Сильвия Плат "Под стеклянным колпаком" (1963)
Обсуждаем книги! — 18.12.2013 Заглавная песня - U2 - Please.Раннее детство. Идиллия на морском берегу штата Массачусетс. Отец - энтомолог, изучающий тайную и явную жизнь пчёл. Его внезапная смерть от диабета в 1940 опустошила 8-летнюю девочку. Постепенно пришли спокойная печаль и благоговение, но рана не зажила. Она писала стихи, в конце 40-х начались публикации в периодике. Настигло безумие, умственное истощение, попытка суицида. Несмотря на реформы в конце 40-х в психитрии, кардинальные и положительные изменения в способах лечения, сумасшествие всё ещё было позорным клеймом. Да и сейчас...
Сильвия пришла в себя, закончила-таки обучение в Smith College, познакомилась с английским поэтом Тедом Хьюзом, через которого, кстати, я и попал на Сильвию. Свадьба, дети, стихи печатают, критики хвалят... Всё хорошо? Нет, в начале 60-х брак стал распадаться. Последовали споры из-за детей, жестокие депресии. В феврале 63-го в Лондоне всё кончилось. В духовке был включен газ. Удушение. 30 лет, 3 месяца и 2 недели.
Незадолго перед ее смертью в издательстве Heinemann вышел ее роман "Под стеклянным колпаком". Под псевдонимом Виктории Лукас, так Сильвия очень боялась обидеть кого-то из круга своих близких и знакомых. Роман автобиографический, все персонажи взяты из реальной жизни. Сейчас, когда пишу в оффлайне, не могу узнать в Инете, когда стало известно подлинное авторство романа, подозреваю, что сразу после смерти автора...
Главные характеристики романа - это изображение взросления героя, как в "Над пропастью во ржи" или "Портрете художника в юности", а также открытое внутреннее изображение безумия. Для американцев этот роман стоит рядом с сэлинджеровским шедевром по популярности. Широкий круг русскоязычных читателей "Под стеклянным колпаком", как я понял, игнорирует, а то и вовсе о нем не знает. А между тем это очень лиричная и проникновенная проза. Почему-то я часто вспоминал Есенина. Вовсе не оттого, что тот самоубийца (для меня это не является доказанным фактом), а исключительно по творческому подходу, мне кажется, они близки.
The bell jar - это такая штука, обычно стеклянная, в виде колокола, которым накрывают что-то, либо сосуд, содержащий газ или вакуум. Стеклянный колпак становится сквозным синонимом для изоляции и изнуряющего давления норм, правил, догм общества.
Главный герой - Эстер Гринвуд - очень умная и интеллигентная 19-летняя девушка, мечтающая стать поэтом. Не совсем правильно - определенно собирающаяся стать поэтом. Красивая творческая личность. Ее мать и другие "авторитетные" фигуры из окружения то намеками, то открытым текстом говорят ей о целесообразности более подходящих амбиций. Глубокий внутренний конфликт Эстер и такая над- и разломленная идентичность (характерная, как мне кажется, для всех великих поэтов) приводит к эмоциональному срыву и попытке самоубийства. Представьте один из видов средневековой казни четвертованием. Четыре лошади привязаны к рукам и ногам, затем пускаются вскачь. Имена лошадей - Идеальная Дочка (она же - Хорошая Девочка), Непорочная Возлюбленная (постепенно незначительно меняющая окрас на Верную Жену), Хлопочущая Домохозяйка, Умеющая Разнообразно Ублажить Мужа В Постели. Слава богу, в этот раз не смерть, а только госпитализация. Эстер проходит через ряд психиатрических клиник, в которых занимается собиранием осколков. Она пытается временно отстраниться не только от вышеупомянутых копытных, но и от высоких помышлений себя самой прежней - Поэт, Художник, Интеллектуал. Будем просто творить - решила она - без оглядки. Однако унылые ангелы всё так же стоят за плечом и читают "Праздник, который всегда с тобой" вместе с владельцем плеча. И табун тоже никуда не делся - пасется неподалеку, ждет ее возвращения.
Пройдусь по содержанию, в основном в начале, конечно. Эстер выигрывает писательский конкурс одного женского журнала, ее и 11 других победительниц отправляет на месячную стажировку в Нью-Йорк, сопровождаемую другими приятностями, в том числе общением с профессионалами, фотосессиями и т.д. Все они считаются приглашенными редакторами. Эстер знакомится с двумя девушками. Дорин - это такая напористая секси-гёрл, с ней Эстер живет в одной комнате. Бетти - приятные манеры, флёр невинности. Дорин и Бетти резко контрастируют между собой. Они - две крайности по обе стороны от пытающейся определиться Эстер. Эстер не может сбалансироваться; представьте себя идущим по канату, вас начало заваливать, размахивания руками и идиотические движения телом - вот как-то так. Эстер соглашается на сомнительное двойное свидание вместе с Дорин. Представляется как Элли Хиггинботтом, кстати, то есть это как бы не она. А в другие случаи Эстер напускает на себя беттиподобный невинный вид. Раздвоенность, внутри нарастает тревога. Кто я? Одно из свиданий, устроенных Дорин, заканчивается попыткой изнасилования Эстер. Эстер покидает Нью-Йорк, ее бы сейчас никто не трогал, так нет - начинается бомбардировка дома на предмет Идеальной Дочки и так далее. Воистину, иногда домой лучше не спешить. В Гарвард, гады, не приняли. Эстер впадает в жуткую депрессию и соглашается на встречу с психиатром. Тот не понимает сути, а просто пытается навязать Эстер отказ от ее устремлений в жизни. Дело доходит до электрошока, тут я вспомнил Кена Кизи. Эстер отказывается от услуг психиатра и прибегает к последнему средству, которое является калькой с реально случившимся с молодой Сильвией Плат. Далее последовала, как вы знаете, психушка.
Я был восхищен сардоническим юмором, с которым описан выбор способа самоубийства. Так могут писать только сами самоубийцы.
Надо закругляться. Ближе к концу на сцене появляется очень симпатичный персонаж: женщина-доктор по фамилии Нолан. Когда я дошел до этого места, я с удовольствием повспоминал фильм "Начало", снятый Кристофером Ноланом. В процессе лечения и восстановления целостности личности Эстер, к сожалению, встречает несколько вызовов. Кончает с собой подруга Эстер в клинике, происходит первый и крайне неудачный сексуальный опыт. Жизнь не устает бить по голове и во все другие места. Пока что Эстер свою битву выиграла, "стала целиком и полностью свободной". Но - "Откуда мне было знать, что когда-нибудь— в колледже, или в Европе, или где угодно, причем в любое мгновение, — стеклянный колпак не сомкнётся опять у меня над головой и все не начнется сначала, став разве что еще хуже".
Кстати, есть похожее произведение - Girl, Interrupted - имя автора не вспомню, но это неважно, так как я не читал, а смотрел одноименную экранизацию с Анджелиной Джоли в главной роли. Хороший фильм... Думаю, что если бы не он, не было бы так интересно читать "Под стеклянным колпаком".
|
</> |