«БАБЛО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО»

«Порто-Феррайо есть, конечно, лучший порт Италии и самый безопасный: то, что в других местах делает искусство за большие деньги и с великим трудом, то здесь произвела природа: корабли, в оном стоящие, при всех возможных ветрах находятся в совершенной безопасности, и никто не помнит, чтобы когда здесь случилось какое нещастие с приходящими суднами, столь, впрочем, частые в других портах. Глубина в нём везде столь велика, что военные большие суда могут стоять безопасно у самых домов города.

«Наполеон I покидает остров Эльба, 26-ое февраля 1815 года». Картина кисти художника Жозэфа Бома (Joseph Beaume), 1836 год. Военно-морской и наполеоновский музей Кап д’Антиб (Musée Naval et Napoléonien du Cap d’Antibes), Антиб, Французская Республика.
Взойдя в гавань, представляются глазам на возвышении, с одной стороны – крепостца la Stella (Звезда) и с другой – Falcone (Ястреб), и посередине оных – небольшой 2-х этажный домик с зелёными жалюзи, в коем жил Наполеон: он занимал только низ оного, состоящий из 5 комнат; вверху жила сестра его Паулина (Мария Паола Буонапартэ (Maria Paola Buonaparte) – четвёртая по рождению и вторая выжившая сестра Наполеона Бонапарта. – Пан Гридь). Сколь должно было казаться тесно сие обиталище для него, желавшего наполнять славою своего имени целый свет, но сколь оно ни мало для бывшего императора Франции, думать надобно, что он весьма часто вспоминал об нём на острове Св. Елены, где он был точно под караулом, а здесь весь остров, хотя небольшой, принадлежал ему как государю оного. Здесь имел он свою гвардию (1.500 человек), свой небольшой двор, своих подданных (около 14.000 человек), одним словом, повелевал и был Государь островка Эльбы.
Здесь он очень любим всеми, и все вспоминают об нём с прискорбием, но надобно сказать правду, что он так же много делал добра сим островитянам: во-первых, Порто-Феррайо объявил Портом Франко, всякий мог привозить и вывозить всё, что ему было угодно, коммерция процветала, и не было столь стеснена как теперь; во-вторых, он здесь издержал 1 ½ миллиона франков в 8 месяцев; в 3-х, генералы и с ним бывшие офицеры его гвардии, солдаты, чиновники, двор его – все издерживали деньги. Множество путешественников приезжало его смотреть, и всё сие доставляло деньги и, следовательно, довольству сей небольшой землице; прибавим к сему небольшое [пропуск в тексте] (ибо и сии островитяне имеют оное) быть управляему Государем, который столько лет сряду предписывал законы большей части Европы, быть предметом посещения иностранцев, то кажется, их привязанность к памяти Наполеона весьма натуральна. Здесь от всех слышал я множество анекдотов о Наполеоне: говорят, что он принужден был отправиться во Францию, ибо король (Луи XVIII (Louis XVIII) – король Франции в 1814 – 1824 годах. – Пан Гридь), долженствовавший в силу Парижского трактата давать ему 7 миллионов в год, ничего не присылал в продолжении 8 месяцев, что он здесь находился, так что, издержав все деньги, с ним бывшие, и, не получив ничего из Франции, наконец, сказал: “Итак, мне ничего более не остаётся, как самому ехать требовать от короля то, что он мне должен дать”, – и отправился во Францию. Конечно, последствия сего вояжа стоили королю Фр[анции] гораздо дороже 7 миллионов».
Больше интересного – тут и тут.
|
</> |