Школьная программа прививает отвращение к чтению
chto_chitat — 27.12.2012 Возьмем как аксиому – дети не читают классику. Она им не просто не интересна, а что хуже – отвратительна. Недавние опросы показали – дети исключили бы из школьной программы Толстого, Достоевского и даже Пушкина…Как возродить интерес к классике у детей? Кто это сделает?
Некоторые считают – учителя. Пусть столь занимательно и профессионально ведут уроки литературы, что «зажгут» детей.
Не получится. Почему?
За последние годы закрыли около 30 (!!!) педвузов. Сама профессия - непопулярна. Остались единицы талантливых и зажигательных профессионалов, они погоды не сделают.
Дети сами не хотят «зажигаться» от классики. Почему?
Язык. Устарел сам по себе, устарели языковые конструкции, то, как строятся фразы и предложения. «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая…» - смысл этой фразы не всякий старшеклассник поймет, не то, что второклассник. А что непонятно, то неинтересно; и учить – неприятно. (http://uhaha.ru/article/31079/127) Длинные периоды со сложноподчиненными и сложносочиненными связями, характерные для литературы 18-19 века – совершенно нечитаемы сегодня.
Мотивы поступков героев не просто непонятны, а даже и раздражают еще… Почему Маша отказала Дубровскому и осталась с тем старым хреном??? Чего это Онегин хандрил? Что ему не так было – не работал, ездил по заграницам, жил припеваючи… Депрессия? Так шел бы к психоаналитику! А Лиза с какой такой тоски в пруд бросилась? Ну подумаешь, родила бы ребенка без отца…
Это проблема восприятия. Если читатель не сочувствует герою, книга ему неинтересна.
Главное. Детям не интересна классика, потому что это – НЕ ДЕТСКАЯ литература по большей части. Где положительный, яркий герой, на которого ребенку хотелось бы равняться? Кому он должен сочувствовать? Хлестакову, Чичикову, Вронскому? Раскольникову??? Где зажигательный, авантюрный сюжет с позитивной концовкой? Нету. Есть мрачные, депрессивные миры Достоевского… Убиение старушки-процентщицы и ее беременной сестры Лизаветы топором.
Чтобы полюбить литературу, надо начинать читать с детских книг, соответственных возрасту, написанным с учетом детской психологии, детского восприятия, и – современным, понятным языком, на понятные и близкие темы. Тогда чтение – интересно!
А заинтересовавшись, полюбив чтение – человек в зрелом возрасте приходит к классике. К Пушкину, Толстому и Достоевскому.
Поэтому большую часть классических текстов из школьной программы, как это ни парадоксально, НАДО исключить. Заменив, например, классической детской литературой 20 века, современными авторами.
(Но это уже другая тема, для другого обсуждения – ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ классику в школьной программе.)
Так как, школьная программа - прививает отвращение к чтению?...