Фильмы и дети
artyom_ferrier — 12.12.2023Добрые люди бьют во все набаты и рынды: кошмар-кошмар, школота насмотрелась этого сериала Крыжовникова, «Слово пацана», и теперь прессует друг друга, сопровождая действо цитатами из фильма.
Раньше, понятное дело, не было среди российской школоты никаких разборок, избиений и «пресса». И АУЕ не было. Это всё — придумал Жора Крыжовников. А без него — детки бы только обнимались да обменивались ссылками на добрые мультики.
Ей-богу, вот как только некое культурное явление проникает в жизнь — реакция заполошных кликуш предсказуема, что поведение амёбы под электрическим разрядом (ну, амёба, как выяснилось, умеет запоминать, где её било током, и больше туда не плавает).
Снимает Тодоровский фильм «Интердевочка», о несчастной судьбе валютной путаны — а сотни тысяч советских комсомолок воспринимают это как рекламу профессии. И в том, что они идут на панель (и зачастую кончают куда хуже героини Яковлевой) — виноват, конечно, фильм. Ведь без него — правильно воспитанным советским девицам и в голову бы не пришла такая ужасная мысль, торговать своим телом за презренные баксы.
Снимает Сидоров «Бригаду» - и, конечно, детишки начинают играть в «бандитов». А без этого — в России просто немыслимы были ОПГ, и совсем никакой привлекательности для молодёжи в них не было.
Интересно, а после «Пиратов двадцатого века» - пионеры захватывали речные трамвайчики?
Да наверняка что-то подобное бывало — просто тогда ещё советская цензура была монолитна и непроницаема.
Серьёзно же, понятно, что когда какое-то культурное явление обретает популярность — оно начинает цитироваться в том или ином виде. В том числе — молодёжью. Ну и это значит, что явление яркое.
Но слишком уж неприглядный контекст, когда там детишки пинают друг друга ногами, ставят на колени, заставляют извиняться (за что-то, мы не знаем, за что) — и при этом кто-то выкрикивает за кадром «Пацаны не извиняются»?
Ну, неприглядный.
Да, это не очень хорошо, избивать тех, кто слабее, и издеваться над ними. Это неспортивно.
С другой стороны, мы не знаем подоплёки конфликта в каждом конкретном случае. И честно признаюсь, когда я был старшеклассником — порою с трудом сдерживался, чтобы не втащить в торец какому-нибудь слишком «одиозному» мелкому нахалу. Особенно — когда они там в своём классе устраивали беспредел, и нужно было как-то воздействовать, покуда ментов полна школа не набежала, и вот тут-то вставала дилемма того рода, что «бить детей ногами, конечно, жестоко — но ведь что-то с ними делать надо».
Но я был такой щепетильный — поскольку прекрасно понимал, что если дать волю эмоциям, то запросто могу и до реанимации ушатать. Что в случае с более мелким и слабым (но при этом очень наглым) существом — всё же не комильфо.
Многие же нынешние школьники — хуже обучены в вопросах о том, как можно и как нельзя бить, и к каким последствиям это может привести.
Да, когда видишь, как они метелят лежачего ногами, да ещё притаптывая по голове — это смотрится довольно стрёмно. Это — довольно опасная манера воздействия на ближнего, чреватая непредсказуемыми последствиями. Вот просто поскользнёшься по зиме, обрушишься всем весом — и встречайте перелом основания свода черепа, красный плюс может не успеть доехать.
Но в этом-то и проблема. В том, что зачастую дети насмотрятся ММА (а вовсе не сериалов Крыжовникова) — и пускаются во все тяжкие, не думая не только об этике или эстетике, но и о медицинских и юридических последствиях.
Поэтому в нашей системе воспитания, признавая естественность драк между детишками, мы всё же стараемся «окультурить», «оцивилить» это дело.
Во-первых, только в специально отведённых местах, в присутствии «секундантов». Ибо набрасываться с кулаками где ни попадя, по горячке — удел психованного быдла.
Ну и пока дойдут до места — кровь уже подостынет, уже не так хочется именно убивать друг друга.
Во-вторых же, обозначаются «три цветовые зоны» (для лучшего понимания).
Зелёная зона — дружественный спарринг. Приоритет — не слишком повредить друг другу.
Оранжевая зона — отражение нападения, потенциально не угрожающего жизни и здоровью. Типа, пьяный взрослый докопался на улице, или двое-трое сверстников. Приоритет — самосохранение, при этом можно чего-то поломать нападающим, типа голяшки наскоком или запястье растянуть, но желательно избегать чрезмерного вреда, вроде перманентных увечий или смерти.
Синяя зона — отражение опасного нападения. Тут уж — пофиг вред нападающим. Главное — отбиться. И останутся ли они живы, и с каким комплектом конечностей и органов чувств — дело десятое.
Ну и есть ещё «чёрная зона» - но это для «кицунэ», для тех, кто участвует в программе.
И вот так дети учатся различать, какие воздействия, по каким местам — в какой ситуации допустимы.
Естественно, топтаться по голове поверженного оппонента в драке «раз на раз» - недопустимо категорически, это был бы очень серьёзный разговор и с самим парнем, и с родителями (если речь о студентах Кошки, Корпоративной Школы).
