Самурыцари по-хиндийски
qebedo — 02.05.2018 В истории человечества, на самом деле, не так уж и много примеров, когда замкнутое военное сословие захватывало власть в обществе и управляло им долгое время. Европейские рыцари (и производные от них дворяне), японские самураи... Кто еще? Был примерчик - индийские раджпуты. Это уникальное сословие возникло примерно в начале I тысячелетия (I-V века), когда кочевники (саки, юэчжи-кушаны, эфталиты, гурджары) мигрировали в северную Индию (нынешняя территория Панджаба и Раджастханы-Раджпутаны), завоевали ее и осели там на ПМЖ. Так что пришлось местным индусам как-то вписывать пришлых завоевателей в свою собственную довольно жесткую варно-кастовую систему.Брахманы (они же брамины) выход нашли (они всегда его находили, ибо индуизм - штука гибкая и соблюдает жестко, на самом деле, лишь один принцип, гласящий "брахманы всегда и везде самые главные"). Ведическое вероучение, из которого и вышел индуизм, как известно, делит всех людей на четыре большие группы, или варны - брахманы (жрецы), кшатрии (воины-правители), вайшьи (торговцы, земледельцы, ремесленники) и шудры (слуги). Ко времени появления предков раджпутов брахманы, вайшьи и шудры чувствовали себя прекрасно, а вот кшатрии во взаимных разборках и войнах с агрессорами практически исчезли. Тогда индусы посмотрели на воинственных пришельцев, которые заставляли их платить налоги и гордо разъезжали по округе на конях, обвешанные оружием, и всплеснули руками - Вишну мой, так это же вылитые кшатрии! И, собственно говоря, с тех пор и по сегодня кшатрии в Индии - это именно раджпуты.
Однако до конца растворяться и ассимилироваться раджпуты не захотели - они всегда сохраняли свой собственный образ жизни, во многом непохожий на принятый между индусами. Они ели много мяса (почти преступление!), избегали фанатизма и вообще чрезмерной религиозности, презирали мирные профессии (прикосновение даже не к орудиям труда, а к обычной земле считалось осквернением, и раджпуты старались на нее вообще не попадать, передвигаясь между строениями на конях или слонах) и культивировали воинские практики - как материальные (владение самыми разнообразными видами оружия - к слову, оружейничество было одним из немногих ремесел, которые раджпутов не оскверняли), так и духовные.
Именно раджпутам (к слову, это название почти калька с русского "дети боярские" - "дети раджи") удалось создать уникальный кодекс поведения воина, наподобие рыцарского или самурайского и выстроенный по тем же принципам - победить страх смерти, введя огромное число этических запретов, когда "честная смерть" становится намного более приемлимым выходом, чем позор. Даже в безвыходной ситуации "ласт стэнда" раджпут выбирает смерть (как самурай) - он идет в последний бой шака, выезжая за ворота крепости "во всем черном", а женщины совершают в это время коллективное самосожжение джаухар, чтобы он знал, что назад пути нет. Да и в повседневной жизни нормы поведения расписаны так жестко, что практически не оставляют место сомнениям, раздумьям или поискам вариантов. Путь воина прям, как полет стрелы...
Именно это уникальное воинское сословие, его историю, идеологию, менталитет, повседневную жизнь описывает книга "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" автора Елены Успенской. Отечественная индология, на самом деле, весьма скудна (значимые работы можно пересчитать по пальцам), и эта монография (а "оно именно оно") просто не имеет аналогов и соперников - эксклюзивный источник сведений для тех, кто что-то хочет узнать по сабжу. Правда, конечно, раджпуты не так раскручены в массовой культуре, как самураи или рыцари... Зато это и делает их экзотической и таинственной темой, которая откроет заинтересовавшимся массу интересного и поучительного.
|
</> |