Ярославль. Спасо-Афанасиевский монастырь и его окрестности. История монастыря.

топ 100 блогов architectstyle18.10.2024


01. Схема нашего забега по Ярославлю.
01. Схема нашего забега по Ярославлю.

Выйдя из Ильинской церкви мы двинулись через сквер на Советской площади и осмотрели знак «Исторический центр Ярославля» в подробностях. 

02. Памятный знак
02. Памятный знак "Исторический центр Ярославля".
03. Он же.
03. Он же.

Как видите, знак здоровый — бронзовая плита 3,0 х 3,2 м с исторической картой Ярославля. Стоит он, а, точнее, лежит здесь с августа 2017 г. Автор проекта — художник Н. А. Мухин.

Посмотрели мы на памятник и повлеклись через Советскую площадь в направлении Областной Думы. Пока влеклись, погода испортилась.

04. Вид на Областную Думу и здание Правительства Ярославской области. Небо затягивает тучами.
04. Вид на Областную Думу и здание Правительства Ярославской области. Небо затягивает тучами.

Но мы, не обращая на это внимания, храбро впали в Вахромеевский бульвар. 

— О, ещё церковь! — констатировал факт Павел Валерьевич.

Это был Спасо-Афанасиевский мужской монастырь.

05. Вид на Спасо-Афанасиевский мужской монастырь со стороны Вахромеевского бульвара.
05. Вид на Спасо-Афанасиевский мужской монастырь со стороны Вахромеевского бульвара.

Мы решили зайти и зашли. По этой причине не увидели скрывающиеся в недрах бульвара Демидовский столп, памятник жертвам белогвардейского мятежа и прочие достопримечательности Демидовского сада. Что ж, нельзя впихнуть невпихуемое — это же рейд упущенных возможностей. А теперь пора рассказать о монастыре. Всё сказанное ниже я честно покрал из Ярипедии. А из фотографий монастыря мои только №№ 5, 43-45. Остальное потырено в интернете.

06. Схема монастыря.
06. Схема монастыря.

Основан монастырь в 1615 г. До 1926 г. назывался Афанасиевским, в 2008 — 2020 — Кирилло-Афанасиевским. 20 ноября 2020 г. Священный Синод утвердил новое название обители — Спасо-Афанасиевский мужской монастырь. 

Основание его связывают с борьбой против католицизма, проникшего в Россию в Смутное время. Отсюда и название в честь святителей Кирилла и Афанасия, архиепископов Александрийских, ревностных борцов за чистоту Православия. Возведена обитель на месте приходской церкви, освященной в честь этих же святых. Непосредственной причиной открытия обители было обретение чудотворной иконы Спаса Нерукотворного.

Разумеется, основание ни одного уважающего себя монастыря не может быть не связано с легендой. Есть таковая и здесь. Рассказывают,  что когда в конце марта 1612 г. для окончательного сбора сил в Ярославль прибыло народное ополчение во главе с князем Димитрием Пожарским и Козьмой Мининым. От большого скопления войск в городе началась моровая язва и многие люди умерли. И тогда обратились жители к «бывшему соборныя церкве Успения Пресвятыя Богородицы протопопу Илье» с просьбой учинить крестный ход с иконой Толгской богоматери. Но во сне протопопу Илье явился Спаситель и повелел вознести вместе с прочими икону, которая хранилась в пыли и забвении в часовне близ монастыря святителей Афанасия и Кирилла. Но когда Илья проснулся и нашел в часовне икону, не увидел он на ней ни пылинки. Засомневался протопоп Илья, но когда он уснул, опять явился Господь и повелел ему «без сумления сию икону оттоле взяти, и с нею по граду ходити, и с молебным пением совершати литии», что Илья и сделал с великим рвением, объявив о происшедшем всем людям, собравшимся на соборной площади.

Во время Крестного хода, разумеется, произошло первое чудо — исцеление слепого, просившего милостыню. Второе чудо от этой иконы произошло, когда Крестный ход поравнялся с часовней, где прежде находился образ: люди несшие икону никак не могли двинуться с места. Пораженные этим чудом ярославцы решили поставить в честь этой иконы церковь, срубив и освятив ее в один день, — «обыденную». После этого события моровое поветрие в городе прекратилось.

