Сергей Вашков в Клязьме


Эту церковь я собиралась посмотреть не один год - даже по фото было понятны красота и необычность храма эпохи модерна, которых не так много в досягаемости в Москве и вокруг. Но собралась только тогда, когда узнала, что это последняя работа Сергея Вашкова - создателя Дома со зверями на Чистых прудах.
Сергей Вашков - удивительный и уникальный мастер, который прожил всего 35 лет и от наследия которого не так много сохранилось. По сути, кроме Дома со зверями, всё остальное из доступного находится в Клязьме. Кроме церкви Спаса Нерукотворного, это дом церковно-приходской школы и калитка сгоревшей дачи. Церковь была завершена уже после смерти Вашкова.
Сергей Вашков был не архитектором, а художником, как и его учитель Виктор Васнецов: по его рисункам строили другие. Что не помешало и тому и другому создать шедевры именно в сфере архитектуры - любопытно, что и названия у них совпадают: церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево считается первым произведением русского модерна (источник). Ученик оказался достоин своего учителя.
В Клязьме мы шли по стопам

1а.Сергей Вашков и Иван Александренко - купец, меценат и клязьминский дачник, спонсор и вдохновитель работ Вашкова в Клязьме. Фото заимствовано у


Сергей Вашков построил для Ивана Александренко удивительную, невероятную дачу, которую называли усадьбой Сказки (фото - по ссылке выше, а также здесь). В плачевном состоянии, но усадьба дожила до XXI века, однако сгорела в 2003 году (( Планы восстановления существуют, похоже, наиболее актуальный из них предполагает восстановление по итальянскому проекту с созданием бассейна и СПА-комплекса.
2.От дачи осталась одна боковая калитка, которая бережно отреставрирована. Радостный чудо-мир Вашкова легко узнаваем

2а.

3.Совсем рядом с бывшей дачей находится храмовый комплекс, к которому Иван Александренко имеет непосредственное отношение. Церковь Гребневской иконы Божией матери видна почти от станции Клязьма (до нее от станции чуть больше километра). Она не имеет отношения к Вашкову, но судьба ее примечательна, и о ней нельзя не сказать

4.Церковь была построена в дереве в 1903 году по проекту П.Виноградова на средства дачников. И.Александренко был главой Попечительского совета. Восстановлена в 2003 году, сгорела в 2007-м. После чего храм восстановили в бетоне с максимальным приближением к старым формам.

5.Рядом с ней находится церковь, построенная по проекту С.Вашкова. Строительство началось в 1913 году, к 300-летию дома Романовых. Строительство храма было завершено уже после смерти Вашкова (он умер в 1914 году), в 2016 году.
Разработку окончательного проекта храма-памятника выполнил архитектор В.И.Мотылев, по-видимому очень бережно сохранивший общий замысел Вашкова. Задуманный Сергеем Вашковым храм стал еще одной оригинальной вариацией мощного национально-романтического направления в России начала XX века. Его образ не имел прямых исторических прототипов, но воплощал увлекавшую художника идею самобытности искусства Древней Руси. Архитектура храма сочетала образные черты памятников «годуновского» зодчества XVI века и особенности — например, «ктиторские» башни у южного и северного фасадов — храмов Киева и Новгорода X–XI веков. (М.Нащокина, источник)

6.Отличительной особенностью храма стало его оформление майоликовыми панно, выполненными на Абрамцевском заводе. Центральное панно - Спас Нерукотворный в окружении шестикрылых серафимов и фантастических птиц. Вашковская майолика Спаса, несомненно, представляет собой значительное произведение русского монументального искусства 1910-х годов, стоящее в одном ряду с майоликовыми панно Врубеля и Головина (М.Нащокина). К сожалению, сохранность панно оставляет желать лучшего (в Клязьме мне захотелось писать письмо губернатору Воробьеву о необходимости реставрации), но невероятные Вашковские краски и сюжеты продолжают радовать нас и настраивать на высокое.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.Еще одна работа Вашкова здесь же - церковно-приходская школа, построенная по заказу И.Александренко (1911).

18.

19.Надпись "Клязьминская церковно-приходская школа Ивана и Пелагеи Александренко".

20.

21.

22. Спасибо за эту красоту всем, кто причастен к ее созданию, а еще солнечной весенней погоде, которая помогла увидеть ее столь прекрасной.

|
</> |