СЕДЬМОЙ СПУТНИК

топ 100 блогов gusev_a_v03.11.2022

Как в советской литературе показывали красный террор?

В годы перестройки, когда пошла волна очернительств и требований русскому народу раскаяться, среди определенной категории советских граждан в моде было оправдание: «Мы ж ничего не знали! Нам правды-то не говорили! Нас обманывали!»

Приличному человеку и тогда и нынче оправдываться незачем. Но факт: в любой стране основная масса народа состоит из людей, привыкших делать всё скопом. Сначала всей толпой крестить пуп, затем всей толпой ломать церкви, потом вступать в КПСС, потом, опять же всей толпой жечь партбилеты и опять крестить пуп…

Человек же, интересующийся историей и тогда и сейчас может найти всё что ему интересно узнать из прошлого своего народа, своей страны.

Вчера внезапно наткнулся на повесть Бориса Лавренева «Седьмой спутник».

СЕДЬМОЙ СПУТНИК

Книжка вышла в издательстве ВЛКСМ «Молодая гвардия» в 1968 году. Потом посмотрел: оказывается, ещё раньше в 1967 году вышел одноимённый фильм режиссеров Григория Аронова и Алексея Германа.

Те, кто хочет почитать повесть, не берите во внимание описание сюжета в Википедии – описание сюжета фильма и содержание повести не во всем совпадают.

Я фильм не смотрел: когда понял, насколько большая содержательная разница между фильмом и повестью – смотреть не захотел. Поэтому рекомендую повесть.

И белорусский ремейк 2010 года под названием "Око за око"...

Дело происходит как раз после покушения на В.И. Ленина и объявления красного террора. Главный герой – пожилой, одинокий профессор-юрист, генерал Евгений Павлович Адамов. Он ни к контрреволюции, ни к покушению на Ленина никак не причастен. Человек просто пытается выживать.

Фрагмент спора Адамова с соседом по квартире инженером Арандаренко:

— Это про покушение на Ленина? Не удалось, — сказал инженер, обуянный своими мыслями.

— Рад, что не удалось, — гневно сказал Евгении Павлович, — мерзость этот терроризм, свинство человеческое. И террористы в девяноста случаях негодяи, а в десяти психопаты. Умом взять не могут, берутся за бомбу пли пистолет, а того не понимают, что хода истории пулей не остановить. И получается голая подлость или дурачество. Я в молодости еще, когда в Севастополе помощником прокурора был, с двумя сопляками столкнулся. Бомбу в командира экипажа бросили. Обоим по шестнадцати лет — мозги еще жидкие. Я посмотрел па них и обвинять отказался. Что с недоросля спрашивать, да еще коли недорослю голову свернули взрослые проходимцы и за их спины спрятались. Стрелять в Ленина! Нет силенки у эсеров чужую мысль одолеть. Нашли истерическую сволочь, сунули в руки револьвер, а сами хвост набок и до лясу. Прохвосты!

Арандаренко опять заскрипел креслом.

— Да вы прямо больны, добродию. А? По-вашему, так нужно поклониться да расшаркаться. Приходите володети и княжити, а мы вам ковриком под сапожки. То, мабуть, з того, що вы кацап, Евгений Павлович. Ваши деды татаровьям ясак платили триста лет, а наши хохлы татаровьев на колья сажали.

СЕДЬМОЙ СПУТНИК

Совершенно беспричинно профессора арестовывает ЧК. Цель ареста Адамова - непонятна. Но он, вместе с массой других заложников сидит в арестном доме ЧК два месяца в постоянном страхе. Из арестного дома на расстрел постоянно уводят людей.

Увели и его соседа, полковника, страдающего малярией.

«Он отошел к своему месту на нарах и тут только сообразил, что его сосед, малярийный полковник, тоже был в числе вызванных. На его сером одеяле осталась лежать обгорелая спичка и недоеденный сухарь. Возле сухаря по ворсу одеяла рассыпались мелкие желтоватые крошки. Евгений Павлович машинально собрал крошки в ладонь, размял их пальцами и ссыпал на пол. Взял спичку, соскреб с нее сгоревшую головку, сломал и тоже бросил. И, бросив, понял с мгновенным режущим холодком, что больше полковник никогда уже не съест сухаря и не зажжет спички. От этого во всем теле, словно тонкие червячки, зашевелились нервы».

Когда, наконец, после двух месяцев ареста его вызывают на допрос оказывается, что когда-то, в Севастополе, будучи прокурором, как сказал грузин-чекист «судыть нэ хотэл».

В объявлении написано: “…на убийство товарища Урицкого, на покушение на вождя мировой революции товарища Ленина пролетариат ответит смертельным ударом по прогнившей буржуазии. Не око за око, а тысячу глаз за один. Тысячу жизней буржуазии за жизнь вождя. Да здравствует красный террор!”
В объявлении написано: “…на убийство товарища Урицкого, на покушение на вождя мировой революции товарища Ленина пролетариат ответит смертельным ударом по прогнившей буржуазии. Не око за око, а тысячу глаз за один. Тысячу жизней буржуазии за жизнь вождя. Да здравствует красный террор!”

Адамова отпускают, но квартиру его уже раздербанили, а личные вещи сжег мошенник-председатель комбеда. Бывшие товарищ из генеральского круга пустить Адамова не хочет и ничем не помогает.

Отчаявшись Адамов идёт к коменданту тюрьму (мечтающему жениться на графине) и просит снова его посадить. Чтобы как-то помочь, тот устраивает его прачкой…

Досказывать повесть – дело неблагодарное и бесполезное. Повесть есть в сети – кто хочет прочитает.

Вообще, в советское время о красном терроре, о несправедливости и преступлениях писалось в разы больше, чем сейчас о несправедливости со стороны белых и белом терроре.

Но и тогда, и сейчас, интересующийся желаемое найти может. Повторюсь: в советские годы это было сделать даже проще. Трудно представить, чтобы нынешнее министерство культуры профинансировало фильм о белом терроре. И вряд ли возможно издание книги о белом терроре за государственный счёт.

А тогда писали, снимали, оплачивали!

Поэтому жалобный вопль народа: «Мы ж ничего не знали! Нам правды-то не говорили! Нас обманывали!» во время прохождения очередного цикла «революция-реакция-революция-реакция» - у меня не вызывает никакого сочувствия.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
12- 50 (МСК) Со стороны той самой военной части ВЧ 3057 примерно в течении часа валит дым. Слышен грохот. Пару минут назад оттуда начались звуки стрельбы.    12 - 53. Стрельба продолжается. Сегодня в Мариуполе обьявлен день траура. В оружейной комнате горевшего здания мили ...
Из Козельской епархии по поводу отпевания педофила Харькова: «Никона (Харькова) епископ Никита приказал отпевать не по-монашески, а по-священнически». Кроме того, похоронен он будет на новом кладбище в п.Думиничи (в 300-400м от храма!), хотя все его родственники, в тч недавно умершие ...
...
Повесть Чехова "Дуэль" (1891 год) длинная. И, на мой взгляд, нудная. Несмотря на то, что Чехов тут, похоже, решил постебаться над всеми "лишними людьми", которые были в русской классической литературе до его Лаевского: тоже дворянина и тоже "учёного малого" (филологический факультет ...
выходные получились приятно-бесцельные я играла в тупые компьютерные игры и смотрела интернет, веселилась, танцевала, изобретала вселенную (хвала веществам) видела Женщину, которая приготовила блинчики с капустой, салатик, котлеты, отбивные, ...