоже изредка) проскальзывает мысль о том, что, мло, этот фильм, несмотря на имеющиеся достоинства, по сути пошл - законсперированный соцреализм из жизни мещан.
Категорически не согласен с такой оценкой. Скажу больше, создатели в виде Рязанова и Брагинского сделали немало для того, чтобы повысить средний культурный уровень просматриваемых зрителей и даже, возможно, немного подвинуть их на дополнительное изучение источников.
Не верите? Ну, вот вам несколько примеров.
Начнем с простого, но важного - песен к картине.
Андрей Петров написал приятные, простые и запоминающиеся мелодии (впрочем как всегда), но суть в том, что все песни срзданы на хорошем литературном материале.
Прежде всего главная из них, так сказать, хедлайнер:
Это стихи великого шотландца Роберта Бернса (1759—1796) в переводе не менее великого Самуила Маршака (1887— 1964)
Хотя название чуть переделано. Песня называется "В моей душе покоя нет", а вот стихотворение "Моей душе покоя нет" :-)
Моей душе покоя нет.
Весь день я жду кого-то.
Без сна встречаю я рассвет —
И все из-за кого-то.
Со мною нет кого-то.
Ах, где найти кого-то!
Могу весь мир я обойти,
Чтобы найти кого-то.
О вы, хранящие любовь
Неведомые силы,
Пусть невредим вернется вновь
Ко мне мой кто-то милый.
Но нет со мной кого-то.
Мне грустно отчего-то.
Клянусь, я все бы отдала
На свете для кого-то!
Следующая достойная работа:
Это интересный советский поэт и переводчик Николай Заболоцкий (при рождении — Заболотский) (1903 — 1958). Тот самый, которого Шурик в другой киноленте цитировал "Хорошая девушка Лида.." :-)))
В нашем кино же так::
Облетают последние маки,
Журавли улетают, трубя,
И природа в болезненном мраке
Не похожа сама на себя.
По пустынной и голой алее
Шелестя облетевшей листвой,
Отчего ты, себя не жалея,
С непокрытой бредешь головой?
Жизнь растений теперь затаилась
В этих странных обрубках ветвей,
Ну, а что же с тобой приключилось,
Что с душой приключилось твоей?
Как посмел ты красавицу эту,
Драгоценную душу твою,
Отпустить, чтоб скиталась по свету,
Чтоб погибла в далеком краю?
Пусть непрочны домашние стены,
Пусть дорога уводит во тьму,-
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому.
Третья вещь вот эта вот:
Это Евгений Евтушенко (Гангнус) (1933 — 2017)
Нас в набитых трамваях болтает,
Нас мотает одна маета,
Нас метро то и дело глотает,
Выпуская из дымного рта. В светлых улицах, в белом порханьи,
Люди, ходим мы рядом с людьми,
Перепутаны наши дыханья,
Перемешаны наши следы. Из карманов мы курево тянем,
Популярные песни мычим,
Задевая друг друга локтями,
Извиняемся или молчим. По Садовым, Лебяжьим и Трубным,
Каждый вроде отдельным путем,
Мы, не узнанные друг другом,
Задевая друг друга, идем,
Задевая друг друга, идем.
Да даже 4 вещь, которая, к слову, стала большим хитом:
У природы нет плохой погоды –
Каждая погода благодать.
Дождь ли, снег – любое время года
Надо благодарно принимать.
Отзвуки душевной непогоды,
В сердце одиночества печать,
И безсонниц горестные всходы
Надо благодарно принимать,
Надо благодарно принимать.
Смерть желаний, годы и невзгоды –
С каждым днём всё непосильней кладь.
Что тебе назначено природой,
Надо благодарно принимать.
Смену лет, закаты и восходы
И любви последней благодать,
Как и дату своего ухода,
Надо благодарно принимать,
Надо благодарно принимать.
У природы нет плохой погоды,
Ход времён нельзя остановить.
Осень жизни, как и осень года,
Надо, не скорбя, благословить.
Надо, не скорбя, благословить,
Надо, не скорбя, благословить.
Это стихи самого Эльдара Рязанова, НО...первоначально он пытался выдать их за...стихотворения Уильяма Блейка (1757 — 1827), отличного и очень интересного автора, причем не только поэта, но гравера и очень интересного хужожника.. Кстати, что-то у них во внешности есть общее с Рязановым, не находите? :-)
Ну как минимум одно его стихотворение вы точно знаете:
Мой ангел, наклонясь над колыбелью,
Сказал: «Живи на свете, существо,
Исполненное радости, веселья,
Но помощи не жди ни от кого».
