Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть I
architectstyle — 12.10.2024Сегодня я хочу спросить вас, знаете ли вы, где в Петербурге можно встретить сову? А ведь совы - не менее значимый символ северной столицы, чем, к примеру, львы. Приглядывались вы когда-нибудь к фасадам домов, чтобы разглядеть там эту птицу? Разглядеть сову, конечно, не всегда бывает просто, да это и не удивительно, в природе загадочные хищники также ведут себя очень скрытно, летают бесшумно и охотятся исключительно под покровом темноты.
Стиль модерн - вот где нужно искать сов. Модерн, как стиль искусства, зародился в конце XIX и расцвел в начале XX века. Париж, Барселона, Прага и, конечно, Санкт-Петербург с удовольствием приняли новое течение архитектуры и богатые домовладельцы, промышленники, банкиры и аристократия стали заказывать возведение домов именно в этом стиле. Название «модерн» полностью отражало суть стиля – это что-то новое, современное; отказ от классических четких линий, колон, анфилад, скульптур, подражания античности. В каждой стране стиль модерн претерпевал некоторые изменения, связанные с культурой и особенностью региона. Так, если французский ар нуво – это изящные тонкие линии, цветочные орнаменты из водных лилий, ирисов и цикламенов, то модерн Северной Европы – это грубый неотёсанней камень, совы, тролли и медведи. Так что модерн не случайно называли еще и «звериным стилем».
Мы будем вести охоту исключительно на сов. Многим, наверняка, приходилось слышать такой афоризм: «Сова Минервы вылетает по ночам». Непростое размышление немецкого философа о том, что человеку не дано осмыслить настоящее положение дел, идею совершающегося; и лишь по истечении времени, в сумерках, то есть в старости становится ясно то, что произошло ранее - Гегелю удалось поместить вот в такую изящную оправу в виде афоризма. Итак, сова - олицетворение мудрости и богатства. Неслучайно, хищная птица стала одним из главных символов доходных домов, которые покупали богатые купцы и предприниматели.
Также сова призвана охранять дом, отгонять посторонних злых духов. Конечно, никто не принесёт в ваш дом благополучие, счастье, спокойствие, умиротворение. Но, если вашими стараниями добро поселилось в доме, то сова с него глаз не спустит, тут вы можете быть спокойны. Отличным дополнением к совиному декору часто служат всевозможные ужасающие маскароны, химеры.
Как я уже сказала, будем охотиться на сов, но, если в наши сети попадётся какая-нибудь химера, думаю, никто не расстроится.
Первый дом на нашем пути - доходный дом Е.К. Барсовой.
Доходный дом Е.К. Барсовой. Построен в 1912 г. Автор проекта — Е.Л. Морозов. Этот дом принадлежал жене сенатора Е. К. Барсовой, относится к стилю Северный модерн. Первые этажи выложены серым гранитом, а входные группы украшают барельефы с совами, химерами.
Есть устрашающие маскароны
В этом доме жил Максим Горький, здесь же он проводил собрания издательства «Всемирная литература», принимал работников театров, открытых по его инициативе, и других гостей: Ф.И. Шаляпина, А.И. Куприна, И.А. Бунина, В.В. Маяковского, Герберта Уэллса.
С совам проблем не возникло. Они здесь практически на уровне глаз
Во время охоты никогда не знаешь, где точно встретишь хищника, порой это самые неожиданные места. Так что головой крутить приходится на 360°, подражая нашему хищнику, за которым мы ведём наблюдение. Кстати, это враки про 360°. Установлено, что птица умеет поворачивать шею до 270°, хотя это тоже не мало.
Следующий дом находится поблизости. Доходный дом И.А.Лидваль.
Был построен Ф.И. Лидвалем в 1899-1904 гг. Интересно, что доходный дом Иды Амалии Лидваль — первая самостоятельная работа выдающегося архитектора Ф.И. Лидваля, выполнена по заказу его матери. Северное крыло дома являлось особняком Лидвалей.