07. Если не врут, крестный ход собирались совершить именно с этой иконой.
07. Если не врут, крестный ход собирались совершить именно с этой иконой.
08. А это образ из видения протопопа, обнаруженный в часовне.
08. А это образ из видения протопопа, обнаруженный в часовне.
09. Он же на гравюре XVIII в.
09. Он же на гравюре XVIII в.

В 1615 г. земский староста Гавриил Мякушкин при поддержке «других усердных ревнителей святого дела» обратился к ростовскому митрополиту Кириллу (Завидову) за благословением к основанию обители на священном для горожан месте, где была обретена икона.

Однако, некоторые источники замечают, что Кирилло-Афанасиевский монастырь существовал уже в XVI в., поскольку под 1570 г.  упоминается его игумен Вассиан. Исследователь полагал, что в 1615 г. монастырь не возник, а был возобновлен.

Как бы там ни было, в 1615 г. монастырь уже существовал и управлялся игуменами.

10. Плац-парадная площадь. Слева - здание городской Думы и Кирилло-Афанасиевский монастырь,в центре - церковь Ильи Пророка.
10. Плац-парадная площадь. Слева - здание городской Думы и Кирилло-Афанасиевский монастырь,в центре - церковь Ильи Пророка.

Царь Михаил Федорович весьма благосклонно относился к обители, которая была основана вскоре после его восхождения на престол. Монастырь получил во владение три деревни, рыбные ловли на озере Ущемер, а также налоговые льготы. В грамоте царя Михаила Федоровича от 1619 г., значилось: «в тот Афанасьевский монастырь нашего жалованья, руги денежной и хлебной, нет, и на свечи и на ладан и на вино церковное не идет ничего же, и для того дано им под мельницу место на Ярославской и Романовской стороне. А что они лесу и дров повезут по Волге и по Мологе и по Шексне на монастырский обиход, и с того лесу мыту и пошлин имати не велено».

Обитель была наделена и другими льготами: с монастырских вотчин «никаких податей и денежных всяких поборов и казачьих хлебных запасов и кормов с сошными людьми не давати, опричь ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городового и острожного дела», монастырские крестьяне освобождались также от суда «опричь душегубства и разбоя и татьбы с поличным», право суда оставалось только за государем и за игуменом «с братьею». Кроме того, монастырь освобождался от постоя князей, бояр, воевод и ратных людей, а если кто на пир или братчину «придет пить незван, и они того незваного сошлют с двора беспенно, а не послушает и не пойдет вон и учнет у них пити силно, а учинится у них в том пиру какая гибель, и тому незваному за гибель платить вдвое без суда и без правды».

11. Плац-парадная площадь. Слева - здание городской Думы и Кирилло-Афанасиевский монастырь,в центре - церковь Ильи Пророка.
11. Плац-парадная площадь. Слева - здание городской Думы и Кирилло-Афанасиевский монастырь,в центре - церковь Ильи Пророка.

По второй грамоте, от 7 мая 1623 г., обители пожаловали владения под Ярославлем, в закоторосльной стороне: деревни Иваново, Ковшово, Дикуши с 227 душами крестьян, а также рыбные ловли на озерке Ущемер и «пустыньку», где велено было устроить церковь Параскевы Пятницы и «пение уставити». В 1627 г. царю Михаилу Федоровичу была отправлена челобитная старца Варфоломея — строителя Афанасьевской обители — о том, что из монастырских людей двоих насильно взяли в целовальники «на кабаки». Напомним, служба таможенных целовальников не оплачивалась и по сути являлась обременительной повинностью. В ответ на челобитную пришла царская грамота, по которой впредь монастырских людей «в целовальники имать не велели».

Ранние монастырские постройки были деревянными, обитель не раз в XVII в. выгорала в пожары. В древней летописи существует запись, что в 1658 г. «монастырь Нерукотворенного образа нашего Иисуса Христа, Афанасиевский именуем, весь погоре». Она свидетельствует о несомненной связи обители с обретенным в часовне образом Спасителя.