И уж точно видели эту картину
То есть, Рязанов подспудно пытался повысить культурный уровень цензоров, чтобы они покопали, кто такой Блейк, если вдруг не знали (а они знали).
Ну и еще очень пронзительное стихотворение. Это великолепная Изабелла (Белла) Ахмадулина (1937 — 2010)
О мой застенчивый герой!
Ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
Не опираясь на партнера!
К проклятой помощи твоей
Я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
Ты спасся, незаметный глазу.
Но в этом сраме и бреду
Я шла пред публикой жестокой -
Все на беду, все на виду,
Все в этой роли одинокой.
О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
Бесстыжую моих потерь,
Моей улыбки безобидность.
И жадно шли твои стада
Напиться из моей печали.
Одна, одна - среди стыда
Стою с упавшими плечами.
Но опрометчивой толпе
Герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.
Вся наша роль - моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль - моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.
Отлично вообще!
Пойдем дальше. Сами герои фильма (не все, правда) имеют отличное образование, и, как говорится, прекрасный бэкграунд :-)
Помните замечательный диалог менжду Калугиной и Новосельцевым в гостях у Самохвалова:
А может быть, не стоит рисковать?
― Почему, давайте рискнем. Очень хочется произвести на вас приятное впечатление.
― Вам это удалось... уже.
― Усилить хочется. Из раннего что-нибудь...
* Любить иных - тяжелый крест,
* А ты прекрасна без извилин,
* И прелести твоей секрет
* Разгадке жизни равносилен...
* Весною...
― Ой... В ранней молодости вы были значительно талантливее, чем сейчас.
Только я никак не предполагала, что вы творили под превдонимом Пастернак.
― Скажите, пожалуйста... Никогда бы не подумал, что вы разбираетесь в поэзии.
― Стихи хорошие, но прочли вы их скверно.
― Вам видней.
― Еще бы.
― Правда, друзья утверждают, что я хорошо читаю.
― Они вам льстят. Вы читаете отвратительно.
Не будем дословно разбирать это непростое произведение Бориса Пастернака (1890— 1960), там есть интересные аллюзии. Но сама суть, что Анатолий Ефремович его знает, также как и Людмила Прокофьевна, и это никого не удивляет - очень отрадно.
Вот, кстати, произведение полностью:
Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — небольшая хитрость.
Пойдем дальше. В продолжении все того же диалога:
― А музыка вас не увлекает, Людмила Прокофьевна? В каком-нибудь, любом виде?
― Я надеюсь, вы не собираетесь музицировать?
― Ага! Петь хочется!
― Какое несчастье...
Тихо вокруг,
Только не спит барсук.
Уши свои он повесил на сук,
И тихо танцет вокруг.
Анатолий Ефремович хулигански переделал знаменитый вальс «На сопках Маньчжурии» (вариант до 1945 года)
Оригинал звучит так:
Тихо вокруг, сопки покрыты мглой.
Вот из-за туч блеснула луна,
Могилы хранят покой.
Белеют кресты - это герои спят.
Прошлого тени кружат давно,
О жертвах боев твердят.
Тихо вокруг, ветер туман унес.
Hа сопках Маньчжурии воины спят
И русских не слышат слез.
Плачет родная мать, плачет молодая жена,
Плачут все, как один человек,
Злой рок и судьбу кляня!..
Пусть гаолян вам навевает сны,
Спите, герои русской земли,
Отчизны родной сыны.
Спите, сыны, вы погибли за Русь, за отчизну,
Но верьте, еще мы за вас отомстим
И справим кровавую тризну.
Очень талантливо, к слову.
Ну и закончим Самохваловым. Персонаж неоднозначный (кто бы что не говорил), но при этом довольно интеллектуальный и культурно подкованный.
Не верите? Ну хотя бы вот этот диалог:
― А это что за штука такая?
― А... Это "Мобиль".
– "Мобиль"?
― Это очень модно в Европе. Знаете оформляют интерьеры подобными вот...
― Смотри пожалуйста.
― Вот, видите? Такая иллюзия движения. Это еще американец Колдер подал идею "Мобиля".
Знаете, наш XX век, такой ритм, суматоха... Приходишь с работы - успокаивает нервы.
То есть, он в курсе, что такое кинетическая скульптура, а также знает о такой фигуре как инженер Александр Калдер (Колдер) (1898 – 1976) и через большой экран знакомит зрителей с этим культурным явлением.
Согласитесь все это выглядит очень неплохо :-)
Приятного времени суток.
|
</> |