Сергеев-Ценский и советские цензоры

топ 100 блогов d_v_sokolov20.08.2025

Сергей Николаевич Сергеев-Ценский — безусловно, признанный классик русской и советской литературы. Лауреат Сталинской премии. Его именем названы улицы городов и даже небесное тело (астероид). Ему установлены памятники. В Алуште действует музей, посвященный писателю и его творчеству. В период революции и Гражданской войны Сергей Николаевич, который в целом придерживался левых взглядов, тем не менее — едва уцелел в ходе первой волны красного террора на Южном берегу Крыма (спасся лишь чудом. Один раз — убежал, выпрыгнув из окна. Другой раз — стоял за открытой дверью и если бы разыскивавшие его вооруженные люди проявили бы больше настойчивости — исход был бы печален). И хотя советские биографы писателя подчеркивали его скепсис по отношению к Белому движению и чуть ли не стремление дистанцироваться от сотрудничества с белыми властями и их печатью...это не совсем так.

В 1919 г. в Симферополе вышел литературный сборник «Отчизна»:

Сергеев-Ценский и советские цензоры

В данное издание (доступно в сети в оцифрованном виде) вошел рассказ писателя под названием «Смесь». Сборник, как следует из имен большинства авторов — далекий от апологии большевизма и революции. И Сергей Николаевич здесь смотрится органично. 

Что такое рассказ «Смесь»? Это самая первоначальная опубликованная редакция произведения, известного под названием «Капитан Коняев» — рассказа, который вошел в советские антологии творчества писателя. Но...в крайне купированном виде.

Во-первых, из текста выброшен ряд фраз, абзацев, цитат, которые показывают неприглядное поведение революционных матросов, и некоторых иных персонажей.  Опущено и упоминание некого товарища Фельдмана, который на митинге разъяснил морякам, что, дескать, пока золотопогонников не убьешь, от чести они не отвыкнут.

Но и в купированном виде рассказ все равно смотрелся как неприглядная зарисовка начала разгула насилия в Севастополе в конце 1917 г.

В советской редакции «Капитан Коняев» / «Смесь» завершалась избиением главного героя — отставного капитана — революционными моряками. Так, что читатель, который не был осведомлен о ранней редакции — думал, что этот финал ставит точку на жизни Коняева.

Однако в первоначальной редакции присутствововал финальный эпизод, который был полностью вырезан цензорами. После избиения капитан выживал, но явно повреждлася рассудком. Его помещали в сумасшедший дом. Описание психлечебницы в рассказе является одновременно и аллегорией, и сатирой на послереволюционное российское общество. Здесь сидят половые психопаты, параноики, а также военные, не выдержавшие ужасов фронта Первой мировой войны. Есть среди больных и трое тронувшихся коммунистов, которые образовали подобние партийной ячейки, и все время о чем-то спорят друг с другом.

«Они часто крали прежде столовые ложки, солонки, полотенца в целях социализации предметов домашнего обихода, но у них отобрали это, и теперь следят. Тогда они занялись социализацией постельных клопов. Вследствие дороговизны и развала жизни невозможно достать ни порядочной прислуги, ни даже нужных лекарств, и в больнице – грязно, и клопов много. Они трое терпеливо ловят их, то есть, отбирают у зажиточных классов населения, как они говорят, и сажают в коробку из-под пилюль. Тот, с чахоточными глазами, у них за председателя и на каждом случайном клочке бумажки пишет декрет о всеобщем праве пользования этими орудиями производства, собранными в одну коробку»[1].

Неудивительно, что советские цензоры полностью купировали этот и некоторые другие эпизоды произведения, увидев в них пасквиль на революционные события и коммунистические идеи. Неприемлемым представлялся в конце 1920-х гг. (когда принималось решение о публикации рассказа в советской печати) присутствующий в финале произведения риторический вопрос «А где же Россия?», а также утверждение, что ее давно уже нет.

[1] Сергеев-Ценский С.Н. Смесь // Отчизна: Литературный сборник. Кн. 1. — Симферополь: Русское книгоиздательство в Крыму, 1919. – С.61.

Надо сказать, что целый ряд ранних произведений писателя, созданных по горячим следам и под впечатлением от крымских событий раннего послереволюционного времени (включая красный террор 1920-1921 гг.) — в дальнейшем оказались под спудом. Либо вышли в весьма измененных редакциях. Как упомянутая выше «Смесь».

Также рекомендую культурологический анализ сборника «Отчизна»:

Хворова Л. Е., Худяков С.С. Истоки формирования идеи «белого движения» в русской литературе (по материалам сборника «Отчизна» 1919 года, Симферополь, Крым) // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 13. // URL:http://e- koncept.ru/2014/ 14677.htm

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
Очередной год приплюсовался, увеличив и без того уже приличное число лет. У долгожителей как-то расспрашивали про их жизнь, все сходились в одном: очень уж быстро она пролетает. В юности кажется - что там после 40 делать, уже старость. А сколько бы лет не было, ты внутри застопорился ...
Абоненты МегаФона пожаловались на то, что оператор стал списывать деньги с абонентов за неосуществленные звонки. Плату берут не с тех, до кого не дозвонились, а с тех, кто не дозвонился. За сообщение о том, что абонент находится вне зоны действия сети. Оказалось, что отличились не толь ...
Я давно думал о том, чтобы опубликовать мемуары нашего сотрудника. О том, что происходило на Кавказе написано много статей и книг, сняты документальные и художественные фильмы. Возможно, кому-то будет интересно прочитать впечатления человека, ...
Ты ничего не знаешь, юзернейм, если у тебя не было: - девочки из посольства; - девочки из спецшколы. Именно в таком порядке. Это мне за грехи. Кавказские овчарки появились сильно позже, как утешение, вместе с девочками поумнее. Боязно сказать, чем нынче занимается хозяйка Кармы: я пром ...
Где то месяц назад заметил, что сайт немецкого DW периодически стал открыватся без VPN, хотя сайт должен был быть полностью заблокирован. Тоже самое недавно вдруг стал открываться сайт BBC. Открывается не все, но много оказалось доступно, опять без VPN. Слышал другие истории, что ...