Сказание о выборе женщины и рассказ о нём

топ 100 блогов feministki08.05.2013 Пост Сказание о выборе женщины и рассказ о нёмchrista_eselin отсюда

Насколько я помню, всё моё детство сплошь состояло из переломных и переходных периодов, во время которых со мной было трудно. Всем. Особенно - мне.

В один из таких периодов у меня не ладились отношения с тётей Верой, добрейшей и прекраснейшей маминой сестрой. В ответ на её беззлобные подшучивания я судорожно хваталась за рукоятку воображаемого дуэльного пистолета, а потом уходила в ванную рыдать в махровое полотенце с попугаями. В те времена я не понимала, что ироничность – свойство организма, а не характера, и носителю этого вируса легче вовсе откусить себе язык, чем от неё избавиться. А все попытки мамы нежно мне это растолковать я воспринимала как предательство. Как она может держать сторону ЭТОЙ, когда у неё есть ДОЧЬ? Согласитесь, это дико и неестественно – имея рядом с собой ДОЧЬ, думать и заботиться о ком-то ещё, кроме неё. Это вопиющее кощунство и нарушение вселенских устоев оскорбляло и изумляло меня до немоты.
Пока не явилась очередная книжка – из тех, которые знают, в какой день и час им надлежит явиться.

«Моргунов падун» - так она называлась. Библиотекарша не хотела мне её давать, настаивая на том, что я не пойму в ней ни слова. Но я, увидев подзаголовок «предания о мужественных людях», вцепилась в книжку, как Тузик в грелку, и, чтобы не порвать казённую вещь, библиотекарша не решилась её у меня отбирать.

Первая же история свалилась на моё самомнение, как безмен, увесисто и больно его припечатав.

Героиня её целый год идёт пешком в Орду из разорённой татарами Рязани, чтобы умолить тамошнее «царище» отдать ей её родичей, угнанных в полон. Царище, вроде бы, впечатляется её мужеством, но, забавляясь, предлагает ей выбор: можно взять с собой кого-то из родственников, но только ОДНОГО.

Она отвечает на это потрясающе
. . . . . . . . . . . . . . . . .
Слушай мое рассуждение,
Не гляди на мои горькие слезы:
Я в другой раз могу замуж выйти,
Значит, мужа другого добуду,
Я в другой раз могу дитя родити,
Значит, сына другого добуду.
Только брата мне не добыти
Брата человеку негде взяти!
Челом тебе бью, царь татарский,
Отпусти на Русь со мною брата
!

Интересно, что, когда я много позже читала этот отрывок мужчинам, они поражались тому, что она выбрала не мужа.
Женщины все, как одна, содрогались при мысли о том, что она выбрала не сына.

А я, тогдашняя мелкая самолюбивая зараза, вдруг поняла, что она ИМЕЕТ ПРАВО выбрать того, кого считает нужным.
Что мать – не только мать, но и жена, и дочь, и сестра, и просто человек, ценный сам по себе, вне зависимости от её функций и родственных обязанностей.
И если она выбрала НЕ ДИТЯ, то она права в своём выборе, потому что этот выбор – её.

Не могу передать, до какой степени это открытие повысило в моих глазах ценность маминого отношения ко мне – оказывается, такой не-единственной в мамином мире. И с тётей мы с тех пор жили много проще и дружнее. Я вдруг увидела, что она не просто моя тётя, а мамина СЕСТРА, которую она, мама, любила ещё задолго до того, как родила себе такое сомнительное во всех отношениях сокровище.

Кстати, история Авдотьи, если кто не помнит, окончилась совершенным хеппи-эндом. Царище сообразил, что они теперь так и так попадут в балладу, и захотел выглядеть в этой балладе не чудовищем, а приличным человеком

На веках про Авдотью песню сложат,
Сказку про Рязанку расскажут...
А и мне, царищу, охота,
Чтобы и меня с Рязанкой похвалили,
Орду добром помянули.


После чего отпустил не только всю Авдотьину родню, но и прочих взятых в полон рязанцев.

И только недавно я узнала, что этот вариант – позднейшая обработка Шергина, а в подлинной истории Авдотье предлагают не выбор, а загадку

Да умей попросить у короля
полону-де головушки,
да которой головушки боле век не нажить буде.


Авдотья правильно её разгадала – и была вознаграждена с лихвой.

Но мне как-то более по душе Шергинский вариант.
Тот, в котором женщина стоит перед своим мучителем, «умильно» сложив руки, и просит его не глядеть на её слёзы, «до пят протекающие», и из последних сил, изнывая, пытается умом решить то, что сердцу решить не под силу. И «царище», потрясённый не сутью её выбора, а этой её способностью РАССУЖДАТЬ там, где впору лечь и умереть с разорвавшимя на части сердцем, понимает, что у него нет иного выхода, как признать своё поражение.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На фото - публикация в одной из европейских газет, посвящённая началу "президентства" фюрера Порошенко. Она вышла до совершённого вчера убийства мирных жителей Луганска, совершённого с помощью неуправляемых авиационных ракет, запущенных с самолёта ВВС хунты. Если после этого убийства е ...
Обаму обвинили в торговле наркотиками в юности Автор биографии президента США рассказывает, как школьник Обама гордился званием главаря наркобанды и продвигал сильнодействующие вещества в массы. Согласно заявлениям автора книги ...
Занимательная офтальмология. В журнале JCRS oписан необычный случай . Близорукий молодой человек, развлекавшийся банджи-джампингом ("тарзанка"), получил удар металлической насадкой резинового каната прямо в очки. Очки разбились, повредив левый глаз. При обследовании на роговице левого ...
Если бы ее не было, ее стоило бы придумать, как универсальный жупел. В ответ на практически все претензии можно отвечать - а в Украине еще хуже. И удовлетворять существенную часть населения, что хоть у кого-то дела обстоят еще печальнее. Рубль в вечном падении и нестабильности ...
Прочел, написал для газеты, здесь скажу только одно. Беда этой книги в том, что Елена Колядина пытается манипулировать читателем. Главным образом - при помощи как раз стиля и языка. Делает она это неумело (если уж взялся, создавай такую амальгаму, ...