Первую каменную церковь обители во имя Афанасия и Кирилла возвели по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича в 1664 г. По окончании строительства храм был украшен росписями, над которыми работали мастера, вызванные из Москвы. В пожаре 1670 г. обитель вновь пострадала. В 1676 г. к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый храм с колокольней, посвятили его Алексию, митрополиту Московскому.

Территория монастыря была не большой и обнесена невысокой каменной стеной только с восточной и северо-восточной стороны, с других сторон ограду монастыря заменяли «надворные строения обывательских домов и церковь Спасо-Пробоинская». По парадному восточному фасаду обители, выходившему на Пробойную улицу, еще в XVIII в. соорудили две небольшие каменные башни, одна из которых служила Святыми воротами, в другой была устроена часовня в память о важном событии — обретении чудотворной иконы Спаса Нерукотворного.

В 1736 г. к монастырю была приписана Знаменская часовня, ранее относившаяся к Власьевской церкви. Об этой истории я писал здесь

В 1764 г. в Афанасьевский монастырь поступила утварь из упраздненной Александровой пустыни под Рыбной слободой; в 1773 — игумен обители был пожалован участием в ежегодном ношении из Югской Дорофеевой пустыни чудотворной иконы Югской Богоматери в Углич, Рыбную слободу и Мологу. Указом императрицы Екатерины II от 31 марта 1764 г. Афанасьевская обитель была причислена к заштатным: «ни в каком классе не состоит, но имеется… в числе оставленных на свое содержание монастырей».

25 июня 1768 г. в центральной части Ярославля снова случился пожар, после которого был составлен перечень причиненного ущерба. От огня пострадали оба храма игуменские и братские кельи, кухня, конюшня, каретник, баня, погреба, ограда. «Всего во оном Афанасьевском монастыре погорело и разломано на 1000 руб.» сообщается в данном перечне. Во время восстановительных работ после пожара 1768 года была поновлена живопись церкви св. святителей Афанасия и Кирилла, ее первоначальный каменный иконостас заменен деревянным.

12. Слева - здание городской Думы. Справа - Кирилло-Афанасиевский монастырь
12. Слева - здание городской Думы. Справа - Кирилло-Афанасиевский монастырь

В 1820—1830-х гг. в монастыре велись значительные работы по его благоустройству: «в связи с северной стеной» были сооружены каменные двухэтажные настоятельские покои с прилегающей к ним трапезной палатой; «в связи с восточной оградой» — две братские кельи; около 1825 г. для церкви Афанасия и Кирилла выполнили новый иконостас; в 1831 — теплый храм был «распространен и по местам украшен живописью», росписи в нем исполнил живописец Тимофей Медведев. Тогда же монастырю передали 115-пудовый колокол из упраздненного Борисоглебского прихода, всего ансамбль колокольни состоял из семи колоколов.

12 декабря 1857 г. император Александр Николаевич утвердил определение Святейшего Синода о возведении Афанасиевского монастыря в степень третьеклассной обители, с этого времени ее настоятели имели сан архимандритов. С 1895 г. Афанасиевский монастырь стал резиденцией викарного епископа Ярославской епархии.

Самые значительные работы по благоустройству обители велись в XIX в., когда были построены настоятельские покои, братские кельи, обновлены иконостас и росписи святительского храма. Самым щедрым благотворителем обители был Иван Александрович Вахромеев, на средства которого в обители неоднократно проводился капитальный ремонт.

Вновь Афанасьевский монастырь подвергался перестройкам в конце XIX — начале XX вВ: в 1897 г. были возведены каменные погреба, сарай, каретная, конюшня, баня; в 1903 и 1907 — на средства Ф. Е. Вахромеева проводились ремонтные работы в соборной церкви; в 1912 — на пожертвования А. И. Вахромеева настенную живопись храма поновлял известный художник и реставратор М. И. Дикарев. И, в конце концов, получилось так:

