"Слово пацана" и нравственность

топ 100 блогов artyom_ferrier19.12.2023

Досмотрел первый сезон «Гопоты казанской» (которая «Слово пацана»), включая последнюю серию, которая пока что лежит на Загонке в «бета-версии» (интересно, насколько финальная будет отличаться).

И не жалею, что посмотрел. Действительно хорошо сделано.

Посмотреть стоит — и дальше я буду писать о фильме так, как будто читатели заведомо его уже видели.

Понятно, что придираться можно много к чему (я вот давеча к музыке, кажется, не по делу придрался, мол, не могла провинциальная гопня Алису слушать, поскольку почему-то думал, что это где-то 87-й год; но если 89-й — то теоретически могла). Серьёзно же, не особо хочется вредничать.

Конечно, хотя в сериале Крыжовникова нет той безысходности, что сквозила в перестроечных «молодёжно-проблемных» фильмах, но временами — всё равно мрачновато.

Многим юным друзьям (и особенно подругам) — очень жалко старшего Адидаса.

Ну что сказать?

Во-первых, в фильме всё же не утверждается однозначно, что он умер (хотя ножевое в печень в те времена с очень большой вероятностью было смертным приговором). Тут — оставлен задел под второй сезон, думается.

Во-вторых же — издержки лайфстайла.

То есть, ещё и в гораздо более старинные времена было понятно, что когда ты спрыгиваешь со своего дракара где-нибудь в Ирландии, чтобы пограбить монастырь, и выясняется, что монахов крышует другой ярл, и ты мочишь этого ярла — ясен ясень Игдрассиль, что тебе в любой момент может прилететь мечом в брюхо от скорбящих боевых товарищей убиенного.

Ну и в наше время, если занимаешься разбоем, то в любой момент ответом на денежное требование под угрозой оружия (чем, собственно, и занимались гопники) — может быть вспышка выстрела, и тишина.

Так, во всяком случае это бывает и должно быть в нормальном обществе.

При этом понятно, что разбойники — тоже люди, и порою очень даже интересные люди, и им можно сопереживать, когда их жизнь показана талантливо, и часто бывает, что гопники «по молодости» потом берутся за ум, как-то «реформируются», становятся достойными членами социума, и это замечательно, но и вспышка выстрела в ответ на требование денег под угрозой ножа — тоже не худший вариант. Более «короткий путь», по крайней мере.

Честно, мне лично было больше жалко девочку. Она-то — уж точно ни за что пострадала.

И юные друзья недоумевали: что, действительно такие дикие нравы были? Что вот становишься жертвой изнасилования, и вместо того, чтобы поддержать — все отворачиваются, и друзья, и лучшие подруги, смотрят, как на зачумлённую?

Ну, опять же, в Казани я в то время не жил.

Жил — в Питере, учился в довольно такой мажорской спецанглийской школе, и там, конечно, всё было несколько иначе.

Некоторую неловкость в присутствии жертвы изнасилования, конечно, все испытывали (и сейчас испытывают). По крайней мере, поначалу. Но неловкость — обусловленную боязнью как-то задеть эту злосчастную психику, как-то усугубить неосторожным словом. Травить несчастную девчонку — это бы казалось «за пределами добра и зла».

Но в более традиционных обществах — нравы пожёстче. И если чьи-то дедушки высшим проявлением нравственности считали вымазать дёгтем ворота «поруганной» девице - то, понятно, что при переселении их внуков из деревни в индустриальный мегаполис что-то всё равно сохранялось от прежних «моральных устоев» и «духовных скреп».

При этом, очень во многих, отнюдь не только российских традиционных культурах изнасилованная девица считалась «порченным товаром». Даже если было очевидно отсутствие какой-либо её вины. Даже если это была шайка разбойников или свора пьяной солдатни.

И следует признать, несмотря на бесчеловечность такого отношения, некоторые резоны под ним были (они всегда бывают под тем, что потом «дубеет» и «бронзовеет» под вывеской «морали», даже когда сия «мораль» начинает казаться совершенно бессмысленной по прошествии времени в изменившихся реалиях).

Ну, для начала, есть такая вещь, как «телегония». Которая будто бы убедительно опровергнута наукой, но многие современные и вполне просвещённые собачники по-прежнему верят, что внеплановая вязка может сказываться на всём последующем потомстве. Естественно, и средневековый жених мог в это верить и не очень желать, чтобы на его будущих детях как-то откладывался «образ» насильника.

Во-вторых же, хотя ВИЧ вошёл в моду совсем недавно, а сифилис, предположительно, завезён был из Нового Света, но уж гонорея — известна была в Евразии очень давно.

