Слово о титульной национальности
anairos — 03.08.2022 Мне тут встретилось интересное рассуждение. Автор, русский католик, раздумывает, как так получается: он отлично понимает и может сформулировать, что значит быть католиком, но при этом ни он, ни кто-либо из его друзей и знакомых не в состоянии внятно объяснить, что значит быть русским.Нет никаких чётких критериев «русскости», которые бы отличали русского от любого другого человека. Разве что язык – но и иностранец может выучить язык и любить русскую культуру, при этом не становясь русским и не осознавая себя таковым.
И вот что по этому поводу хотелось бы.
Католики – это прежде всего христианская деноминация. А христианство и началось-то с того, что решительно размежевалось с иудаизмом.
Вначале эти две религии поставили основу – то, что в них главное. Для одних это было исповедание Иисуса Христом, для других – закон Моисея. А затем они принялись делить всё остальное по принципу «чтобы не как у тех». Что взяли себе христиане, тут же становилось запретным для евреев, и наоборот.
Так пошло и дальше. Изрядная часть христианского уклада – сложнейшая система паролей и отзывов, позволяющая опознать своих (то есть членов твоей конкретной деноминации). Конечно, эта система слегка размылась в позднем протестантизме (у американских евангеликов церквей чуть ли не столько же, сколько пасторов), но уж в католицизме-то осталась в неизменности.
Это не особенность одних только религий. Многие народы – те же евреи – живут так же. Всё, что для этого нужно – маленькая группа, окружённая враждебными чужаками. Ей жизненно необходимо сохранять свою идентичность, потому что без неё она просто исчезнет.
Идентичность таких групп всегда определяется снаружи, через границу. Всегда можно указать черту, за которой ты перестаёшь быть католиком (православным, евреем, цыганом, нужное подчеркнуть, недостающее вписать).
Совсем другое дело – русские.
Русские никогда не были маленьким народом, которому жизненно важно отличать себя от соседей, чтобы не раствориться в них. Даже эмигрантские диаспоры за границей ведут себя не так, как еврейские, армянские, китайские и другие.
Наоборот. Русские, с того момента как осознали себя русскими, всегда были общностью множества племён – с разными языками, разной культурой, сложными и порой напряжёнными отношениями. С десятого по шестнадцатый век – больше половины своей истории – Русь чаще воевала внутри самой себя, чем с внешними врагами. А побеждённые внешние враги зачастую потом становились частью Руси же.
И потому русская идентичность определяется изнутри. У неё нет границы, за которой ты перестаёшь быть русским и становишься кем-то другим. Зато есть сердцевина, которая превращает тебя в русского, кем бы ты ни был.
Можете назвать это имперским самосознанием, если хотите. Китайцы и римляне отращивали его себе долго и постепенно. Англичане так и не отрастили. Русские с ним родились.
На других языках национальность часто обозначается прилагательным. По-немецки, к примеру, «немец» и «немецкий» одинаково будет «дойче». Но по-русски всё-таки единственная национальность-прилагательное – «русский». Потому что русским может стать кто угодно, не переставая при этом быть тем, кем он был.
Только так под одним «зонтиком» наименования могли найти своё место новгородцы и киевляне, рязанцы и владимирцы, мокши и черемисы, французы и грузины, евреи и греки, датчане и африканцы.
Это важно. Если ты был немцем, а стал французом – ты француз немецкого происхождения. Но если ты был немцем, а стал русским – то ты теперь русский немец.
Русский еврей – не просто еврей, живущий в России. Это именно еврей, ставший русским, хотя и не перестал быть евреем. Как Аркадий Райкин, как Илья Ильф, как Дитмар Розенталь, как Анатолий Вассерман.
София-Августа-Фредерика Анхальт-Цербстская смогла стать одной из величайших русских правительниц. Алиса Гессен-Дармштадтская – последней русской царицей. Михаэль Андреас Барклай-де-Толли и Константий Ксаверьевич Рокоссовский – прославленными русскими полководцами.
Про Сергея Кужугетовича Шойгу вы сами всё понимаете. Да и Рамзан Ахматович Кадыров в последние годы делает серьёзные заявки в ту же сторону.
Ну а про Иосифа Виссарионовича Джугашвили я вообще молчу.
« – Наверное, здесь в зале присутствуют лишь русские, Ваше Величество?
– Вовсе нет. Вон стоит кахетинский князь, с ним разговаривают двое армян-предпринимателей, а вон тот представительный господин – сын крещёного еврея. Там – немцы, этот у окна – шотландец...
– А где же тогда русские, Ваше Величество?
– А вот все они вместе и есть русские».
Поэтому так жалок и карикатурен русский национализм. Под этим названием всегда кроется стремление разделить русских на сорта и объявить большую их часть унтерменшами. Большинство людей, зовущих себя русскими националистами, по риторике мало чем отличаются от осознанных русофобов.
И поэтому же большинство русских при всём желании не сможет вам ответить, что значит быть русским. Это как спрашивать рыбу, каково жить в воде.
Не существует никаких паролей-отзывов, по которым русские опознавали бы друг друга. Мы вообще придаём больше значения различиям, чем сходству. Ясно, что ты русский, но ты русский кто?
Я даже больше скажу: по этой самой причине многие русские сами понятия не имеют, что они русские. Они искренне считают себя, например, евреями, татарами, якутами или чувашами. Или либералами/коммунистами, для которых принципы превосходят любые национальные различия. Или «людьми мира», которые в любой стране у себя дома.
Вот только в любой стране их безошибочно опознают как русских. Что не разглядеть изнутри – прекрасно видно снаружи.
|
</> |