Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке

топ 100 блогов zavodfoto12.02.2025 Что российская промышленность не стоит на месте - я точно знаю не понаслышке. Да, раньше было удобно пользоваться иностранным оборудованием. Кто же знал, что наши партнеры окажутся жадинами, ведь мы деньги за такой товар платили вовремя, брали всё самое лучшее и жили в мире, когда считалось разделение труда за норму. И вот новые вызовы, времени для раскачки уже нет, и как это бывает у нас в непростые времена, мы начинаем не только быстро ездить, но и запрягать. И вот вам очередной показательный пример, мы с вами в Тюмени, где одно из крупнейших машиностроительных предприятий региона не просто не сбавляет свои темпы, а старается вывести на рынок свой собственный газотурбинный двигатель мощностью 16 МВт. Наш сегодняшний герой ПАО «Тюменские моторостроители». А главный заказчик у них Газпром, как раз такие двигатели судового типа и устанавливаются на их компрессорных и газоперекачивающих станциях. Сами понимаете, тут и про ответственность, и про столь нужный стране продукт.

Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке 999A3008


Понятное дело, интерес к такому важному предприятию есть не только у меня. И вот в компании Министра промышленности и торговли РФ, Антона Алиханова, мне удалось побывать здесь. Был и повод. В этот день прошла церемония официального старта узловой сборки первого газотурбинного двигателя ТМ-16.

2.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_105733

Итак, важным направлением в развитии предприятия в последнее время стала разработка собственного газотурбинного двигателя мощностью 16 МВт.  Важно отметить, что работа над двигателем ТМ-16 ведется в тесной кооперации с другими предприятиями, входящими в группу «Газпром энергохолдинг индустриальные активы», собственно, куда входит и наш завод.

3.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_3085

Разрабатываемый двигатель ТМ-16 представляет собой трехвальный газотурбинный двигатель (ГТД), предназначенный для использования в составе газоперекачивающих агрегатов (ГПА) компрессорных станций в качестве привода нагнетателя для компримирования природного газа в целях его транспортировки по магистральным газопроводам. Это двигатель судового типа.

4.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_122936

5. Генеральный директор компании ПАО «Тюменские моторостроители», Станислав Гуц.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке 999A2867

Применение современных технических решений при проектировании двигателя ТМ16 позволило получить повышенный КПД, увеличенный срок службы (более 100 тыс. часов) и улучшенные экологические характеристики в сравнении с применяемыми зарубежными аналогами. В то же время, у нового двигателя будут сохранены массогабаритные характеристики и присоединительные размеры, что позволит заменять выработавшие ресурс импортные двигатели без дополнительных капитальных вложений.

6.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_115759

ТМ16 должен обеспечить плановую замену и модернизацию парка импортных двигателей, задействованных на объектах «Газпрома», а в перспективе стать основным приводом газоперекачивающих агрегатов на объектах нового строительства газотранспортной системы нашей страны.

7.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_2714

Для реализации данного проекта на заводе «Тюменские моторостроители» с 2022 года осуществляется комплексная инвестиционная программа, направленная как на модернизацию производственных мощностей, так и на обновление инфраструктуры завода. Как по мне, жизнь завода только начинается, хоть заводу уже за шестьдесят.

8.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_163358

Серийный выпуск будет осуществляться силами ПАО «Тюменские моторостроители» с привлечением внутригрупповых машиностроительных предприятий: АО «Газэнергосервис», АО «Уралтурбо» и АО «Невский завод». При этом будет обеспечена 100 % локализация производства. Выпуск головного образца двигателя планируется осуществить до конца 2025 года с выходом на ресурсные испытания в 2026 году.

9.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_115946

В чем преимущества и для чего полезен ТМ16, рассказывает генеральный директор компании ПАО «Тюменские моторостроители», Станислав Гуц.


Праздник праздником, но текущую работу никто не отменял. Высокие гости разъехались, а это значит, что нам повезло, теперь в спокойной обстановке можно посмотреть сам завод. Мы уже поняли, завод не маленький и состоит из нескольких цехов, которые ещё включают ряд участков. Среди основных: Цех обслуживания станков с программным управлением, Инструментальный цех, Механосборочный цех, Термогальванический цех, Заготовительный цех и, конечно же, Сборочный цех. Всего на заводе 11 цехов. Кроме того есть испытательный стенд и своя лаборатория.

