Сколько воль в Троице?
kiprian_sh — 06.09.2016
Наткнулся у митр. Илариона (Алфеева):
"Необходимость Боговоплощения вытекает из самого акта творения,
поскольку без того, чтобы Бог стал человеком, человек не может
стать богом. Но спасение и обожение человека является не только
делом Сына Божия: в нем принимают участие все три Лица Святой
Троицы. В Евангелии говорится: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал
Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб,
но имел жизнь вечную (Ин 3, 16). Это значит, что Бог Отец настолько
возлюбил человека, что отдал Своего Сына на смерть ради спасения
человека. И Христос говорит о Себе, что Он пришел исполнить волю
Отца (см.: Ин 6, 38). А воля Отца состоит в том, чтобы никто не
погиб — ни один из созданных Им людей. О Святом Духе Христос
говорит: Если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду,
то пошлю Его к вам (Ин 16,7)
На основании этих слов Христа можно «реконструировать» —
разумеется, в совершенно условном, символическом плане — то, что
происходило на Предвечном Совете. Бог Отец, желая сотворить
человека по образу и подобию Своему, обращается к Сыну, вопрошая
Его, готов ли Он взять на Себя ответственность за судьбу человека
вплоть до того, чтобы Самому стать человеком и разделить судьбу
человечества. Святой Дух также участвует в этом совещании, и
сошествие Святого Духа на людей, Его присутствие в мире ставится в
прямую зависимость от воплощения Сына Божия. Иначе говоря,
Предвечный Совет означает согласие всех Лиц Святой Троицы взять на
Себя ответственность за судьбу человека" (
http://pravoslavie.by/page_book/pervozdannyj-chelovek).
_______________________________________
Я так понимаю, автору неизвестно, что "согласие всех Лиц
Святой Троицы" не имеет ничего общего с неким процессом
согласования воль, ибо "в Святой и
пресущественной, и высшей всего, и непостижимой Троице <...>
общность и единство усматриваются, на самом деле, по причине
совечности лиц и тождества их сущности, действия и воли, по причине
согласия познавательной способности и тождества власти и силы, и
благости — я не сказал: подобия, но тождества — также единства
происхождения движения, потому что одна сущность, одна благость,
одна сила, одно хотение, одно действие, одна власть; одно и то же,
не три, подобные одно другому, но одно и то же движение трех
ипостасей; ибо каждая из них едина есть с другой, не менее как с
самой собою; ибо Отец и Сын и Святый Дух во всем едино, кроме
нерожденности, рождения и исхождения, мыслью же разделенное, ибо мы
знаем единого Бога, но замечаем мыслью различие только по
свойствам, т. е. отчеству, сыновству и исхождению, как различаем
причину, зависящее от причины и совершенство ипостаси, или образ
бытия" (ТИПВ, 8).
А потом, начитавшись вот таких "символических и условных"
толкований, бедные студенты семинарии (действительный случай!)
затрудняются с ответом на вопрос: "Сколько воль в Св. Троице?"
PS И это еще не так смешно страшно, как то, что из
приведенной цитаты читатель получит ложное понимание причины
Боговоплощения.