Щекотка (Les chatouilles), 2018, Франция, Режиссер Андреа Бесконд, Эрик Метайе

Поначалу я к фильму отнёсся настороженно. Всё-таки на тему педофилии кино снимать не просто. Педофилия – зло, педофилы – моральные уроды, которые за проявление своих пристрастий однозначно заслуживают осуждения. Как морального, так и тюремного. И велика вероятность того, что режиссёр будет два часа натужно доказывать, что дважды два четыре. В этой картине всё не так мрачно.



Во-первых, сделан акцент на последствия детской травмы, и мы видим, большей частью, взрослую героиню, которая тянет на себе тяжёлое наследство самых счастливых (как оно должно быть) лет жизни. Во-вторых, необычна форма подачи материала. Перемещения во времени сделаны в вольной форме – в кадре могут оказаться персонажи из прошлого вперемежку с персонажами настоящего, то есть детство смешивается с взрослыми годами жизни. Или же конструируют другие варианты развития событий – как всё могло бы быть, сделай кто-то из действующих лиц иной выбор, потому что в каждый момент жизни есть возможность направить её течение в другое русло, в котором всё было бы иначе. Сделано это во французской, лёгкой манере, что придаёт действию дополнительные краски. И, поскольку главная героиня профессиональная танцовщица, то её негодование, её ярость выплёскивается через танец. Таких эпизодов несколько и они для тех, кто не любит этот жанр искусства (современный танец) не представляют угрозы.
Несмотря на то, что насилие повлияло на её жизнь, Одетту (это главная героиня) нельзя назвать сломленной, хотя психологическая травма, безусловно, влияет на её поступки. Она солирует в фильме, но и остальные персонажи тоже не лыком шиты Её родители – просто взятые из жизни типажи, а мать, пожалуй, самый яркий персонаж в картине. При её характере вопрос «кто хозяин в семье» даже поднимать бессмысленно, настолько очевиден ответ. При этом, назвать её злобным диктатором язык не поворачивается – просто характер у неё такой сильный, к несчастью для других членов семьи.
Раскрою секрет, который навряд ли повлияет на восприятие фильма – педофил, в конце концов, оказывается на скамье подсудимых (не хватало ещё, чтобы в кино режиссёр не наказал зло каким-нибудь образом). Так вот, со скамьи он заявляет, пытаясь оправдаться, - так она не сопротивлялось, ей эта щекотка была приятна, всё произошло по обоюдному согласию. Обращаю внимание на эти слова потому, что слышал уже голоса из одной европейской страны, что если есть обоюдное согласие и нет насильственного принуждения, то такая педофилия уже не преступление. И я не удивлюсь, что если лет через десять педофилизм будет построен в одной, отдельно взятой стране. Ну а потом опыт может распространиться и дальше – толерантный прогресс, как вы знаете, не должен сдерживаться границами, его не остановить.
«Щекотку» сняла супружеская пара из Франции, для которой фильм стал дебютом в кино. Это адаптация их пьесы «Щекотка, или танец гнева», которая была написано на основе личной драмы Андреи Бескон, ставшей в детстве жертвой сексуального насилия. Так что, высасывать действие из пальца нужды не было. Ещё раз скажу о форме – она может показаться непривычно легкомысленной и не совсем уместной при обращении к этой трагической теме, но лично мне понравилось. А вы, если будете смотреть, сможете выставить собственную оценку. До костей не пробирает, но осадок остаётся. И это о чём-то говорит.
===================