13. Плац-парадная площадь. Слева - здание городской Думы и Кирилло-Афанасиевский монастырь,в центре - церковь Ильи Пророка.
13. Плац-парадная площадь. Слева - здание городской Думы и Кирилло-Афанасиевский монастырь,в центре - церковь Ильи Пророка.
14. Воскресенская и Спасо-Пробоинская церкви. Вид с юго-востока.
14. Воскресенская и Спасо-Пробоинская церкви. Вид с юго-востока.
15. Плац-парадная площадь. Слева - здание городской Думы и Кирилло-Афанасиевский монастырь,справа - церковь Ильи Пророка и Демидовский столп.
15. Плац-парадная площадь. Слева - здание городской Думы и Кирилло-Афанасиевский монастырь,справа - церковь Ильи Пророка и Демидовский столп.
16. Слева - Воскресенская церковь, в центре - Демидовский столп, справа - гимназия Антиповой. Воскресенская улица, вид с запада.
16. Слева - Воскресенская церковь, в центре - Демидовский столп, справа - гимназия Антиповой. Воскресенская улица, вид с запада.
17. Слева - Воскресенская церковь, в центре - Демидовский столп, справа - фрагмент фасада городской Думы. Воскресенская улица, вид с запада.
17. Слева - Воскресенская церковь, в центре - Демидовский столп, справа - фрагмент фасада городской Думы. Воскресенская улица, вид с запада.
18. Воскресенская и Спасо-Пробоинская церкви. Слева - Демидовский столп. Вид с востока.
18. Воскресенская и Спасо-Пробоинская церкви. Слева - Демидовский столп. Вид с востока.
19. Кирилло-Афанасиевский монастырь. Вид с севера (со стороны церкви Ильи Пророка).
19. Кирилло-Афанасиевский монастырь. Вид с севера (со стороны церкви Ильи Пророка).
20. Кирилло-Афанасиевский монастырь. Вид с севера (со стороны церкви Ильи Пророка).
20. Кирилло-Афанасиевский монастырь. Вид с севера (со стороны церкви Ильи Пророка).
21. Колокольня Спасо-Пробоинской церкви. Вид с северо-запада (со стороны монастырского двора).
21. Колокольня Спасо-Пробоинской церкви. Вид с северо-запада (со стороны монастырского двора).
22. Колокольня Кирилло-Афанасиевской церкви. Вид с запада (со стороны монастырского двора).
22. Колокольня Кирилло-Афанасиевской церкви. Вид с запада (со стороны монастырского двора).

Монастырь был популярен и накопил за время своего существования немало священных реликвий: частицу мощей Кирилла, архиепископа Александрийского, которая сохранялась в монастырской ризнице в серебряном ковчежце. образ Алексия, митрополита Московского, в богатой серебряной ризе, устроенной в 1857 г., антиминс, преподанный во время освящения каменного храма святителем Димитрием, митрополитом Ростовским в 1705 г. и Образ Нерукотворного Спаса, остававшийся невредимым в многократных пожарах, которым подвергалась Спасопробоинская церковь. Последняя долгое время считалась утраченной в советское время, но её обнаружили совсем недавно в запасниках одного из ярославских музеев и, после реставрации, вернули в монастырь.

 В послереволюционные годы при Афанасьевском монастыре была зарегистрирована приходская община, последний раз она упоминается в 1923 г., в феврале 1925 монастырь закрыли, часть «ветхого культового имущества» передали в церковь Спаса на Городу и ряд других храмов.

23. Кирилло-Афанасиевский монастырь. 1920-е годы. Северо-западный барабан Спасо-Пробоинской церкви разрушен,верхний ярус колокольни повреждён артиллерийским снарядом во время подавления контрреволюционного мятежа в июле 1918 г.
23. Кирилло-Афанасиевский монастырь. 1920-е годы. Северо-западный барабан Спасо-Пробоинской церкви разрушен,верхний ярус колокольни повреждён артиллерийским снарядом во время подавления контрреволюционного мятежа в июле 1918 г.

В 1930-х гг. городские власти разобрали монастырскую колокольню, в храмах и кельях братии были устроены различные предприятия, в частности, там находилась администрация мебельной фабрики, в братских корпусах поселились люди. Со временем разобрали и вторую колокольню, внутри сделали перестройки и перегородки, росписи закрасили краской. А часть строений и вовсе забросили, что сразу превратило их, по общемировой традиции, в бесплатный общественный нужник.

