«Несравненная сказка куполов»

топ 100 блогов architectstyle01.10.2024 Именно так сказал про красивейшую на Руси деревянную церковь в Кижах Игорь Грабарь. Хотя увидел он её не в таком первозданном виде, как видим мы сейчас. Стены тогда, в начале XX века, были обшиты досками, главы, шеи и бочки покрыты железом.

«Несравненная сказка куполов»

В этом уважаемом сообществе, конечно, все знают, что такое бочка. Но на всякий случай напомню – это такая крыша с заострённым верхом, как будто «луковица» в разрезе или перевёрнутая лодка. :) На заглавном фото хороша видна сложная крыша ярусами – это те самые бочки, на которых сверху поставлена шея и луковичная главка. На каждом ярусе глава своего размера. Всего в церкви 22 главы, покрытых лемехом из осины – традиционной русской черепицей.

«Несравненная сказка куполов»

Осиновый лемех – надежная и испытанная временем кровля. От влаги осина разбухает и не пропускает воду внутрь здания. И красивая при этом. От солнца и дождя лемех из осины становится серебристым. По преданию, иностранцы, проплывавшие по рекам и впервые видевшие главки храмов из блестевшего на солнце осинового лемеха, принимали его за серебро, о чем писали в своих отчётах, поражаясь богатству наших предков.

«Несравненная сказка куполов»

Я не буду пересказывать интернет про строительство и архитектуру церкви. По легенде её построил один-единственный зодчий (конечно, один человек не справился бы) якобы без единого гвоздя (но вообще-то прибивали гвоздями лемех к главкам), а закончив работу, закинул свой топор в озеро со словами: «Не было, нет и не будет такой!» У Евтушенко есть такие строчки про этого мастера:

Постоять у Кижей – наказание
красотой,
ослепляющей взор,
там, где в озеро,
по сказанию,
мастер Нестор закинул топор...


(Примечание. Заметили, что у Евтушенко ударение на второй слог в слове Кижи? Что неверно, но в поэзии свои правила.)

Мне хочется поговорить о реставрации. Тут и без легенд теряешь дар речи, когда читаешь про чудеса современных реставраторов.

История создания Кижского погоста уходит в глубокую древность. Погост в Кижах является древнейшим в Заонежье – о нём упоминалось ещё в конце XV века. Древние церкви сгорели в пожаре в конце XVII века. Главная – Преображенская – церковь была построена в 1714 году. А весь архитектурный комплекс сложился не сразу. Понадобилось 160 лет, чтобы три здания – две церкви, зимнюю и летнюю, и колокольню – привести к согласию, объединить их в единый архитектурный ансамбль.

«Несравненная сказка куполов»

И уже через сто лет состояние церкви Преображения Господня стало вызывать тревогу. То есть фактически большая часть времени существования шедевра – это история его сохранения.

Вот строили старые мастера деревянные шедевры, не думая о будущих поколениях. Дерево – очень недолговечный материал. То ли дело романика или готика – веками стоят и хоть бы что.

Историю реставрации можно было начать с конца XVIII века, когда памятникам деревянного зодчества стали уделять внимание писатели и исследователи. Мы все помним, какое значение для Собора Парижской Богоматери имел роман Виктора Гюго. Помню, ещё рассказывала про романскую церковь в бургундском городке Везле, которую спас от забвения и разрушения Проспер Мериме. В нашем случае это был архитектор Лев Даль, который положил начало исследованиям деревянных памятников России. В начале XX века началось паломничество на Север художников и архитекторов. О Преображенской церкви говорили как о шедевре, «который смело можно назвать венцом деревянного зодчества, который в истории русского деревянного зодчества должен занять такое же место, какое заняла московская церковь Василия Блаженного в истории каменного зодчества» (арх. М. В. Красовский).

Церковь пострадала не только от времени. Во время Великой Отечественной войны финны вывезли в Финляндию много древних икон Заонежья, в том числе великолепный иконостас Преображенского храма. И если иконы удалось вернуть, то «небо» оказалось утрачено.

Дальше идёт история создания заповедника, начиная с 1945 года. Был возвращён и восстановлен иконостас. И с 1948 года начались ремонтно-восстановительные работы на Кижском погосте, а фактически борьба за сохранение памятника. С этого времени не утихают споры о способах реставрации и методах защиты древесины.

К 1980 году церковь находилась в очень плохом состоянии. Дерево гнило, церковь деформировалась под действием ветров. Первым делом внутри установили металлический каркас, чтобы приостановить дальнейшие деформации. С этого времени церковь была закрыта для посетителей. В течение пары десятков лет ничего глобального не происходило, но шла большая подготовительная работа.

А в 2005 году начался проект реставрации «На глазах у всего мира», который закончился в 2020. В подробностях можно почитать на сайте музея-заповедника, там есть много статей, посвященных ей. Захватывающее чтение, читается как детективный роман.

Самое главное – реставрацию памятника было решено начать снизу вверх. Вроде ничего необычного – так всегда строят. Но уникальность метода была в том, что и разборка памятника тоже началась снизу. Вы представляете? Стоит сложнейшая конструкция из бревен, а вы начинаете убирать венцы в самом низу (венец – это один горизонтальный ряд брёвен в срубе). Многие туристы видели церковь в таком полуразобранном виде (фото с сайта музея).

