Саранская пресса

«С»: Информационные технологии прочно вошли в жизнь церкви. Многие священнослужители ведут блоги в Интернете. А на сайте московского Покровского монастыря вообще можно приобщиться к мощам святой Матроны. Допустима ли подобная модернизация с точки зрения церковных традиций?
- На сайте Покровского монастыря действительно есть информация, что можно присылать по электроннйо почте записочки, которые потом каким-то образом будут переданы Матронушке. Причем не прочитаны перед ракой святой, а приложены к мощам. Честно говоря, не могу представить, какая польза прилагать виртуальный текст к реальным мощам. Моих богословских мозгов на это не хватает. Я вижу здесь просто бизнес, который, выражаясь модным жаргоном, оскорбляет мои религиозные чувства. Что касается Интернета в целом, то присутствие христианина в нем так же естественно, как в метро или аэропорту. Это часть нашей жизни.
«С»: Но ведь не всегда Интернет используется во благо?
- Просто человеком надо оставаться везде, и виртуальное пространство не исключение. Нельзя злоупотреблять анонимностью при ведении блога и хамить своим собеседникам. Здесь надо общаться точно так же, как со своими знакомыми в реальной жизни.
«С»: Вы один из немногих, кто рассказывает в Интернете о нелицеприятных сторонах в деятельности православной церкви. Не вызывает ли это отторжение у верующих, которые читают ваш блог?
- Считаю, что большее отторжение у людей вызовет утверждение, что в нашей церкви все прекрасно и благоуханно. Нужно быть честным. Если я приглашаю человека в свой дом, то постараюсь убрать мусорное ведро с порога. Если его никогда не выносить, то оно отравляет жизнь всем живущим в доме. У меня были случаи, когда я сомневался, нужно ли обнародовать тот или иной факт. Но после выхода статьи получал письма, что кто-то, прочитав именно эту мою публикацию, серьезнее смотрел на церковь, менял свою жизнь и даже обретал веру.
«С»: Не кажется ли вам, что в последнее время РПЦ все более подвергается обмирщению? Многие приходы имеют склонность к предпринимательству. Например, на территории Храма Христа Спасителя работает химчистка, автомойка, автосервис, платная парковка, множество торговых павильонов. Все это хозяйство по самым скромным подсчетам приносит в год свыше 40 миллионов рублей. Не противоречит ли это канонам?
- Храм Христа Спасителя не принадлежит Русской Православной Церкви. Он находится на балансе у некого странного фонда, чье руководство назначает московская мэрия. Этот огромный комплекс обслуживать достаточно непросто. Отопление, освещение, уборка требуют немалых затрат. Чтобы храм всегда был открыт для туристов, там не производятся «частные» требы, таинства крещения и венчания, отпевания… Отпевали в его стенах только одного человека - патриарха Алексия II. В приходской бюджет не поступают деньги от этих частных заказных богослужений, поэтому сдавать помещения в аренду для храма просто необходимо. Ничего предосудительного здесь нет, так как сам апостол Павел шил палатки на продажу, чтобы прокормить себя. Раньше богатые приходы специально покупали доходные дома, чтобы на вырученные деньги содержать храм и заниматься благотворительной деятельностью. А в маленьком приходе может быть пекарня или пчельник. Но желательно, чтобы продажей булок или меда все-таки занимался не священник, а кто-то из прихожан.
«С»: Позволяет ли церковь священнослужителям заниматься бизнесом?
- Труд на стороне не запрещается, батюшка может быть наемным работником. За рубежом, где православные приходы маленькие, священнослужители подрабатывают адвокатами, врачами, учителями, почтальонами. А и у нас, например, в Костроме и Ярославле, где требуется возрождение многих древних храмов, а население не стремится помогать церкви, многие батюшки подрабатывают извозом.
«С»: Как относиться к тому, что духовное училище сдает трапезную под проведение поминок?
- А что в этом плохого? Пусть сдают. Семинаристов надо же кормить. Лично вы сколько дадите денег на содержание этих детей?
«С»: Лично я готова помогать только тем, кто нуждается в этом...
- Тогда о чем разговор? Но осуждать училище в стремлении заработать честным и открытым путем не надо!
«С»: В своем блоге вы резко критикуете суррогатное материнство. Таким родителям вы советовали отказывать в крещении ребенка. В Мордовии был случай, когда бабушка выносила двоих детей для своей дочери. В этом случае речь о вознаграждении не шла. Можно ли оправдать такой шаг, если он сделал семью счастливой?
- Если вы хотите оправдывать появление суррогатных детей, то, пожалуйста, ваше право. Но церковь этого делать не собирается. Крещение детей, рожденных от суррогатной матери, возможно только после полного покаяния обоих родителей.
«С»: Но сейчас пошла тенденция, когда многие звезды шоу-бизнеса заказывают себе детей и потом крестят.
- Нет и быть не может церковных правил, согласно которым для шоу-бизнеса существуют послабления.
«С»: Но двойняшек Аллы Пугачевой и Максима Галкина крестили…
- Обряд для детей звездной пары состоялся до заседания Священного Синода, который определил условия крещения таких малышей.
«С»: Ваша публикация о гомосексуальном насилии в Казанской семинарии имела эффект разорвавшейся бомбы. Вы писали, что студентов домогается ректор Анастасий. Что стало с героями сообщения? Завершилась ли проверка в учебном заведении уголовным делом?
- У владыки Анастасия все хорошо! Уголовное дело не завели, но последствия есть. Он и его гей-подчиненные стали более трусливыми и осторожными, а значит, семинаристам станет легче.
«С»: Вам известны случаи привлечения священнослужителя к уголовной ответственности за гомосексуальное насилие?
- Бывший настоятель московского храма св. Георгия Победоносца Авраамий (Шарафутдинов) приговорен к 2,5 годам лишения свободы за растление молодого прихожанина. Осужденный скончался в 2009 году. Также игумен Харитон (Просторов) из Костромской епархии осужден за педофилию и сейчас отбывает наказание.
«С»: Насколько многочисленно голубое лобби в РПЦ?
- Речь идет не только о гомосексуалистах. Есть еще и те, кто в курсе происходящего, и при этом идет на компромиссы, оказывает поддержку, замалчивают грязь. Мне сейчас пишут священники, которые сталкиваются с подобным явлением, но свои имена открывать не хотят, потому что боятся.
«С»: Месть в этом случае неизбежна?
- К, сожалению, это так.
«С»: Неужели голубое братство настолько могущественно, что может испортить жизнь тому, кто вступил в борьбу против греха?
- Мое увольнение из Московской Духовной Академии показывает силу этой группировки. Причем вполне может быть, что это лишь начало мести. Могут и сана лишить.
«С»: Вы объездили всю Россию с лекциями. Не планируете ли снова приехать в Мордовию?
- Я могу приехать только по приглашению местного епископа. Если будут предложения, готов их рассмотреть. Пользуясь случаем, поздравляю со Светлым Рождеством Христовым митрополита Варсонофия, которого знаю и уважаю еще со времен, когда он был монахом в Лавре.