Строительство дома началось со стороны Малой Посадской улицы. В 1900 году был возведен четырёхэтажный корпус с флигелями. В 1901—1902 годах был сооружен пятиэтажный поперечный корпус, замыкающий двор-курдонёр. В 1903—1904 годах завершилось строительство южного корпуса. Таким образом, здание состоит из четырёх разноэтажных корпусов, объединённых курдонёром, отделённым от проспекта кованой решёткой на столбах красного финского гранита (возобновлена в 1995 году). В решётке устроено двое ворот с гранитными пилонами-фонарями.
В оформлении фасадов широко использованы декоративные мотивы северного модерна: скульптурные рельефы с изображениями птиц, зверей и стилизованных растений.
На самом верху среднего щипца изображен горельефный филин с распростёртыми крыльями.
Солнце выглянуло
При ближайшем рассмотрении можно увидеть, что филин держит жертву в когтях.
На втором этаже по обе стороны корпуса расположены балконы с решётками в виде паутины с пауками, по сторонам решёток изображены подсолнухи. Остальные балконы здания имеют иную стилистику: часть из них выполнена в растительном варианте ритмического модерна, другие — в неоклассическом стиле.
В центре рельефного украшения над центральным порталом — дата окончания строительства главной части комплекса (1902). Справа от даты изображена сосновая ветка с шишками, лесная птица и два зайца. Слева от даты — листья, голова рыси с раскрытой пастью и сова.
Идём дальше. Доходный дом Андрея Макаровича Васильева.
Построен дом в 1901-1902 г. в стиле модерн с элементами барокко. Дело в том, что дом, начатый в 1901 году архитектором В.В. Корвиным-Круковским завершил в 1902 году В.В. Шауб. За оформление фасада отвечал последний, и заимствовал много из стиля барокко.
В верхнем ярусе эркера находятся волюты, фигурные сандрики имеют характерные для барокко контуры. А к приемам модерна можно отнести округление углов фронтонов, односкатные мансарды над карнизами, разнообразные окна, плавное перетекание объемов эркеров на плоскость стены.
В 1904-1905 гг. здесь жил архитектор Г.О. Гиргенсон. В 1910-е гг. в доме располагалось Общество библиотековедения. В 1911-1917 гг. здесь жил епархиальный архитектор А.П. Аплаксин. В 1912 г. в доме жили архитектор страхового общества «Россия» Б.Н. Басин и архитектор Е.Ф. Эдель.
Что касается сов, то их можно разглядеть в декоративной лепнине, обрамляющей нижнюю часть эркеров.
Для начала, думаю, достаточно. Поэтому покажу сегодня последнюю. Большой проспект Петроградской стороны.
Дом был построен архитектором Ипполитом Александровичем Претро в 1907 г., по заказу купеческой вдовы Т.Н. Путиловой. Опять же является одним из выдающихся образцов северного модерна. Здание своими тремя фасадами украшает сразу три улицы Петроградской Стороны: Большой проспект, Стрельнинскую и Ораниенбаумскую улицы.
Издалека увидела птицу на угловой части дома, побежала, и так, меня чуть коршун не унёс.
Это здание привлекает внимание прохожих живописной игрой мансард, щипцов и шатров, ступенчатым шагом эркеров и «беспорядком» окон. Главные внешние приметы архитектуры этого стиля - грамотно подобранныe сочетания естественных и искусственных отделочных материалов, каждый из которых выигрывает от соседства с другим. Цоколь облицован грубо обработанным финляндским гранитом и декорирован скульптурой. Плоскости стен верхних этажей покрыты фактурной штукатуркой или отделочным кирпичом.
Посередине фасада расположен портал, украшенный скульптурами сов, характерными, как мы с вами знаем, для этого стиля. В 1912 году за дом Путиловой архитектору И.А. Претро была присуждена серебряная медаль на городском конкурсе лучших фасадов.
В советское время в этом самом доме проживал хирург И.И. Джанелидзе. Он известен своими трудами по травматологии, хирургии сердца, пластической и неотложной хирургии. И.И. Джанелидзе - основатель и научный руководитель Института Скорой Помощи.
Итак, мы с вами начали увлекательное путешествие по городу с наблюдением за каменными пернатыми хищниками в их естественной среде - архитектуре в стиле модерн. Путешествие будет долгим, но, надеюсь, не утомительным для вас.
|
</> |