«Несравненная сказка куполов»

И вот в 2005 году церковь начали разбирать. Снизу вверх. По частям – сруб поделили на 7 ярусов. Говорят, что такая разборка даже проще, чем обычная сверху вниз. Вытаскивается нижнее бревно, а следующее буквально само ложится в руки. Важно было перед разборкой зафиксировать положение каждого бревна в пространстве, чтобы потом положить его точно в таком положении, в каком оно лежало все 300 лет до этого.

После разборки бревна промывались от вековой пыли, а затем сушились в цеху, ожидая сборки. В силу своей ветхости не все брёвна могли вернуться в сруб. Их лечили, делали вставки, использовали внутреннюю часть бревна. В результате сохранили примерно 2/3 исторического материала. Честно говоря, читая историю реставрации, я испытывала какой-то благоговейный восторг, извините за излишнюю эмоциональность. :)

«Русские Заонежья»

Ну, а теперь продолжим прогулку по южному участку острова, посвященному традиционной культуре русских Заонежья. Все эти здания – памятники федерального значения.

Архитектуру снимать вблизи не рекомендуется, но как было не снять эту завораживающую симметрию вблизи!

«Несравненная сказка куполов»

Церковь Вескрешения Лазаря. Считается одним из древнейших сохранившихся деревянных храмов России.

«Несравненная сказка куполов»

Ветряная мельница. Но меня, конечно, завораживает эта «косая» изгородь. Впервые я её увидела в Малых Корелах.

«Несравненная сказка куполов»

Вот ещё две. :)

«Несравненная сказка куполов»

«Несравненная сказка куполов»

С этой точки луковки обеих церквей – Покровской и Преображенской – собираются в одну кучу.

«Несравненная сказка куполов»

«Несравненная сказка куполов»

Часовня Михаила Архангела. Там сохранилось потолочное покрытие «небо», состоящее из икон XVII–XVIII вв. Про него расскажу в следующий раз.

«Несравненная сказка куполов»

«Несравненная сказка куполов»

Возвращаемся обратно к Погосту.

«Несравненная сказка куполов»

Ну, вы поняли. :)

«Несравненная сказка куполов»

«Несравненная сказка куполов»

Жилой дом. В Карелии дома огромные. В них под одной крышей находилось несколько изб, в которых жили несколько поколений. Тут же располагались хозяйственные помещения. Видите подпорки сбоку? Они позволяют почти точно так же, как мы видели при реставрации храма Преображения, заменять подгнившие бревна нижней части сруба.

«Несравненная сказка куполов»

Что интересно – галереи в этих домах декоративные. На них нет выхода из комнат. Сделаны чисто для красоты. :) Пандус, ведущий на второй этаж сделан для лошадей, чтобы туда могли подняться подводы, чтобы облегчить погрузку/разгрузку кормов, сена, зерна. Наверху хранятся лодки, сети и много всего другого.

«Несравненная сказка куполов»

Смотрим весь комплекс Погоста целиком.

«Несравненная сказка куполов»

Нам надо было уже идти на теплоход. Дочка захотела подняться на колокольню, но у меня уже не оставалось никаких сил и я отказалась. Она убежала вперед. Но когда мы подошли к колокольне, я увидела, что она только-только зашла внутрь. Может, очередь её задержала, подумала я. А оказывается, долго не проходила оплата картой. Ну, и я не удержалась, побежала за ней, быстро оплатив наличными. Как взлетела по лестнице, не помню, на одном дыхании, откуда силы взялись. Догнала дочь уже наверху. :) И очень рада, что все-таки поднялась. Такая красота вокруг!

«Несравненная сказка куполов»

И можно рассмотреть вблизи обе церкви.

«Несравненная сказка куполов»

Особенно, конечно, эти невероятной красоты серебристые купола.

«Несравненная сказка куполов»

Спустились, ушли догонять остальных. Последний взгляд назад.

«Несравненная сказка куполов»

Кижи прекрасны. Нам не хватило этой поездки. Мне хотелось посмотреть больше, посетить музеи и – главное – увидеть «небо». Но так получилось, что спустя месяц мы снова там оказались. Про это в следующий раз.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Нет никакой сцепки федерального центра с криминальными структурами. Просто закон у нас такой. В правительство России или администрацию президента не попадешь, если ты с девяностых и начала нулевых на карандаше у МВД и связан с криминалом Дальнего Востока (конкретнее - группировкой ...
   Здравствуйте, дорогие сообщники :)  Давно я тут не показывалась, а тем временем работ прибавилось. Покажу вам новенькое Комплект "Тропики". Больше фото в моем журнале. Комплект "Wild Wild West" Заколка "Осенний привет" Комплект ...
Она почему тебя на коротком поводке держит - считает, что ты довольно крутой по нынешним меркам и если где-то ее зажмут, она перед тобой ноги расставит и ты ее отмажешь. К нему приобык я, как жил в укрытии у дружка моего - турецкого султана. На всякий ...
На днях я писала про «400 ударов» , а сегодня в прокат вышел ещё один известнейший фильм Франсуа Трюффо — «Жюль и Джим» (1962), который молодежь 60-х сочла манифестом свободной любви.  В учебниках этот фильм называют «энциклопедией по Французской новой волне», а молодежь 60-х ...
...