24. Спасо-Пробоинская церковь. 1930-е. Вид с востока.
24. Спасо-Пробоинская церковь. 1930-е. Вид с востока.
25. Спасо-Пробоинская церковь. 1940-е. Колокольня разрушена. Вид с запада.
25. Спасо-Пробоинская церковь. 1940-е. Колокольня разрушена. Вид с запада.
26. Спасо-Пробоинская церковь. Вид с юга. На первом плане забором обнесена площадка, где стояла Воскресенская церковь.
26. Спасо-Пробоинская церковь. Вид с юга. На первом плане забором обнесена площадка, где стояла Воскресенская церковь.
27. Кирилло-Афанасиевская церковь. 1960-е. Вид с востока.
27. Кирилло-Афанасиевская церковь. 1960-е. Вид с востока.
28. Спасо-Пробоинская церковь. 1990-е. Вид с востока.
28. Спасо-Пробоинская церковь. 1990-е. Вид с востока.
29. Спасо-Пробоинская церковь. 1990-е. Вид с северо-запада.
29. Спасо-Пробоинская церковь. 1990-е. Вид с северо-запада.
30. Кирилло-Афанасиевская церковь. 1990-е. Вид с запада.
30. Кирилло-Афанасиевская церковь. 1990-е. Вид с запада.

В 2006 г. по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского, храм святителей Кирилла и Афанасия стал семинарской церковью. К семинарии был приписан и Спасо-Пробоинский храм. Семинаристам пришлось изрядно попотеть для приведения здания в удобоваримое состояние.

В мае 2007 г. два храма и другие постройки были переданы Ярославской епархии. Первая служба прошла 31 января 2008 г. С 2009 г. решением Святейшего Синода, это действующий мужской монастырь. Церковь своими силами потихоньку приводила архитектурный ансамбль в порядок.

31. Кирилло-Афанасиевский монастырь. 2000-е. Вид с северо-востока.
31. Кирилло-Афанасиевский монастырь. 2000-е. Вид с северо-востока.
32. Спасо-Пробоинская церковь. 2015. Вид с востока.
32. Спасо-Пробоинская церковь. 2015. Вид с востока.
33. Кирилло-Афанасиевская церковь. 2015. Вид с запада..
33. Кирилло-Афанасиевская церковь. 2015. Вид с запада..

Масштабная реставрация Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря проводилась в период с 2017-го по 2018 г.

Средства, выделенные регионом, пошли на реставрацию храма святителей Кирилла и Афанасия и Спасо-Пробоинского храма: в храме святителей Кирилла и Афанасия были выполнены работы по реставрации фасадов, окрытию кровли, восстановлению колокольни; на Спасо-Пробоинском храме установили главы и также отреставрировали фасады.

34. В процессе реставрации. 2017 г.
34. В процессе реставрации. 2017 г.
35.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Все больше иностранцев пытается въехать на территорию Польши по фальшивым либо поддельным документам. Большинство составляют граждане Украины, имеющие в паспортах визы, вызывающие сомнения. Однако часто появляются также «левые» паспорта – более 100 выявили в прошлом году пограничник ...
Обычная Фрискас 400 гр. только что был 89р и стал уже 109, это 22,47% увеличение сразу если что. Производитель НЕСТЛЕ (материнская фирма ШВЕЙЦАРИЯ, здесь распоряжается ООО) картинка отсюда Поскольку ООО находится в российской юрисдикции, наверное уже и ФАС может вмешаться, как вы ...
Про это так и заявил немецкий еженедельник De Welt , никогда особой любви ко всему российскому не испытывающий. Россию он не любит, а вот Элвиру Набиулину очень даже уважает. С чего бы? "Глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина с поразительной быстротой и четкостью реагиру ...
Лимонно-жёлтые шторы задёрнуты - солнечный свет режет глаза, чай в чашке с синими узорами. Мама разрешает мне лежать в кровати - в отличии от бабушки, которая думает, что влажная уборка это как раз для меня. Прекрасный повод не залёживаться. Снег... Я бы с большим удовольствием ...
завтра заламинирую и повешу куда велено ...