И это сейчас она воспринимается как «насморк», но до изобретения антибиотиков — могла быть очень серьёзной проблемой. Особенно — у барышень. У которых сначала может долгое время протекать латентно, а потом — прорываться весьма безрадостными осложнениями, из коих бесплодие — весьма частое.

Ну и понятно, что у насильника из разбойничьей шайки — несколько выше среднего шансы быть носителем триппера. Который он вполне может передать обесчещенной им девице. И она-то пусть сто раз ни в чём не виновата, но вот только связываться с нею, учитывая риски — желающих находилось мало. Отсюда и база такой ригористической традиционной морали.

Но в наши-то дни, понятно, это выглядит как полная дичь, когда девчонка и без того хлебнула лиха — так ещё её и травят, и доводят до суицида.

Сейчас, наверное, даже в России, даже несмотря на всё «духовно-скрепное возрождение», так уж явно травить жертву изнасилования не будут (хотя, конечно, зарекаться ни от чего не приходится — места есть разные, люди есть упоротые).

Тем не менее, когда бы речь шла о парне, подвергшемся половому насилию — я бы не поручился, что в среднестатистической российской школе его жизнь не превратилась бы в ад, узнай об этом однокласснички.

Ну, в некоторых кругах — по-прежнему очень сильны блатняцкие понятия, во всяком случае, применительно к вопросам «половой нравственности».

Понятия же эти, особенно в части «половой нравственности», таковы, что будто бы их специально сочиняли лагерные вертухаи.

«Каков бы ты ни был крутой парень и влиятельный авторитет, но если тебя заломает пяток громил (а они заломают хоть Шварценеггера в его лучшие годы) и подвергнут хотя бы символическому половому насилию, - всё, ты теперь никто, ты опущенный на всю жизнь, и любой контакт с тобой — зашквар для любого, и это уже никак не исправить, или вешайся — или сотрудничай с администрацией, чтобы мы никому не рассказали».

Ей-богу, настороженное отношение к педикам — встречается во многих криминальных культурах мира.

Но это — когда речь о добровольном жопошничестве, по зову души.

Но вот такая постановка вопроса, что тебя скрутили, подвергли каким-тол процедурам, пусть даже символическим, и ты теперь навечно «пария» - это, пожалуй, чисто российская (советская) фишка. И действительно очень удобная для властей.

Или же — удобная для озабоченных извращенцев, которые, томясь на зоне, всё выискивают, кого бы трахнуть в жопу на «законных основаниях», во имя защиты высоких моральных устоев и традиционных нравственных ценностей.

Ну да блатные — вообще потешные зверушки. Особенно, в том, что касается именно «половой морали».

Можно смеяться, но в СИЗО — и сейчас не дай бог признаться, скажем, что делал когда-нибудь куннилингус девчонке. Это — до сих пор считается убедительным и даже обязательным основанием для перевода в опущенные, по скрижалям и заветам (хотя, естественно, большинство-то современных уголовничков предпочли бы игнорировать такие «основания», понимая их бредовость, а жить в хате с опущенным — сомнительное удовольствие).

Более того, в СИЗО лучше не говорить, что и жена твоя или постоянная подруга практикует оральный секс, ибо по мнению иных столпов нравственности — в рот давать только шалаве можно. И, разумеется, не целоваться с нею. Ну, вот такие диковатые люди, такие диковинные представления.

Поэтому, честно, на тюрьме лучше вообще не обсуждать половые вопросы. От греха подальше.

Но вот если даже и на воле, в школе, про какого-то парня станет известно, что его скиднепали и изнасиловали — многие вчерашние товарищи будут в растерянности: стоит ли с ним общаться, не окажешься ли ты сам «законтаченным»?

В наши дни — и даже в будто бы образцовых школах, у будто бы благополучных детишек, крайне далёких от уголовного и тюремного мира (ну, насколько в России хоть кто-то может быть от этого далёк).

Поэтому, конечно, если кто-то становится жертвой изнасилования, что парень, что даже и девчонка — первейшей заботой будет скрыть этот факт от собратьев по школе (и по двору, и вообще ото всех).

В фильме же — ну, приходится признать, что этот Адидас поступил, как идиот, когда притащил к своим пацанам девчонку в столь «красноречивом» виде. Он должен был понимать, что этим всю жизнь ей сломать можно.

Ну и конечно, при таком отношении «неравнодушной общественности» к жертвам изнасилования — весьма понятной выглядит сравнительно низкая советская статистика по «износам». На самом деле, трудно оценить даже порядок латентности — то ли одна пятая случаев, то ли одна десятая, то ли даже меньше попадало в статистику, когда самое страшное для девчонки — это не само происшествие, а что о нём узнают друзья-подружки.