10. Перед нами Сборочный цех. Именно здесь начинается и завершается процесс капитального ремонта газотурбинных двигателей.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке 999A3069

Если покопаться в истории, то сибирскую нефть открыли еще во времена Петра I. Император направлял в Сибирь научные экспедиции. Вот одна из них и обнаружила нефть. Образец «черного золота» царю преподнес капитан Табберт. Честь открытия нефтяной провинции в Сибири могла бы принадлежать и омскому предпринимателю Пуртову, который в 1912 году с помощниками попытался пробурить скважину у селения Цингалы на берегу Иртыша. Сейчас это территория Ханты-Мансийского округа. Но его работам помешала Первая мировая война. Следующий раз о нефти в Западной Сибири заговорили в 30-х гг. В 1932 году академик Иван Губкин выдвинул идею о необходимости поисков нефти на восточном склоне Уральского горного хребта, и вновь в Сибирь поехали геологи. И все же прошло еще несколько десятилетий, прежде чем в этих местах заработали буровые. Весной 1959 года бригада бурового мастера Семена Урусова высадилась недалеко от села Шаим. И уже 4 октября 1959 года газета «Тюменская правда» опубликовала заметку «Открыта первая тюменская нефть»! И понеслось. В 1960-х годах в регионе были открыты крупные месторождения нефти в районе Обь-Иртышского междуречья - в Усть-Балыке и Мегионе.

11.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_132039_1

Долгое время Тюмень, носящая гордое название «столицы деревень», стала превращаться в новый промышленный кластер. И вот тут-то мы переходим к истории нашего завода, ведь его создание как раз было связано с началом развития нефтегазового комплекса Западной Сибири. Решение о строительстве в Тюмени завода по производству авиационных двигателей было принято 11 июня 1962 года. А через год его уже вовсю возводили. Официальной датой рождения принято считать 2 апреля 1963 года. 8 сентября 1963 года ведомственная комиссия приняла от генподрядчика - CMУ-11 первого строительного треста Главсредуралстроя комплекс 44-го корпуса.

12.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке 999A3047

С открытием завода в Тюмени начался бурный рост жилищного строительства. Усилиями коллектива моторостроителей в Тюмени запустили первую троллейбусную линию, открыли детские сады, школы и многое другое. На завод трудоустроились тысячи тюменцев. Предприятие должно было стать центром передовых технологий и высокой культуры производства в нефтегазовом регионе, центром подготовки высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров для всех промышленных предприятий Тюменской области.

13.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_3303

Первые двигатели, собранные тюменскими моторостроителями, имели примерно то же значение, что и первые баржи с нефтью для тюменских нефтяников. Первой продукцией завода стали компрессорные рабочие лопатки, используемые для ремонта двигателей АМ-5А на самолет ЯК-25. Первый в истории Тюмени турбореактивный двигатель PУ19-300 был собран 27 апреля 1967 года и отправлен в Москву для его испытания. Этот скромный, вспомогательный двигатель, ресурс которого был увеличен втрое, а в дальнейшем еще в пять раз, начал свою многолетнюю работу на благо отечественной авиации. Он спас от преждевременного снятия с производства целое семейство самолетов генерального конструктора Олега Константиновича Антонова, и, прежде всего, АН-24.

14.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_3193

Кроме обслуживания нефтегаза, было время наше предприятие работало и на оборонку. Значимая доля выпускаемой продукции приходилась на газотурбинные двигатели для военной авиации. Например, для единственного в СССР самолёта вертикального взлёта и посадки корабельной авиации Як-38. Кроме того, форсажные трубы для истребителей Су и Миг, ракетные двигатели для комплексов ПВО и крылатых ракет, двигатели для массовых Ан-24 шли из Тюмени на ура. Конечно, это было под прикрытием, официально на заводе производились сцепления к «Москвичу-412», автомобильные багажники и другая гражданская продукция. Зато в это время как раз тюменские моторостроители набивали руки, наращивали свои компетенции и конструкторскую мысль.

15. Механообрабатывающий цех.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_3366

В 1996 году заместителем председателя Правления РАО «Газпром» В.В. Ремизовым было утверждено решение «Об организации ремонта двигателей судового типа». В апреле 1999 года между заводом и Газпромом было подписано Генеральное соглашение о сотрудничестве и утверждена «Программа освоения капитального ремонта и сервисного обслуживания судовых двигателей ДР59, ДЖ59, ДГ90, а также производства запасных частей к ним. Тюменцы делали свою работу на отлично, поэтому в этой теме остались и по сей день. В 2016 году предприятие было реорганизовано в «Тюменские Моторостроители».

16.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке 999A3363

17. Обработка диска турбины двигателя ДГ90 пятой ступени.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_143506

18. Разнообразный станочный парк позволяет изготавливать детали любой сложности.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_122418

Сегодня ПАО «Тюменские Моторостроители» - это крупнейшее машиностроительное предприятие Тюменской области, специализирующееся на капитальном ремонте и техническом обслуживании газотурбинных двигателей и газоперекачивающих агрегатов, применяемых в качестве приводов нагнетателей газа на компрессорных станциях магистральных трубопроводов Газпрома. С 2021 года предприятие входит в состав промышленной Группы «Газпром энергохолдинг индустриальные активы».

19.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_3436

20.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_3602

ООО «Газпром энергохолдинг индустриальные активы» - специализированная компания Группы «Газпром энергохолдинг», созданная 27 сентября 2019 года для консолидации активов в сфере энергетического машиностроения и предоставления сервисно-ремонтных услуг по принципу «единого окна». Компания, объединяющая предприятия с уникальной историей и опытом, является ключевым игроком на рынке производства энергетического оборудования и оказания сервисных услуг, обладающим необходимыми компетенциями для реализации сложных технических задач обеспечения безаварийной и эффективной деятельности предприятий нефтегазовой отрасли, химической, металлургической промышленности и энергетики.

