ШАНТАЖ
grid-ua — 11.04.2025
Из письма Александра Яковлевича Булгакова брату –
Константину Яковлевичу [Братья Булгаковы. Переписка. В 3-х тт. Том
III: Письма 1827 – 1834 гг. – М.: Захаров, 2010]:
«Прогулка в парке (Усадьба князей Голицыных “Пехра-Яковлевское”)». Картина кисти художника Жака Франсуа Жозэфа Звебах-Дифонтэна (Jacques François Joseph Swebach-Desfontaines), 1820 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Российская Федерация.
«[8-ое февраля 1827 года по ст. ст.] … Другое приключение, занимающее Москву, есть следующее. Оно вроде того, что было с Зосимою, коего роль играет один известный скряга и богач, престрашный князь Гагарин, бывший в Коломне предводителем дворянским, а Севенисову роль взял на себя некто Ник. А. Норов, женатый на княжне Голицыной. Он подвернулся к этому Гагарину, начал рассказывать о старой истории, в то время замятой, то есть что этот старый хрыч засёк мальчика. Норов начал его пугать, что дело это возобновляется будто и что один он, Норов, принадлежащий к тайной полиции, вновь учреждённой, может его спасти от беды. Стали торговаться; на первый случай кащей дал в 26 тысяч заёмное письмо; только Норов опять явился просить денег, а между тем Гагарин так был напуган разными безымянными письмами, кои приносили ему почтальоны будто из Петербурга и кои все были составлены Норовым, что он согласился выдать ему в 250 тысяч ломбардный билет с надписью своею. Когда Норов явился за деньгами, то Кушников (Сергей Сергеевич Кушников – в 1827 году сенатор, член Государственного совета и почётный опекун Петербургского опекунского совета. – Пан Гридь), остерегаясь, велел узнать у Гагарина, точно ли он дал право на сии деньги Норову, на что, получа ответ утвердительный, велел деньги выдать. Всё бы тем и кончилось, Норов был доволен, и скряга также радовался, что, по словам Норова, избегал Сибири, заплатя только, может быть, двадцатую часть своей фортуны. На беду, Обольянинов (Пётр Хрисанфович Обольянинов – генерал от инфантерии в отставке, экс-фаворит императора Павла I и бывший генерал-прокурор Правительствующего Сената, в 1816 – 1832 годах московский губернский предводитель дворянства. – Пан Гридь), узнав об этой истории глухо, захотел всё объяснить, поехал к Гагарину и начал его допрашивать. Были две очные ставки. Не знаю, чем это кончится; только Гагарин всё твердит, что он волен в своих деньгах, может их дать кому хочет, что они у него не украдены, а дал он их Норову по дружбе. “Какая же тут дружба к человеку, – спрашивает Обольянинов, – коего вы два раза в жизнь вашу видели?”. Норова требовали к Шульгину (Дмитрий Иванович Шульгин – генерал-майор, с августа 1825 года по 1830 год обер-полицеймейстер Москвы), но и он то же отвечает, что и напуганный Гагарин…».
А лихо провёрнуто, с огоньком: тонкий психологический расчёт и несколько нехитрых манипуляций сделали клиента податливым и, как переспевшую грушу, положили его в шляпу шантажиста…
Больше интересного – тут.
На что обращать внимание при остеклении балкона?
40 лет альбому Boney M. "Eye Dance"
День рождения. Махатма Ганди
Сотни школ в регионе России запретили ношение никабов и хиджабов
Академик и тарелочки: как в СССР НЛО изучали
Ost Deutschland
11 симптомов того, что скоро сердце может остановиться
Осенним утром в Кокошкино

