Сиреневый туман над нами проплывает...


5 декабря 1941 года, за два дня до вступления Японии во Вторую мировую войну, впервые поднялся в воздух прототип гидросамолета Каваниси Е15К "Сийюн" ("сиреневое облако"). Он строился по заданию на сверхбыстрый корабельный разведчик, способный за счет скорости уходить от вражеских перехватчиков. Чтобы машина соответствовала этому требованию, фирма Каваниси наделила ее целым рядом интересных особенностей.
"Сийюн" имел оригинальную силовую установку с двумя соосными двухлопастными винтами противоположного вращения, которые работали через редуктор от одного звездообразного двигателя мощностью 1460 л.с. Вероятно, японцы решили, что это будет более эффективно, чем один четырехлопастный винт, однако, их прогноз не оправдался.
Кроме того, боковые поплавки "Сийуна" в полете притягивались к крылу для снижения аэродинамического сопротивления, а основной центральный поплавок в случае смертельной угрозы мог сбрасываться вместе с пилоном. По расчетам проектировщиков это обеспечивало прирост скорости в 90 км/ч. Правда, в таком случае самолету пришлось бы садиться "на брюхо", но в нем были предусмотрены герметичные отсеки и воздушные мешки для обеспечения длительной плавучести.
Испытания "Сийуна" сильно затянулись, а их результаты оказались разочаровывающими. Несмотря на все ухищрения, скорость разведчика не превышала 460 км/ч. Вдобавок, механизм выпуска/уборки боковых поплавков оказался очень "капризным" и ненадежным.
После установки более мощного двигателя, развивавшего 1850 л.с. на взлетном режиме и 1540 - на высоте пять километров, максимальная скорость скорость повысилась лишь до 500 км/ч. А поскольку почти все тогдашние истребители уже обладали гораздо более высокими скоростями, шансов уйти от них у "Сийуна" было немного. Поэтому от крупносерийной постройки машины отказались, сделав лишь пять опытных и10 серийных экземпляров, которые поступили на вооружение только в июне 1944 года.
В ходе эксплуатации выяснилось, что механизм уборки боковых поплавков так и не удалось довести до ума, поэтому их просто законтрили в выпущенном положении, отчего скорость вновь понизилась до 465-470 км/ч. К тому времени американцы уже имели морские истребители F6F "Хеллкэт" и F4U "Корсар" со скоростями более 600 км/ч и вооруженем, состоявшим из шести крупнокалиберных пулеметов. Встреча с ними означала для "сиреневых облаков" почти гарантированную гибель. Тем более, что в воздушных боях сразу выявилась неработоспособность механизма сброса основного поплавка, который на летных испытаниях не тестировали.
С начала июня по начало августа 44-го "Сийуны" совершили в общем счете всего 23 боевых вылета, при этом шесть из них не вернулись, а еще два американцы уничтожили при налете на авиабазу Палау. 12 августа года уцелевшие "Сийуны" были отозваны с фронта и в дальнейшем использовались как учебные машины. Несмотря на их малочисленность и недолгий срок боевого применения, американцы отметили появление у японцев нового морского разведчика, присвоив ему кодовое наименование "Норм".

"Сийун" на берегу с убранными поплавками.

Первый прототип "Сийуна" с 1460-сильным мотором.

Серийный экземпляр с 1850-сильным двигателем и радиокомпасом.
|
</> |