21.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_3579

22.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_3463

23.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке 999A3289

24.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_3466

25. Целый лес прессов.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке 999A2901

26.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_3420

27.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_140123

28. На заводе работает более 1 900 человек.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_141212

29.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке 999A3269

30.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_3471

31.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке 999A3276

32.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_140750_1

Местное лопаточное производство практически полностью обеспечивает потребность предприятия в компрессорных лопатках для газотурбинных двигателей ДР59, ДЖ59 и ДГ90, плюс завод осваивается производство турбинных лопаток.

33.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_140810

Надо понимать, что турбинные двигатели очень сложные изделия, детали работают под большими нагрузками и очень долго по времени. Поэтому необходимо, чтобы каждая деталь была изготовлена максимально точно и надежно. Здесь это прекрасно понимают, и очень стараются. Лично меня ещё порадовало, что кроме великолепной оснащенности, здесь много молодежи. А это значит - преемственность, и опыт передается, а значит у завода точно есть будущее.

34.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_141026_1

35.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_141103

36. Механосборочный цех. Здесь проходит сборка роторов компрессора и турбины.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_142044

37.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_3510

На просторах интернета нашел вот такие строки про этот завод:

Моторы, турбины, моторы, турбины,
Лопатки в них, как зеркала.
Мы все на заводе в работе едины,
Мы все, как одна семья!


38.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_163113

39.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_124556

40.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_124714

41. В этом цехе наши детали проходят всякие термоулучшение для придания более интересных свойств.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке 999A3104

Термообработка позволяет значительно улучшить прочность готовых изделий, а также снизить их хрупкость, повысить устойчивость к износу и восстановить другие ключевые характеристики. Вот, например, немецкая печь Schmetz не так давно здесь появилась.

42.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_133829_1

43.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_3363

44.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_3346

45.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_3342

46. Новые покрасочные камеры. Еще один инструментарий говорящий, что перемены к лучшему - это не пустые слова для Тюменских моторостроителей.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке 999A2915

47. Люминесцентный контроль дефектов. Для контроля дефектов на лопатках их очищают и покрывают специальной краской.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_132645

48.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_132438

49. И снова возвращаемся в Цех сборки.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке 999A3077

50.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_3269

51. Газотурбинный двигатель ДГ-90Л2 судового типа в домике, т.е. в газоперекачивающем агрегате. Он был выпущен в 2005 году и пришел на ремонт.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_125008

52.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_125023

53. Контроль за всем, и на каждой операции качество прежде всего.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_3284

Первым делом двигатель разбирают, чтобы понять, где у него болячки. Этот процесс называется дефектовка. Чаще всего возникают вопросы к лопаткам, к камере сгорания, т.е к горячей части турбины. Для сборки-разборки двигателей тут есть как горизонтальные, так и вертикальные специальные стенды. И все же окончательная сборка проходит на вертикальном стенде.

54.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_130514

55. Этот экземпляр пришел сюда на ремонт из Республики Беларусь. Это двигатель ДБ90 для энергетиков. Чтоб его разобрать нужно примерно 4 смены, ну т.е. двух суток вполне хватает.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке 999A3029

56.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_130909

57. А это уже газотурбинный двигатель конвертированный судового типа ДР59Л на ложной сборке. То есть это примерка, когда части двигателя примеряют уже после ремонта.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_20240918_125746

58.
Как Тюменские моторостроители повышают свои компетенции в разработке IMG_3230

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пустой город В этом городе нет тебя. Здесь только я и ветер, Уносящий бумажный стаканчик. Наивность Как первый знак, что лето не вечно. Желтеет лист на июньской траве. Я спрячу его, отдаляя осень. Не видно маму Сколько ...
Продолжим тему статьи Как возникают кризисы в экономике и почему доллар всё не рушится? ФРС по какому то сложному и постоянно меняющемуся закону вычисляет, сколько надо денег в экономике. Считается, что если в экономике возникают новые ...
Знаете, кого считаю первым среди пародистов за всю историю нашей эстрады? Даже не первым, а единственным знаменосцем этого жанра? Нет, не трагически погибшего Виктора Чистякова – это было явление уникальное, по счастью, сохранились телевизионные записи его номеров и выступления в ...
Помните эти слова бабки-Меркель, сказанные ею год назад, сразу после того, как Путин забрал Крым? Время всё расставило по местам - в данный политический момент всем ясно, что Путин никогда из реала не выпадал, а вот Меркель, похоже, окончательно переселилась в мир, придуманный для неё ...
Глядя на этот нож, хочеться перефразировать название романа Валентина Пикуля "Пером и шпагой". Такой изящный, воздушный клиночек и такая фундаментальная рукоять (причём без грубости, очертания как раз аккуратные и  приятные глазу). Перо в зловещей коннотации оружия грабителя звучит ...