Но сами по себе как таковые разборки и драки между пацанами — в нашем разумении «дело житейское».
Возможно, школа для того и существует, чтобы люди, «спрессованные» там, учились притираться друг к другу и учились понимать, что уважение — это штука, которую нужно заслужить, доказав свою полезность другим людям, а не то, что они будто бы обязаны тебе выдавать по умолчанию.
И, конечно, неприятно, когда школьная разборка заходит слишком далеко и кто-то оказывается с ЧМТ в больнице, но, возможно, ещё хуже, когда человек за десять лет школы ни разу не оказывается на полу с расквашенным носом.
Всё же, расквашенный нос — это очень просветляет. Вот сразу внушает понимание, что нет у тебя, нахер, никаких прав — помимо тех, что ты де факто можешь отстоять. И повышается шанс, что во взрослом состоянии — человек не будет вестись на идиотические разводки того рода, что «не нужен тебе пистолет, тебя полиция беречь обязана, доверься профессионалам (а когда профессионалы засунут тебе в жопу бутылку — ты найдёшь защиту в Конституции».
В общем, хотя детскую агрессию можно и нужно держать под контролем, но даже её эксцессы — это всё-таки лучше, чем растить бессмысленных дурацких «снежинок» (которые кажутся «милыми» только потому, что «без яиц», но на самом деле, привыкшие к абсолютной защите своего «личного пространства» - тотчас становятся истеричными безжалостными психопатами, лишь только почуют хоть какую-то угрозу ему, реальную или мнимую, и склонны требовать от других людей такого «прогиба» под себя, как не требует и самый зарвавшийся гопник).
И в этом плане, для целей контроля детской агресси, кстати, хорошее подспорье — страшилки, связанные со «скулшутингом». Благо, мода стала повсеместной, а теперь в игру включились уже и девочки (как в недавнем брянском случае).
И вообще говоря, это пошлое упрощенчество, когда дело выставляют так, будто бы «несчастная жертва травли и буллинга не вынесла измывательств и решила отомстить обидчикам».
Мы разбирали сотни таких случаев — и практически нигде не уместно было бы вести речь о сколько-нибудь серьёзной «травле».
Да, конфликты бывали, но в целом, скорее, будущие стрелки испытывали не более, чем некоторое «отчуждение» со стороны одноклассников — зачастую и без враждебности, поскольку сами, будучи интровертами, склонны были держаться особняком, ни с кем особо не сближаясь.
Потому же выяснялось, что не только «интровертами» они бывали, но и социопатами, и психопатами. И причины — обычно крайне далеки от «мести за невыносимые унижения».
Ну, когда мстят обидчикам — то мстят обидчикам. А когда чел приходит в школу и устраивает стрельбу во всё, что движется — уместно использовать бритву Оккама и признать, что он просто решил погромче хлопнуть дверью.
Вообще-то, подростковые суициды давно не редкость, но вот некоторым — напоследок ещё и хочется почувствовать себя «властителями судеб» и «звездой новостей».
Правда, конкретно этот брянский случай — пока ещё изучают наши спецы. Всё-таки самовыпиливание девочки — это немножко новое. Да и вообще одиночная девочка-стрелок — это новое. Может, там и были какие-то у неё действительно уважительные причины, вроде невыносимой «травли».
Но обычно — нет, ничего и близко похожего.
Однако ж, в воспитательных беседах с детишками — мы стараемся не заострять их внимание на том факте, что обычно-то скулшутинги никак не связаны с каким-либо «буллингом».
Наоборот, раздуваем ту тему, что «вот вы доведёте человека до ручки — он и устроит побоище».
Да, в Кошке-то хорошая охрана, и учителя вооружены, и все старшеклассники вооружены (в пятнадцать лет класс одобряет каждую кандидатуру на разрешение носить пистолет), и факт вооружённости придаёт детям достоинства и уверенности, повышает настроение, улучшает пищеварение, и всё такое, но все мы прекрасно понимаем, что если кто-то захочет устроить именно побоище — то запросто положит человека три-четыре раньше, чем остальные успеют отреагировать.
Тем более, к пятнадцати-то годам они и так уже все умные, добрые и сдержанные, но раздобыть оружие — не проблема и для десятилетки.
И вот таким-то — объясняют, что сейчас вы человеку психику поломаете, а завтра он вам яйца поотстреливает. Поэтому — добрее нужно быть друг к другу.
Ну а уж решать, чего там детишкам смотреть или не смотреть из фильмов — это вовсе бесполезно в наше время. Захотят — посмотрят что угодно.
И, конечно, если фильм понравился — будут играть в него, будут сопровождать свои развлечения репликами оттуда.
Но вульгарное упрощенчество представлять дело так, будто ребятишки — что-то вроде ковбоев из «Человека с Бульвара Капуцинов». Когда им добрые фильмы крутят — они «реморализуются», становятся лапочками. А как чернуху покажут — так тут же сами звереют.
Нет, это всё же комедия была, а в жизни-то оно так не работает.
|
</> |