Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть III

топ 100 блогов architectstyle26.10.2024 Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть III

Без предисловия... Витебский вокзал

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть III 04.jpg

Про историю и интерьеры Витебского вокзала подробно писала здесь
Архитекторами здания выступили С.А. Бржозовский в альянсе с С.И. Минашем и Н.С. Островским.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть III 05.jpg

Современное здание вокзала в стиле модерн открыто 1 августа 1904 года. Вертикальной доминантой здания служит высокая часовая башня, имеющая эффектный живописный силуэт. В башне над часами нельзя не заметить филина с распахнутыми крыльями. Покровитель путешественников, отправляющихся в дорогу с Витебского вокзала.

Дом А.Н. Штальман / Доходный дом Мусиных-Пушкиных

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть III 06.jpg

Здание построено И.Ю. Мошинским в 1907 году по заказу вдовы генерал-лейтенанта А.Н. Штальман, а три года спустя его выкупил А.А. Мусин-Пушкин. Фасад украшают «грустные дамы в травянистых прическах», отмеченные поэтом В.С. Шефнером в стихотворении «Петербургский модерн».

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть III 07.jpg

Из любви к Вадиму Шефнеру, самому петербургскому из петербургских писателей, передам здесь это стихотворение полностью:

Не перед своим ли закатом
Я новое нечто приметил
В загадочно-витиеватом
Модерне начала столетья?

Он был в свое время осмеян,
Строительной классике вызов, —
Но вьются невинные змеи
У плавно-капризных карнизов.

И прячутся грустные дамы
В своих травянистых прическах —
На лицах блокадные шрамы
Залечены серой известкой.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть III 08.jpg

О зодчество! Память о тех, кто
Могильной взошел муравою...
Что снилось тебе, архитектор,
Пред первой войной мировою?

Твои потаенные мысли,
Наяды твои и дриады,
Как ветром гонимые листья,
Летят, облепляют фасады.

Я, словно в прозрении неком,
Шагаю, дивлюсь, наблюдаю —
И в детство двадцатого века,
Как в море, впадаю, впадаю...

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть III 09.jpg

Здание расположено практически напротив Витебского вокзала. Днём не слышно, а вот ночью, думаю, совы, сидящие в нишах дома А.А. Мусина-Пушкина, перекликаются с филином из часовой вокзальной башни по другую сторону улицы.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть III 10.jpg

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть III 11.jpg

Раньше здание венчала изящная башенка, но в 80-х годах прошлого века здесь произошёл пожар, и её разобрали.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть III 12.jpg

Доходный дом И.В. фон Бессера (Владимирский пассаж)

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть III 13.jpg

Автор проекта доходного дома доподлинно неизвестен, но, согласно предположению специалиста по петербургскому модерну Г. И. Алексеева, он построен по проекту крупного финского архитектора Карла Аллара Шульмана, губернского архитектора Выборга.
Известно, что первое историческое упоминание о здании относится к 1837 году. В дальнейшем дом был надстроен и перестроен в стиле финский модерн архитектором Шульманом. Это произошло в 1904 году. В 1912, 1914 годах и после Великой Отечественной войны дом подвергался перестройкам. В итоге многочисленных изменений здание стало представлять собой сложный архитектурный комплекс из девяти флигелей разной этажности, расположенных на различных фундаментах, часть из которых примыкала к соседним зданиям.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть III 14.jpg

Изначально здесь находился трехэтажный дом, а 12 сентября 1901 года его владелец, надворный советник барон фон Бессер объявил через Санкт-Петербургское общество архитекторов конкурс проектов перестройки здания. Условия конкурса были достаточно свободными: проектировщикам предоставлялась свобода выбора стиля (за исключением «русского стиля»), а компоновать массы можно было «не придерживаясь существующих форм фасада».

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть III 15.jpg

В итоге, фон Бессер не воспользовался проектами, победившими в конкурсе. Хотя победителями были ученики Леонтия Бенуа. Вместо этого новый проект был заказан архитектору Шульману.
Крупнейшие мастера петербургского северного модерна опирались в своем творчестве на достижения скандинавских (финских) зодчих. А этот доходный дом — единственная постройка архитектора финской школы, в недрах которой и был синтезирован стиль северного модерна.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть III 16.jpg

Некоторые элементы архитектуры этого здания уникальны для Петербурга. Открытая галерея-балкон, венчающая фасад, необычна для облика петербургских домов. Тщательно отделанные характерные детали серого камня — растительная орнаментика, зооморфные фигуры, герб владельца — относятся к лучшим образцам архитектурного убранства, ремесла, утраченного в эпоху войн и революций.

И конечно же совы, они также облюбовали фасад здания.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть III 17.jpg

Здесь находилась приемная императорской канцелярии и «Дом трудолюбия для образованных женщин». В верхних этажах располагались жилые помещения.
В советское время на первых этажах располагались аптека и булочная, а в наши дни после капитальной перестройки здесь разместился гостинично-торговый комплекс «Владимирский пассаж».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Впервые встретил продукты из России в западноевропейском универсаме отличный от водки и не на специальной полке "для русских" в дальнем углу магазина. Здесь товар был расположен в центре, хорошо представлен, занимал много места. Семечки из Ростова :-) Куда смотрят местные педераст ...
Вот сидели с подругой болтали... про насущное в стиле "все мужики козлы" и просто интересно стало, может ли нормальный среднестатистический мужчина не изменять своей жене? У него все прекрасно с потенцией, он не красивый, не страшный, не ...
© wikipedia.org Какие бы мотивы ни двигали Джулианом Ассанжем – владельцем сайта Wikileaks, который доставляет столько радости новостным агентствам и читателям, какие бы силы ни стояли за ним, можно с уверенностью сказать одно: Wikileaks мог бы быть ...
Слева сверху зонт на отражение. Справа сзади голая вспышка( Ее видно) сверху справа зонт на отражение. Справа сзади голая вспышка зонт на отражение справа зонт на отражение справа зонт на отражение сверху ...
В F1 такого уже давно не было. Хотя мож сегодня и пожестят, в Баку таки гонки обычно интересные из-за конфига ...