Системное нежелание соприкасаться с русской культурой в своем творчестве
swamp_lynx — 21.04.2024 "Башлачев брал не столько своим творчеством, сколько человечностью. Он был одним из самых лучших людей в тусовке.Насколько я знаю, Майку Науменко Башлачев всегда был «по барабану». Как и Гребенщикову, и всему «Аквариуму». Его многие музыканты не любили именно за то, что он – это русское. Мне сорок шесть лет стукнуло, и я только сейчас понял, за что не любили. Что я не понял, не разгадал – это была даже не дурость, а системное нежелание соприкасаться с русской культурой в своем творчестве.
Башлачев не умел себя «продавать». Гребенщиков умел. Майк – нет. Цой умел, Кинчев умел и сейчас умеет. И «ДДТ», Шевчук умел и умеет." Алексей Вишня.
"Русский рок базировался на том, что никто ничего не слышал, никогда, и благодаря этому первые звуки по-русски прозвучали так, как они прозвучали. Если бы народ был искушён западной музыкой, он бы не стал слушать Аквариум, это очевидно. То есть русский рок появился на отсутствии нормальной музыки, отсутствии у масс, у музыкантов-то всё было, а массы слушали Пугачёву."
Алексей Чадаев. Раннесоветская культура – культура героев. «Как закалялась сталь», Чапаев, герои войны, герои революции, пионеры-герои... После Хрущева и Гагарина большая героика, как и большие идеи, кончились. Им на смену пришел совершенно новый «негероический герой» прямиком из фильмов Рязанова.
Причём вот этот перелом случился интуитивно на рубеже 60-х, когда для героики осталось довольно мало места. Героика стала вытесняться куда? В космос, Гагарин улетел. Куда-то во внешний мир, там Соломин в ТАСС уполномочен заявить, там, где-то борется за Родину, но очень далеко, и он очень специальный человек. В иные времена и измерения, то есть Стругацкий и Ефремов где-то в далеком коммунистическом будущем занимаются прогрессорством. И даже возникло такое парадоксальное советское реконструкторство, начиная от "Трех толстяков" с Баталовым, заканчивая "Тремя мушкетерами" с Боярским. Герой рядится в костюм и изображает из себя героев прошлых лет.
Но очевидно было, что с героикой как-то плохо, героикой как-то неуместно в советское время, вот именно внормализованном мире. И вот в этом нормализованном мире, где Леонид Ильич говорит, как это, главная задача партии и правительства – это постоянное удовлетворение всевозрастающих потребностей трудящихся - это из его речи на 23-м съезде. Вот как раз в эту реальность и вплыл новый культурный архетип, и, соответственно, новая машинка воспроизводства нового антропотипа, прямиком из фильма Рязанова: «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы» и в пределе «Гараж».
То есть это люди, которые погружены целиком в свою частную жизнь и занимаются своей частной жизнью. И для которых они, конечно, отдают дань своей работе. Для них отношение с государством – это работа с 9 до 6. Но это точно не в фокусе их внимания, они это воспринимают как норму в сорокинском смысле. Дали пакетик, значит, надо его употребить. А так они погружены своим личным счастьем.
И вот именно в эту дверь Примадонна вплыла пароходом. Причем под Примадонной я имею в виду, например, ее мужское альтер эго в виде Бориса Борисовича Гребенщикова. Совершенно то же самое. Только она мужика ищет, он нирвану, сансару. Но суть та же самая: пожалуйста: не учите меня жить. Я реализую свою личную цель, я ищу свое личное счастье, и всякий, кто хочет нагрузить меня любыми долгами и обременениями, кроме вот этого поиска, он мой враг по жизни.
И я бы хотел сказать, что именно эта норма, даже я бы сказал, этот императив, такой категорический императив, стал категорическим императивом, собственно, перестройки. Это поезд в огне, слезаем с него, пожалуйста, пожалуйста, и занимаемся все своим личным счастьем и личной жизнью. Дальше уж кто во что горазд: кто ближе к кормушке, у того много личного счастья, понимаемого как форма потребления. Что интересно, это даже на государственном уровне тоже стало закреплено как цель. Чем занимается у нас уже сейчас правящая партия и государство все постсоветские годы? Оно повышает качество жизни. Да, вот все стратегии 2020, все вот это вот добро, это все про повышение качества жизни, значит, да, как это, и дальше там всякие инфраструктуры, ну, в общем, короче, вот, государство нужно за тем, чтобы каждый человек, значит, каждый год вот жил, так сказать,немножко лучше.
И на этом фоне вот эти бородатые безумцы, неважно, не очень бородатые, которые что-то такое вспоминали о том, зачем вообще бывает нужен человек и для чего он живёт. Не для того, чтобы жить лучше. Они, конечно, были абсолютными, глухими, бесполезными маргиналами. То есть на грани - городские сумасшедшие. Ну вот.
Начиная с 1970-х годов все у нас в стране занялись своим личным счастьем и личной жизнью. Общественный императив: «Государство нужно за тем, чтобы каждый человек, значит, каждый год вот жил, так сказать, немножко лучше». В стране, движимой таким идеалом, примерно миллионов 15 как-то устроились. Остальные 130 устроиться не смогли. Они десятилетиями смотрели телевизор или интернет и мечтали когда-нибудь устроиться. Это − никому (кроме себя) не нужные люди.
В феврале 2022-го стране ненужных людей… вдруг внезапно снова понадобились люди! Те, кто десятилетиям вырос в атмосфере ненужности, вдруг оказались нужны и важны. Внезапно появился массовый новый социальный лифт. Это − настоящая социальная революция. А Пугачева и Гребенщиков, которые не про людей, а про себя любимых, - вдруг оказались не нужны…
|
</> |