Театр оперетты: плюсы и минусы

Первый плюс театра, встречу с которым я откладывала несколько лет – его местоположение.
От моего дома театр находится на расстоянии получасовой прогулки, от ближайшей станции метро – в двух минутах ходьбы. Мне кажется, такое удобное расположение здания делает оперетту одним из самых доступных искусств.
Кстати, раньше (совсем давно, до того, как сюда в 1961-ом году въехала оперетта) вход в него располагался с угла.
Сейчас угловой вход закрыт, но, к счастью, не замурован.
Уважительное отношение к прошлому, которое можно увидеть не только на углу постройки, но и внутри, я предлагаю засчитать за второй плюс.
К нему мы еще вернемся, а пока задержимся на улице.

Изначально этот дом был особняком, то есть выполнял функцию жилого дома. Одна за другой в нем проживали семьи из так называемого высшего общества. Далеко не все жильцы обладали какими-то выдающимися качествами, но все до одного были богаты и зависимы от общественного мнения (жить на Дмитровке было престижно).
Когда улица утратила свой пафосный статус, сменился и контингент: в бывшие дворянские апартаменты въехало купечество.
Многие из тех, кто заполнил собой улицу, были выходцами из культурных низов. Один из них – Гаврила Солодовников – описывается историками как азартный толстосум, всю жизнь мечтавший о своем магазине и своем театре.
По его заказу дом был подвергнут реновации, то есть приспособлен под нужны Мельпомены. Работы были проведены быстро, но некачественно, поэтому для разрешения на ввод в эксплуатацию хозяину пришлось…повертеться.
Вопреки расхожему мнению, будто театр начинается с вешалки, рискну предложить начинать его оценку с входной группы.
И эта группа мне категорически не понравилась навязчивой рекламой одного мюзикла. Каким бы он ни был (хорошим, средним, плохим), он не должен заслонять собой весь репертуар, превращая театр оперетты в театр одного шоу.
Вид, который ныне имеет центральный вход, я считаю дискредитирующим театр, поэтому объявляю его первым (жирным) минусом.

А вот вешалке, наоборот, можно объявить благодарность. Во всяком случае, гардеробщики очень учтивы и расторопны, и это плюс номер три.
Правда, сразу при входе можно увидеть то, что я затрудняюсь отнести к достоинствам или недостаткам – буфетную стойку, за которой идет торговля мороженым, горячими и холодными (в том числе алкогольными) напитками.
На нее зрители натыкаются сразу после входной двери, что при скоплении народа создает некоторую неразбериху: только что вошедшие не понимают, куда попали, а те, кто взял шампанское или кофе, пытаются маневрировать с ними между куртками и шляпами.
Но напоить и накормить получается больше людей, что, наверно, хорошо.

Театр оперетты отличается замысловатой планировкой. Лестницы, соединяющие первый, второй и третий этажи, расположены в шахматном порядке, что создает комические ситуации – посетитель видит фойе, в которое мечтает попасть, но не понимает, почему лестница привела его совсем в другое место.
Сами фойе занимают минимум площади, но беготня по лестницам занимает зрителей в антракте и, пожалуй, я причислю ее к достоинствам.
Четвертым плюсом театра оперетты является звонок, приглашающий зрителей в зал.
В положенный час над всеми помещениями раздается нежная мелодия, которую знают все театралы – «Красотки, красотки, красотки кабаре…».
Не сигнальный свисток, не фабричный гудок, не удар гонга, вызывающий нервное вздрагивание, а мягкое погружение в музыкальную атмосферу.
Это очень мило.
К сожалению, между первым и вторым мелодичными звонками на зрителей обрушивается реклама. Голос отставного гусара убеждает их посетить «театральный блокбастер»… далее следует название, без которого можно было бы обойтись, так как разрушительный эффект уже произведен словом «блокбастер».
Я сочувствую театру, что он вынужден навязывать зрителям так называемые специальные проекты, поэтому не стану ставить минус за эту рекламу.
Ненадолго вернемся в историю.
Одним из серьезных недостатков, на которые приемная комиссия указала Гавриле Солодовникову, были места с плохой видимостью. Судя по всему, собственнику удалось уладить этот момент, не внося конструктивных изменений в планировку зала.
До сих пор в партере, амфитеатре, бельэтаже и прочих частях зрительного зала есть немало мест с ограниченным обзором, но зрители как-то приноравливаются друг к другу, и плохая видимость не мешает им получать удовольствие от спектакля. Однако, справедливости ради, я вас предупреждаю об этом моменте.
Про уважительное отношение к прошлому я уже написала при входе (см. плюс №2), но внутри оно тоже чувствуется.
Следы того, что постройка не возводилась специально под оперетту, остались в росписи плафона зрительного зала. Изначально в здании ставились оперы и балеты, поэтому, выполняя заказ, художник Константин Коровин расположил по кругу портреты композиторов, не имевших никакого отношения к легкому жанру.
Хорошо, что после 1961-го года, когда здесь расположилась оперетта, лица Чайковского, Бетховена и Даргомыжского не заменили портретами Кальмана, Оффенбаха и Штрауса.

И то, что лепнина с пятиконечными звездами, появившимися в советские годы, не была сколота после распада Советского Союза, а осталась на память о той эпохе, тоже очень хорошо.

Одним словом, зрительный зал выглядит великолепно. Поставим ему отдельный плюс. Даже если вам случайно достанется кресло, с которого не видно сцены, вы сможете два с лишним часа наслаждаться красивым интерьером.
И еще одно место, которое обязательно стоит обсудить – буфет.
Театральный буфет – отдельное культурное явление, неразрывно связанное с самим театром. Начиная с середины позапрошлого века, зрители придают ему большее значение; во всяком случае, в антракте там оживленнее всего.
В театре оперетты не менее трех точек, где можно перекусить и выпить.

Не уверена, что обошла все лабиринты, но даже там, где мне удалось побывать, были обнаружены два стационарных заведения (со столиками) и один прилавок при входе в здание (о нем я писала выше).
Большим плюсом я считаю наличие нескольких буфетов, небольшим минусом – скудный ассортимент еды и безалкогольных напитков и то, что чай и кофе наливают только в бумажные стаканчики. Приличной посуды в буфетах нет.
Об уровне цен можно судить по этой фотокарточке.

Окинув взором пост, я прихожу к выводу, что плюсов в театре оперетты намного больше, чем минусов. И это очень радостно, поскольку оперетта заслуживает достойного обрамления и внимания.
Пробую в следующем году посетить вечерний спектакль, и обязательно – настоящую оперетту из текущего репертуара.
|
</> |