Сергеев-Ценский и советские цензоры
d_v_sokolov — 20.08.2025
Сергей Николаевич Сергеев-Ценский — безусловно, признанный классик русской и советской литературы. Лауреат Сталинской премии. Его именем названы улицы городов и даже небесное тело (астероид). Ему установлены памятники. В Алуште действует музей, посвященный писателю и его творчеству. В период революции и Гражданской войны Сергей Николаевич, который в целом придерживался левых взглядов, тем не менее — едва уцелел в ходе первой волны красного террора на Южном берегу Крыма (спасся лишь чудом. Один раз — убежал, выпрыгнув из окна. Другой раз — стоял за открытой дверью и если бы разыскивавшие его вооруженные люди проявили бы больше настойчивости — исход был бы печален). И хотя советские биографы писателя подчеркивали его скепсис по отношению к Белому движению и чуть ли не стремление дистанцироваться от сотрудничества с белыми властями и их печатью...это не совсем так.
В 1919 г. в Симферополе вышел литературный сборник «Отчизна»:

В данное издание (доступно в сети в оцифрованном виде) вошел рассказ писателя под названием «Смесь». Сборник, как следует из имен большинства авторов — далекий от апологии большевизма и революции. И Сергей Николаевич здесь смотрится органично.
Что такое рассказ «Смесь»? Это самая первоначальная опубликованная редакция произведения, известного под названием «Капитан Коняев» — рассказа, который вошел в советские антологии творчества писателя. Но...в крайне купированном виде.
Во-первых, из текста выброшен ряд фраз, абзацев, цитат, которые показывают неприглядное поведение революционных матросов, и некоторых иных персонажей. Опущено и упоминание некого товарища Фельдмана, который на митинге разъяснил морякам, что, дескать, пока золотопогонников не убьешь, от чести они не отвыкнут.
Но и в купированном виде рассказ все равно смотрелся как неприглядная зарисовка начала разгула насилия в Севастополе в конце 1917 г.
В советской редакции «Капитан Коняев» / «Смесь» завершалась избиением главного героя — отставного капитана — революционными моряками. Так, что читатель, который не был осведомлен о ранней редакции — думал, что этот финал ставит точку на жизни Коняева.
Однако в первоначальной редакции присутствововал финальный эпизод, который был полностью вырезан цензорами. После избиения капитан выживал, но явно повреждлася рассудком. Его помещали в сумасшедший дом. Описание психлечебницы в рассказе является одновременно и аллегорией, и сатирой на послереволюционное российское общество. Здесь сидят половые психопаты, параноики, а также военные, не выдержавшие ужасов фронта Первой мировой войны. Есть среди больных и трое тронувшихся коммунистов, которые образовали подобние партийной ячейки, и все время о чем-то спорят друг с другом.
«Они часто крали прежде столовые ложки, солонки, полотенца в целях социализации предметов домашнего обихода, но у них отобрали это, и теперь следят. Тогда они занялись социализацией постельных клопов. Вследствие дороговизны и развала жизни невозможно достать ни порядочной прислуги, ни даже нужных лекарств, и в больнице – грязно, и клопов много. Они трое терпеливо ловят их, то есть, отбирают у зажиточных классов населения, как они говорят, и сажают в коробку из-под пилюль. Тот, с чахоточными глазами, у них за председателя и на каждом случайном клочке бумажки пишет декрет о всеобщем праве пользования этими орудиями производства, собранными в одну коробку»[1].
Неудивительно, что советские цензоры полностью купировали этот и некоторые другие эпизоды произведения, увидев в них пасквиль на революционные события и коммунистические идеи. Неприемлемым представлялся в конце 1920-х гг. (когда принималось решение о публикации рассказа в советской печати) присутствующий в финале произведения риторический вопрос «А где же Россия?», а также утверждение, что ее давно уже нет.
[1] Сергеев-Ценский С.Н. Смесь // Отчизна: Литературный сборник. Кн. 1. — Симферополь: Русское книгоиздательство в Крыму, 1919. – С.61.
Надо сказать, что целый ряд ранних произведений писателя, созданных по горячим следам и под впечатлением от крымских событий раннего послереволюционного времени (включая красный террор 1920-1921 гг.) — в дальнейшем оказались под спудом. Либо вышли в весьма измененных редакциях. Как упомянутая выше «Смесь».
Также рекомендую культурологический анализ сборника «Отчизна»:
Хворова Л. Е., Худяков С.С. Истоки формирования идеи «белого движения» в русской литературе (по материалам сборника «Отчизна» 1919 года, Симферополь, Крым) // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 13. // URL:http://e- koncept.ru/2014/ 14677.htm
|
|
</> |
Фильмы о футболе, которые стоит посмотреть каждому фанату
К сегодняшним новостям
"Битва за битвой"/"One Battle After Another" [2025]
БА-10М на службе войск СС
Про "санкции", вводимые против некоторых стран другими странами по разным
Цветущие экзоты в нашем саду.
Музыка. Ремейк. Жан-Мишель Жарр
Скоро все там будем
«Азбука весёлых человечков»

