Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть II
architectstyle — 19.10.2024И вновь гуляем по тем улицам, которые активно застраивались в эпоху модерна. Вглядываемся в фасады зданий. Дома эти словно пришли к нам из скандинавского средневекового прошлого. Их силуэты нередко напоминают скалы или рыцарские замки, в отделке использован грубоколотый камень, на фасадах «живут» растения, звери и птицы северной природы.
Самая же популярная птица в «северном модерне», как мы уже успели убедиться, - сова. Этот пернатый хищник получил мифологическое значение чуть ли не во всех мировых культурах, а «северный модерн» как раз тяготел к фольклорным мотивам. Каких только достоинств, как положительных, так и отрицательных, не приписывают этой птице. В последовательном перечислении заслуг не трудно уловить градацию нагнетания её славы: проницательность, пророческий дар, ясновидение, потаённые знания, мудрость, одиночество, молчание, меланхолия, грусть, холод, тьма, предвестник беды, нечистая сила, колдовство, злое пророчество, невежество, неверие - во́т так градиент от белого к чёрному. Модерн, имея тенденцию к смешению различных мифов, вобрал и переработал все значения, да ещё добавил к ним что-то своё. Так что сова является амбивалентным символом, и вызывает такие же чувства. По сути, в архитектурной символике она и призвана притягивать и отпугивать: притягивать удачу, достаток, благополучие; отпугивать зло, защищать от любой негативной энергии.
Как бы нам с вами не соскользнуть с главной темы о «северном модерне», и не потонуть в тысячелетней истории человеческих страхов и суеверий. Возможно, следующий дом, который также считается домом с совой, навеял мне подобные мысли о загадочном и мистическом. Да тут ещё попалось на глаза стихотворение русского поэта-символиста Владимира Пяста, жившего в Петербурге до 1926 года (потом переехал в Москву). Его восприятие города мне не чуждо.
Домов обтесанный гранит
Людских преданий не хранит.
На нем иные существа
Свои оставили слова.
В часы, когда снует толпа,
Их речь невнятная слепа,
И в повесть ветхих кирпичей
Не проникает взор ничей.
Но в сутках есть ужасный час,
Когда иное видит глаз.
Тогда на улице мертво.
Вот дом. Ты смотришь на него
И вдруг он вспыхнет, озарен,
И ты проникнешь: это — он!
Застынет шаг, займется дух.
Но миг еще — и он потух.
Перед тобою прежний дом,
И было ль — верится с трудом.
Но если там же, в тот же час,
Твой ляжет путь еще хоть раз, —
Ты в лихорадке. Снова ждешь
Тобой испытанную дрожь.
И всё-таки давайте перейдём к самой архитектуре. Доходный дом Л.Л. Кенига.
Дом владельца сахарного завода Л.Л. Кенига построен К.К. Шмидтом в 1911-1912 годах. Доминирующими элементами в декоре являются барельефные изображения сов, которые поддерживают крыльями подоконники.
Я не могу назвать эту прекрасную и в то же время отпугивающую птицу совой в чистом виде. Великолепное оперение показано во всей красе, имеет орнаментальный характер. Но длинный клюв не характерен для внешнего вида совы, и скорее напоминает «Маску Чумного Доктора», что вызывает страх.
Следующий доходный дом, к которому мы подошли, построен в 1905 году.
Модерну, как и эклектике, свойственно смешение стилей. Так, в оформлении доходного дома на улице Куйбышева появилась псевдоготическая башенка. Архитектор Е.Ф. Бржозовский спрятал сову во фронтоне под шпилем.
Доходный дом К.И. Волькенштейн
Здание 1910-го года постройки также относится к «северному модерну» и считается самой заметной работой архитектора С.И. Минаша. Всего в Петербурге было построено около десятка домов по его проектам, а предпочтение Минаш отдавал популярным в начале XX столетия модерну и неоклассицизму.
Фасад дома Волькенштейн имеет строго симметричную композицию. Центральная часть фасада выделена аттиком, балконами, едва намеченным эркером и треугольным порталом. Она как бы немного «вдавлена» в глубину, тогда как боковые части фасада образуют прямоугольные выступы (ризалиты). Центральный эркер представляет собой не объемный выступ, а упругую вспученность самой стены, прогибающейся будто под напором изнутри.