Это и сейчас очень такое… деликатное дело — информация о том, что кто-то подвергся половому насилию.

Проблема в том, что даже при благожелательном и сочувственном отношении одноклассников (которые, допустим, всё-таки немножко отошли от советско-блатняцких духовных скреп) — именно чрезмерная сочувственность и навязчивая благожелательность тоже могут бить по психике, которая и без того пострадала.

Поэтому лучше, если уж такая беда случилась — не трезвонить об этом, не раздувать, не расчёсывать.

Из этого мы исходим в нашей практике.

Понятно, что те-то подонки, кто это сделал, будут умолять о быстрой и милостивой смерти на костре, но это-то лирика и речь не о них, а вот что касается благополучия жертвы — лучше всего как-то настраивать её на то, что ничего исключительного с нею не приключилось.

Ну да, неприятность. Но, в общем-то, сравнимая с сильным избиением. Не менее, но и не более того. И — с кем угодно может такая фигня случиться.

И уж упаси бог отдавать пострадавшее юное существо на растерзание штатным психологам.

То есть, сама-то по себе психологическая помощь — конечно, ему понадобится.

Но мы исходим из того, что психолог, называющий себя «психологом» - психологом не является. Как не может быть хорошим шпионом тот, кто, въезжая в чужую страну, размахивает дипломом разведакадемии.

Поэтому у нас в Кошке, Корпоративной Школе, нет штатного психолога. Зато у нас медсёстры, буфетчицы и уборщики — понятливые и жизнь повидали (но дипломами не козыряют).

Да, разумеется, любой «молодёжно-проблемный» фильм я неизбежно прикладываю к нашим школьным делам — и таким образом немножко отвлекаюсь.

А фильм-то, повторю, весьма неплохой.

Там, пожалуй, нет ничего такого, что можно было бы воспринять как «абсурдные», «совершенно нежизненные» натяжки во имя пафоса и надрыва как таковых.

Нет, в целом всё довольно логично выглядит.

Особо следует отметить — реплику Марата, разочаровавшегося в идее «пацанского братства», мол, «Какие они мне свои? С чего они мне «свои»? С того, что на одной улице живём?»

Можно воспринимать как аллегорию современного состояния человечества по отношению к национально-территориальной государственности.

Да, когда-то, в далёкие времена, люди, будучи коллективными животными, вынуждены были сотрудничать с теми, кто живёт рядом, ибо до тех, кто живёт далеко — было не докричаться. И таким образом сосед становился «своим» просто потому, что сосед — каким бы ни казался он моральным уродом и как бы ни были чужды его устремления.

Но эти времена проходят. К великому, конечно, огорчению блюстителей старомодных «скрижалей и заветов», желающих и дальше паразитировать на чужом «патриотизме».

Чем дальше — тем более абсурдной кажется мысль о том, что люди обязаны кучковаться исключительно по территориальному принципу, и ходить драться район на район только потому, что «мы родились на этой улице, и потому свои, а они чужие».

Конечно, люди и дальше будут не только объединяться, но и разделяться. Ведь мы не только «кооперативный», но и «конкурентный» вид, а полнейшее единение пагубно для нашего развития и попросту скучно.

Но причины для объединения и разделения — появляются всё-таки более «вменяемые», нежели территориальные.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня в областном Доме журналистов (Ростов, ул. Горького, 84) состоится пресс-конференция руководства Издательского дома и типографии «Крестьянин». Как, наверное, многие уже знают, 17 мая суд Мясниковского района Ростовской области принял ...
почесуха началась. перцы у меня не вышли. ни один. да и фиг с ним. есть мысли посадить кой чего другого. инкубировать в этом году ничего не буду. не хочу. не вдохновения ваще. забили хрюху. прекрасная хрюха. нажарили мяса и сожрали урча. завтра буду разбирать. сегодня отдыхает в ...
...тот я.   Все-таки не нравится мне похудевшим быть, как-то дрищевато.   Запись сделана с помощью приложения LiveJournal для Android . ...
  Фильм, из моей коллекции. Рекомендую всем, кто не смотря и вопреки, продолжает верить в любовь и в то, что после сорока жизнь еще только начинается)))) Итак, для начала, шикарнейший актерский состав. Барбара Стрейзанд. Которая в этом фильме ...
За то, что Басков не окобзонился. За то, что он до сих пор не записался в унылую холуйскую тусовку. За то, что он пока не занял очередь за депутатским мандатом… Басков не самый мой любимый артист. Но парень он, видимо, неплохой. Без гнили. Сегодня не лизать зад власть имущим это уже граж ...