Сегодня - День памяти сорока Севастийских мучеников
aleks070565 — 22.03.2021Память Сорока мучеников Севастийских Церковь совершает 22 марта (9 марта по старому стилю). Сорок Севастийских мучеников — это воины-христиане, которые приняли мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, современная Турция) в 320 году при Лицинии. Сорок мучеников очень почитаются православными христианами.
Сорок мучеников были родом из Каппадокии. Они входили в состав римского войска, которое находилось в городе Севастии. Военачальник-язычник Агрикола потребовал от них принести жертвы языческим богам. Сначала он уговаривал их, обещая повышение по службе и денежные средства. Затем стал угрожать тюрьмой и убийством. Но воины отвергли все предложения и угрозы военачальника Агриколая, и тогда он заключил их в темницу. Спустя время в город приехал знатный сановник Лисий и повелел побить воинов-христиан камнями. Камни, брошенные в воинов, летели мимо, а камень, который бросил Лисий, угодил в лицо Агриколаю. Мучители смутились произошедшим и возвратили христиан в заточение. Ночью в темнице воины услышали утешающий глас Господа:
Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные.
Мучители отвели воинов на озеро, раздели и поставили их на лед. Рядом была установлена теплая баня, чтобы, если кто отречется от Христа, мог согреться в ней. Один из воинов спустя несколько часов мучений забежал в баню, однако тут же умер. Ночью стражники дремали, не спал только один из них, по имени Аглай. Он удивлялся, как воины-христиане, несмотря на жуткие мучения, не прекращают молиться. В третьем часу ночи он увидел, как над озером разлился яркий свет. Стало очень тепло, так что лед растаял. Аглай не понимал, что происходит. Он взглянул наверх и увидел над головами воинов светящиеся венцы. Венцов было тридцать девять — для каждого мученика. Тогда Аглай скинул с себя одежду, разбудил стражников и побежал к воинам-христианам: «И я христианин!» Он молился:
Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами.
Римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли. Кости мучеников были брошены в воду, чтобы христиане не могли их собрать. Согласно Житию, спустя три дня мученики явились во сне святителю Петру, епископу Севастийскому (IV в.), и повелели ему совершить погребение их останков. Епископ с несколькими клириками ночью собрал кости мучеников и с честью похоронил.
Имена Севастийских мучеников: Кирион, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Кандид, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илия, Горгоний, Феофил, Доментиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирил, Сакердон, Никола, Уалерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.
Сорок мучеников Севастийских. Иконы
Иконографическая традиция начинает складываться с IV в. Одна из первых сохранившихся икон — в церкви Санта-Мария Антиква в Риме, датируемая VII–VIII вв. Изображения мучеников Севастийских встречаются в миниатюрах Псалтырей. Известны миниатюры Хлудовской Псалтыри IX в., Лондонской Псалтыри 1066 г., Псалтыри Барберини 1060 г., Киевской Псалтыри 1397 г.
К X веку складываются два основных типа иконографии сорока Севастийских мучеников: сцена мучений в ледяном озере (они стоят вместе нагие, поддерживая друг друга) и отдельные изображения святых в медальонах, где мученики изображены с крестами в руках, реже — как воинов с оружием в руках. Фрески, представляющие одиночные изображения воинов с оружием и в доспехах, встречаются в храмах Каппадокии. В соборе Святой Софии в Киеве мозаичные изображения Севастийских мучеников расположены на подпружных арках главного купола. Часть из сохранившихся мозаик представляет мучеников совсем юными, без бород; есть среди них также и старцы. Согласно краткой редакции: мученики со скрещенными руками стоят в воде, поддерживая друг друга, а над их головами сияют венцы. В полном варианте изображается куполообразная баня, куда скрывается не выдержавший испытания воин. Иногда изображают стражника Аглая, который вошел в прорубь вместо сбежавшего воина. Иконы, хранящиеся в музее в Реклингхаузене, представляют примеры полной редакции иконографии Сорока мучеников: это фрагмент Минеи годовой (первая половина XVI в.) и греческая икона 1600 г. Миниатюра середины XI в. из греческого Минология, которая хранится в Государственном историческом музее, является краткой редакцией.
Минея Март (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в.
Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии
Сорок мучеников Севастийских. Икона-таблетка. Новгород. Конец XV в.
Из Софийского собора. Новгородский музей
Храмы в честь Сорока мучеников
Севастийских
В Константинополе было около восьми храмов в честь 40
Севастийских мучеников, построенных царицей Пульхерией (399-453
гг.) и императором Анастасием. Также известно о существовании
церкви Сорока мучеников у Золотых ворот.
В честь Сорока Севастийских мучеников освящена церковь в г.
Велико-Тырново в Болгарии. Храм был построен в 1230 году по
повелению Ивана Асеня II в честь победы при Клокотнице над эпирским
деспотом Феодором Дукой 22 марта 1230 года. Свою победу царь
посчитал заступничеством Сорока Севастийских мучеников, в честь
которых и была освящена церковь. Она являлась соборной церковью
Великой Лавры в Велико-Тырново, устроенной в крепости Царевец на
левом берегу реки Янтра. В этой церкви первоначально был
похоронен святой Сава, архиепископ Сербский (ок. 1169-1236 гг.). В
мае 1237 года его мощи были перенесены в Сербию. В годы османского
правления, до начала XVIII века, церковь оставалась христианской,
но затем здание переделали в мечеть, в результате чего были
уничтожены практически все фрески. Несколько изображений
сохранились только на северо-западной стене притвора. В здании
бывшей церкви 22 сентября 1908 года болгарским князем Фердинандом
(1861-1948 гг.) была объявлена полная независимость Болгарии от
Османской империи. Церковь продолжительное время использовалась как
царская усыпальница. Здесь были погребены цари Калоян (1197-1207
гг.), Иван Асень II, Михаил Шишман (1280-1330 гг.), царицы Анна
Мария и Ирина, а также многие члены царской семьи и представители
болгарской аристократии.
Церковь Сорока Севастийских мучеников в Велико-Тырново
(Болгария)
В честь Сорока мучеников Севастийских освящена церковь у
Новоспасского монастыря в Москве. Вероятно, еще в XVI веке на этом
месте стоял деревянный храм. Церковь неоднократно
перестраивалась. В 1932 году храм был закрыт советской
властью, колокольня была частично срублена. В 1993 году храм
передан местной общине РПЦ и отреставрирован.
Церковь Сорока Мучеников Севастийских у Новоспасского монастыря.
Москва
В честь Сорока Севастийских мучеников освящен храм в г.
Переславль-Залесском. Церковь располагается в устье реки Трубеж в
исторической Рыбной слободе на берегу Плещеева озера. Церковь
существовала уже в начале XVII столетия. Она упоминается в
патриарших окладных книгах под 1628 годом: «церковь
святых Четыредесять мученик, на посаде, дани восемь алтын, четыре
деньги, десятильничих гривна». В 1652 году при этой церкви
была построена Покровская. В 1726-1727 годах обе церкви оказались
ветхи и были устроены новые деревянные церкви. В 1755 году вместо
двух деревянных был построен каменный храм, ныне существующий. В
церкви два престола: в честь Сорока мучеников и в честь Рождества
Пресвятой Богородицы.
Церковь Сорока Мучеников в Переславле-Залесском