Нижний этаж фасада облицован блоками горшечного камня и контрастирует со штукатурной отделкой верхних этажей. Горшечный, или мыльный, камень (который по-научному называется талькохлоритом) активно использовался архитекторами «северного модерна». Этот красивый материал поступал в Петербург из Финляндии, с карьеров у озера Пиелинен. Горшечный камень - атмосферостойкий, прочный и легкий в обработке материал.
Если в архитектуре эклектики ценилась степень обработанности камня, то модерн пробуждал природную красоту материала, утрировал экспрессию гранита или талькохлорита, обыгрывал пластику скальной фактуры. И, конечно, одним из постоянных спутников «северного модерна» был лепной или тесаный скульптурный рельеф.
Рассматривая фасад дома К. И. Волькенштейн, можно повстречать множество лесных хищников: над парадной в замковом камне изображён медведь, а по обе стороны от входа и в обрамлении окон угнездились стилизованные ибисы и совы.
Вход в дом оформлен в традициях «северного модерна» в виде каменного портала. Что касается медведя, в финском национальном романтизме изображение этого зверя встречается часто. В петербургском модерне их не так много, но иногда можно увидеть. Медведь считается символом добродушия и богатырской силы. Как и львы, косолапые хищники часто встречаются в геральдике, олицетворяя смелость и величие.
Доходный дом Е.П. Михайлова
В начале XX века также был популярен стиль эклектики, объединяющий в себе всё лучшее от других архитектурных направлений. Одно из зданий, представителей этого направления, мы сейчас и посмотрим. Сразу хочу оправдаться, мы отступили от основной темы исключительно из-за сов. Построил здание А.А. Зограф в 1901-1902 годах. Среди обильного декора (венки, цветы, мужские и женские головки) встречаются и филины, рассевшиеся между окнами.
Здесь у нас возникли трудности. Мы немного устали и глаз у нас замылился, так что сов мы увидели не сразу, нам их даже пришлось выкликать, используя французское волшебное заклинание. Глядя на фасад, мы вопрошали у дома: «Как дела?» На французском это звучит так: «Comment ça va?», а в русской транскрипции [кома(н) сава]. После произнесённого, сова обязательно явится. Проверено.
Доходный дом М. Д. Корнилова.
Здание с гранитным цоколем, верхним рядом шестиугольных окон и фронтонами над тремя трехгранными эркерами, ритмически организующими протяженный фасад. Два цилиндрических эркера на углах, переходящие в граненые башенки, служат акцентами в перспективах улиц. Дом Корнилова, построенный по проекту А.Ф. Барановского в 1910 году, охраняет грозный филин, распахнувший крылья на высоте, в портике.
В декоре также использованы растительные орнаменты и глазурованный кирпич, балконы обрамляют кованые ограждения. Между окнами второго и третьего этажей изображены путти верхом на дельфине.
И последний дом, который сегодня покажу, у меня в фаворитах.
Дом Товарищества по устройству жилищ Петровского Коммерческого училища.
Один из первых в городе жилищных кооперативов построил архитектор А.И. Владовский по заказу Петровского Коммерческого училища, которое сам заканчивал. Строительство велось с 1907 по 1908 год, стиль модерн. Фасад украшает богатая лепнина и множество рельефов.
Совы расположились под крышей. Я насчитала их аж 14 штук.
Центральной фигурой декора фасада является гений славы в облике прекрасной юной девушки, стоящей на шаре и держащей в руках гирлянду из лавровых листьев. Крылатого гения славы называют «ангелом-хранителем здешних мест», а сам дом известен как «дом с ангелом».
Снизу - щит с головой медузы Горгоны, атрибут богини Афины, и голова бога Гермеса - символ торговли, олицетворяющий богатство.
Дом занимает важный угловой участок и прекрасно смотрится со всех сторон. Скругленный эркер заканчивается башенкой и напоминает собой средневековую крепость. В отделке фасада использована гладкая и шероховатая штукатурка. Дом богато декорирован. А мне ещё нравится колористика: любимые шоколадные тона, красиво оттеняют декор цве́та терракот и «кофейной пенки».
|
</> |