Шляпы и прически мачехи и дочек из фильма-сказки "Золушка" (1947)
selyanka1 — 02.01.2025
Если вы хотя бы раз смотрели советский вариант "Золушки" (1947), то
наверняка обратили внимание на разнообразные головные уборы Мачехи
и её дочек. Особенно, конечно, впечатляют соломенные корзиночки с
искусственными фруктами.
Фрукты даже казались чуть ли не настоящими
Кадр из фильма "Золушкa" (1947)
A есть ли исторический аналог этой феерии?
Мне доводилось читать разбор, где автор относит эти конструкции к
галантному столетию – а если быть точными – к временам
Марии-Антуанетты, когда высокие причёски декорировались ...да чем
только они не декорировались – от садов до фрегатов.
Отроческий рисунок zina_korzina
Фантазия на тему того головного убора.
В другом разборе историк моды Марьяна Скуратовская говорит об
эстетике Ар Нуво (модерн), а по нашему – Серебряного века с его
небольшими, но причудливыми шляпами, которые также бывали украшены
ягодами, листьями и так далее. Всё это смешивалось с
бантами-лентами-пёрышками.
Иллюстрации от Марьяны. Слева и справа - из модных журналов за
1896 год (Ар Нуво). В центре - деталь "Променада" Федерико
Дзандоменеги, ок. 1890 год.
При этом я могу точно сказать, что эстетика фильма "Золушка" –
это сталинский Большой Стиль в его наиболее мощном
исполнении.
Рог изобилия на ВСХВ.
Второе такое же чудо, но уже о "реальной жизни" – кинокомедия
Григория Александрова "Весна' (1947), что характерно, снятая в то
же самое время - 1947 год
Вот эти фрукто-шляпы – логическое продолжение каменных гирлянд и
рогов изобилия, что присутствовали в оформлении ВСХВ-ВДНХ,
московского метро, дворцов культуры и тех пышных домов, что и ныне
зовут «сталинками».
1-2. Фрагменты оформления ВСХВ. 3. Евгений Лансере.
Виньетка для книги. 1930-е гг.
Большой Стиль, конечно, выдумали не при советской власти.
Grand Manière – это сочетание классицизма с барокко, стиль эпохи
Людовика XIV, но сталинский вариант гораздо ближе к этому образцу,
чем к нео-ампиру, коим называют всё наше искусство второй половины
1930-х – начала 1950-х. Классицизм + барокко - наиболее
выразительное созвучие, позволявшее славить короля (и генерального
секретаря).
Модный фасон круглых шляп с резко загнутыми вверх
полями из 1940-50-х
К слову, сказку "Золушка" Шарль Перро написал в 1697 году – в
разгар того самого Le style Louis Quatorze, да и вообще в нашей
жизни всё взаимосвязано. Но и не только это!
В любом журнале мод 1940-х годов вы найдёте круглые шляпки, поля
которых загнуты сильно вверх, чем создавался эффект "корзиночки".
Правда, туда никто ничего не складывал.
Соломенные варианты из 1940-50-х
Имелись также летние шляпы из соломки – приблизительно того же
фасона. Больше того, в одном из кинофильмов начала 1950-х годов –
"Калиновая роща" (1953), снятом по пьесе Александра Корнейчука, я
обнаружила ...практически такую же шляпу, как у Мачехи & дочек.
Корзинка того же плетения, закреплённая на голове лентой.
Кадры из фильма "Калиновая роща" (1953). Та самая шляпка,
но без фруктов.
Увы, тоже без фруктов. Но, судя по всему, авторы костюмов
"Золушки" из мастерской "Ленфильма" опирались на конкретный фасон,
подсмотренный ими или в журнале, или на подиуме. Вероятно, он
(фасончик) их очаровал и насмешил одновременно.
Да, насчёт того, что все платья-парики-камзолы-шляпы якобы
немецкие, трофейные, – враньё.
Кадр из фильма "Золушкa" (1947). Чистый восторг!
Конечно, в Третьем Рейхе любили снимать помпезные ленты о
галантных временах и Людовиках, но в данном случае – нет,
платья и шляпки не из геббельсковского Бабельсберга.
Наряды, кажущиеся и теперь восхитительными, делали в послевоенном
Ленинграде, часто из того, что было – как героиня этой сказки "розу
- из атласных лоскутков".
Кадр из фильма "Золушкa" (1947)
Но корзины с фруктами - не единственное, что у Мачехи на голоe
накручено и наверчено. Фаина Георгиевна бесподобна всегда, но
Мачеха - особенно. Королевство только маловато, разгуляться ей
негде!
Кадр из фильма "Золушкa" (1947)
Если сам костюм весьма условен, то пышные кружева чепца -
прекрасная отсылка к XVIII столетию. И к первой трети XIX века. Да,
и пелеринка тоже вполне вписывается! Это сразу придаёт Мачехе
этакий солидный, матронистый вид - пусть дочки бегают в чём-то
легкомысленном, перед нами мать, у которой очень сложная задача -
выдать замуж своих крошек!
Кадр из фильма "Золушка" (1947)
Смотрите - эти дамы, как мне кажется, могли бы найти с Мачехой
общий язык. Хотя бы по поводу нарядов!
Слева - портрет Йозефы Гобин, Иоганн Якоб де Лозе, 1789.
Справа - портрет Елизаветы Фёдоровны Мусиной-Пушкиной,
1800-е.
Ну а высокая бальная причёска, да ещё и с перьями? Ооо, тут
снова "пахнет" XVIII веком. В 1770-х дамы полюбили высокие и очень
высокие причёски. И для большего эффекта их и перьями
украшали!
Кадр из фильма "Золушка" (1947)
Правда, укладывали волосы всё же по-другому, зачёсывая спереди
довольно гладко, а уж букли всякие выкладывали по бокам и сзади. Но
в целом высокая укладка Мачехи в сочетании с перьями явно
напоминает это восемнадцативечное безумие. И если у Мачехи хоть
парик, то дамы-то это на основе своих волос делали! правда, добавив
всякого-разного...
Слева - "Портрет матери с ребёнком", Франц Петер Кимли,
1778. Справа - портрет Великой княгини Марии Фёдоровны, Александр
Рослин, ок. 1777.
И какой же у Мачехи залихватский во всём этом вид, а? "Эй,
солдаты, во дворец, босиком за королевской тёщей ша-агом
марш!!!"
Кадр из фильма "Золушка" (1947)
Отсюда Отсюда
Ранее по теме
Костюмированная история: фильм "Золушка" (1947) с Яниной
Жеймо