Сериал «Угрюм-река». Угрюмо. Река. 16 серий


По телевизору пошел сериал «Угрюм-река» 2021 года. Снял Юрий Мороз. Старый конь борозды не испортит, но ведь глубоко и не вспашет.
Я помню, конечно, фильм 1968 года. Тогда он произвел большое впечатление на зрителя. Все же люди не были избалованы возможностью смотреть миллион каналов, скачивать любые фильмы, поэтому любая более-менее качественная продукция принималась на ура и долго помнилась.
Фильм впечатлил красотой главной героини, Анфисы, которую играла Людмила Чурсина, элементами мистики и эротики.
Чурсина после этого фильма стала звездой. И той звездности ей хватило на всю дальнейшую жизнь, потому что много ролей у нее не было, но все помнили Анфису.
В фильме были страшные моменты, связанные с мертвой шаманкой Синильгой. Анфиса была роковой женщиной из числа героинь Достоевского, сводящей мужчин с ума своими капризами, переменами настроения, нестандартными реакциями. С самого начала фильма звучал голос рока.
Ну, и довольно сильны обличительные мотивы: капиталисты спаивали тунгусов, обирали их, эксплуатировали рабочих, чтобы на вырученные деньги свинячить и купаться в роскоши. В конце фильма зарвавшегося Прохора Громова ожидало заслуженное возмездие.
Не представляю, как это все можно растянуть на 16 серий. Уже и 4-хсерийный фильм 1968 года казался немного затянутым.
Думается, обличения звериного лица капитала в новом фильме не будет. Пока он как-то больше стремится к этнографическим зарисовкам.
В обоих фильмах Прохор Громов – мужчина, которому женщины сами вешаются на шею. Но в 1968 году это был актер Георгий Епифанцев, что еще как-то можно было понять, а сейчас это – актер Александр Горбатов. Как говорится, дым пожиже и труба пониже.
Что касается новой Анфисы, то роковой женщины в ней не больше, чем в каком-нибудь венике. И возраст тоже подкачал: Чурсиной было 27 лет, а Юлии Пересильд - 36 лет. 9-10 лет для женщины – это много. У Епифанцева и Горбатова разница и то меньше: 29 лет и 32 года. При этом, в начале романа Прохора выгнали из гимназии, но обоим актером не удалось изобразить сладенького тинейджера, которого так хотят все дамы - от крестьянки до купчихи. Да что там купчиха! 1000-летняя шаманка - и та не устояла.
В общем, скучновато как-то получается. Да и сама литературная основа – насквозь вторичная. Анфиса – от Достоевского, мертвые колдуньи – из готических романов, убийство Анфисы и расследование - из "Драмы на охоте" Чехова, сибирский колорит - сплошной Мамин-Сибиряк, алчный капиталист, благородные кавказцы – общий тренд того времени (роман писался с 1918 по 1936 год), плюс для оживляжа - глупый иностранец, который коверкает русские пословицы («Сколько волка ни корми – все на высокую башню лезет», "На чужой кровать рта не разевай").
Нет, некоторые вещи лучше оставить в первозданном виде, тем более, что такую Анфису, как Чурсину, больше не найти.

