Сияющий град на холме. (Остуни, Италия)


Сегодня я расскажу об одном из самых красивых городов Пулии — Остуни, известном как «белый город».
I. Стены города

В Остуни я приехал в середине дня из Полиньяно. Железнодорожная станция находится в паре километров от центра города. Я сел на автобус и поехал.
Через несколько минут из-за оливковых деревьев появился Остуни, сияющий град на холме. Все здания в нём окрашены в белое, из-за чего он похож на Минас-Тирит.

Автобус остановился возле проспекта Мацинни и я пошел осматривать город.

Остуни находится между Бари и Лечче. Как и Лечче он был основан мессапами, захвачен Римлянами, позже находился под властью Византии. При норманах вокруг города было посажено множество оливковых деревьев. Значительное развитие город получил и при Фридрихе II. В арагонский период была построена стена вокруг города с воротами. Из сохранившихся — самые большие — Новые Ворота, построенные в 12 веке и перестроенные в 15.

Обойдём вокруг города вдоль стены.

Отсюда открываются панорамные виды на окрестности. Видно что до самого моря здесь всё засажено оливковыми деревьями.

Прямо возле стены находится церковь Богородицы. Раньше тут находились небольшие ворота, поэтому церковь называлась «Богородица-возле-ворот». Но в 19 веке церковь была разрушена землетрясением и перестроена.

На соседней улице видна церковь св. Франциска-из-Паолы. В 15 веке здесь был построен кармелитский монастырь, от коротого сейчас осталась лишь церковь конца 16 века.

Вдалеке, на горизонте, виден современный бенедиктинский монастырь, выросший из религиозного института.

Вот так я обошел стены города и подошел к центральной площади.
II. Центральная площадь
Площадь Освобождения лежит между историческим центром и более современной и жилой частью города. В центре площади — колонна св. Оронция, похожая на ту что в Лечче. Её возвели в 1771 году в честь избавлвения от чумы.

На площади расположены разные кафе, в одном из которых я пополдничал типичным пулийским пирожком — пастичотто.

Основная достопримечательность площади — бывший францисканский монастырь, в котором сейчас расположился муниципалитет. Справа — церковь св. Франциска.

Церковь была построена в 1304 году, и перестроена в 1615 году. Вокруг входа стоят две мраморные статуи. Слева — св. Франциска Ассизского с волком, идеальна для пацанских пабликов.

А справа — статуя св. Антония Падуанского, дающего хлеб детям. Возможно я испорчен интернетом, и мне кажется в этой статуе двусмысленность. Но видимо не мне одному.

Внутреннее убранство церкви — 18 века. В центре — алтарь 1780 года, слева — кафедра.

Есть несколько боковых алтарей с новыми деревянными, либо бумажными статуями 20 века, на нарисованном фоне. Вот например, алтарь с положением во гроб. Обрамление вырезано из местного камня, похожего на леччский, но белого, а не желтого.

Ещё — алтарь Антония Падуанского, дающего хлеб бедным. Здесь уже нет двусмысленности.

На другом конце площади стоит церковь св. Духа, построенная в 1637 году.

Было закрыто, и внутрь я не попал. Но снаружи есть очень красивый барельеф 1450-х годов, старее чем церковь (его перенесли из другой церкви). О том что он древний можно судить уже по тому, что на нём изображено Успение, а не Вознесение Богородицы, как на более новых. Где-то снизу на коленях стоит Луиджи Греко — заказчик барельефа.

III. Центр города, церковь св. Вита
Осмотрев площадь, я отправился в центр города. Почти сразу я свернул с главной улицы и шел куда глаза глядят по узеньким улочкам, то поднимающимся вверх, то спускающимся.

Периодически попадались бары...

... и рестораны.

Яркие цветы на фоне белых стен — сногсшибательно!

Наконец я снова вышел на главную улицу, как раз к храму св. Вито. Он построен возле монастыря кармелитов в середине 18 века. Монастырь посвящен св. Марии Магдалине де'Пацци, католической святой монахине-кармелитке. Поначалу я подумал, что это покровительница сумасшедших, но оказалось что Pazzi — это просто фамилия такая.

Храм и монастырь сейчас превратили в музей доисторической Мургии. Поэтому по всему храму стоят витрины с экспонатами.

Но и оригинальный интерьер тоже сохранился. Вот роскошно разрисованная кафедра 17 века.

Сзади — небольшой орган 18 века.

В музее в основном выставлены скучные черепки, но есть и интересный экспонат — скелет, найденный в пещере, неподалёку от Остуни. Это захоронение времён позднего палеолита. Покойница была беременной женщиной 20 лет, умершей от инфекционной болезни. Это самый древний из подобных скелетов, ученые дают ему 28000 лет.

IV. Собор
Дальше главная улица ведёт к собору. Напротив собора — арка, над которой расположен проход из епископского дворца в семинарию.

Собор, посвященный Вознесению Богородицы, строился между 1437 и 1495 годом по заказу епископа Николы Арпоне.

Фасад здесь выполнен в стиле поздней готики. Наверху — розон с Христом Спасителем Мира в центре. Информационная табличка скромно называет этот розон самым красивым в Пулии.

В самом центре, над порталом — ещё один барельеф Христа.

В люнете среднего портала — Богоматерь с Младенцем во славе. Снизу слева — заказчик строительства, епископ Никола Арпоне из Таранто, рядом даже подпись есть.

Внутри собор трёхнефный с интерьером 18 века.

На задней стене, справа от входа, нарисована фреска 16 века с обретением настоящего Креста Господня. Она посвящена основателю благотворительного общества Святого Креста, аббату Риккардо де Лаку, который изображен на ней снизу, молящимся на коленях.

Слева — статуя конца 15 века, изображающая воскресшего Христа, в окружении херувимов.

Ещё в задней части храма находится мраморная купель конца 18 века.

На потолке — фрески, нарисованные около 1720 года салентийским мастером, в стиле неаполитанского барокко.
Сюжеты — это просто квитэссенция оскорбления чувств верующих. В центре Христос выгоняет торговцев из храма. В другом сюжете (на фото снизу), будучи ребенком, и не имея даже титула ThD, посрамляет докторов церкви, у которых преемственность от самого Моисея. И наконец (на фото сверху, перевернуто) прощает блудницу, а не говорит, что простить было бы некорректно.

На правой стене трансепта висит фрагмент фрески середины 16 века со св. Катериной. Рядом — орган.

Разумеется, здесь есть несколько боковых капелл. Например — вот эта, в центре которой картина 18 века с изображением Богородицы с Младенцем, св. Гаетано и св. Филиппо Нери.

Самая красивая капелла — в левой части трансепта. Здесь в центре деревянные статуи св. Оронция, Власия и Августина, конец 17 века.

V. Ужин
Я хотел покушать в ресторане напротив собора. Даже отсюда видны красные знаки, свидетельствующие о том, что ресторан отмечен гидом Мишлен. Но я не забронировал столик, а ресторан был полностью забит. Поэтому я пошел в другой мишленовский ресторан.

Ещё раз взглянул с вершины города и пошел вниз.

Прошел мимо ресторана с очень красивым входом.

Дорожка вниз — очень живописная.

Спустился вниз.

Вот ресторан к которому я шел. Он находится прямо внутри новых ворот, построенных арагонцами.

Я был первым клиентом в этот день, поэтому успел пофотографировать пустые интерьеры.

Внутри здесь светло и красиво.

Но самое красивое — виды из окна. Можно смотреть в сторону моря...

... либо в сторону города.

Как бесплатную закуску от шефа мне принесли немного какого-то супа.

Сначала я взял креветки с ракушками в томатном соусе. Слева вместо хлеба лежит таралли — местная пулийская сушка.

А затем кушал мелкую пасту с рыбным соусом. Было очень вкусно.