Нарушитель Робин Г.
qebedo — 02.05.2018
Человек и законВ человеческом обществе с течением времени многое меняется. Если сегодня разбойник и бандит - это абсолютно асоциальный уголовный элемент, сознательно выбирающий насилие и преступление, то так было не всегда. Чаще всего разбойниками (то бишь, людьми, совершающими разбой - отнимающими чужую собственность под угрозой применения оружия) становились отнюдь не от любви к жизни в лесу и насилию. В античности и в средние века в Европе разбоем заниматься человека вынуждали чаще всего две причины. Первая - невозможность прокормить себя и семью другими, более законными способами, обычно во времена войны, голода, неурожая и пр. Вторая - приговор суда.

Греттир Асмундарсон - самый известный ислансдкий изгой
Объявление вне закона (наиболее известен англоязычный юридический термин outlaw) - одно из самых древних наказаний в истории человечества. Ему подвергали за самые разные преступления,обычно наиболее тяжкие, но довольно часто по политическим мотивам (государственная измена и т.п.), так что отнюдь не всегда можно было говорить о справедливости приговора (в нашем современном понимании). Означало оно отнюдь не просто изгнание человека за пределы общины, в которой он жил - юридический смысл процедуры состоял в том, что приговоренный изымался из "правового поля", и действия против него и его имущества никак не регулировались и не наказывались. Изгоя (знакомый нам термин из родного языка) имел право (а очень часто - и обязанность) убить любой, а его добро либо сразу забиралось в общественную или государственную казну, либо отдавалось "на поток и разграбление" - его мог присвоить любой желающий.
В некоторых культурах, запрещавших убийство сородича или подразумевавших суровые религиозные наказания за нечто подобное, объявление вне закона было фактически высшей мерой наказания. В Древнем Риме человек, подвергнутый "лишению воды и огня" (aquae et ignis interdictio) в обязательном порядке изгонялся из города, а если возвращался, любой мог убить его безнаказанно - как с точки зрения права, так и религии. В древней Исландии это была чисто юридически высшая мера наказания - поскольку не существовало государства и карательных органов, которые могли бы казнить преступника, приговор просто разрешал любому желающему убить изгоя. Потому они долго и не жили, ибо обычно осуждались за убийство, а каждый уважающий себя исландец обязан был кровно отомстить за смерть родича, отсутствие же виры (штрафа) за смерть развязывало руки. Хотя бывали и исключения - Греттир Асмундарсон, герой одноименной саги, прожил в статусе изгоя 19 лет, что считалось "абсолютным рекордом". Кстати, существовала похожая норма и в законодательстве СССР - официально объявленного вне закона имел право убить любой законопослушный гражданин.
Знаменитый бандит Нэд (Эдвард) Келли, объявленный вне закона
парламентом австралийского штата Виктория 1 ноября 1878 года
Так что разбойник с большой дороги - это не просто "вид экономической деятельности", а еще и юридический статус и образ жизни человека, насильно выведенного за рамки общества и вынужденного общаться с этим обществом исключительно с помощью насилия же (изгой, чтобы оставаться живым, должен постоянно угрожать тем, кто попытается его убить, а также отнимать всё необходимое для жизни, чего не может добыть в том же лесу). Естественно, что такие жесткие и чрезвычайные обстоятельства часто порождали сочувствие к разбойникам, особенно если люди чувствовали отчуждение и недоверие к официальным властям - в этом случае известным бандитам часто приписывались черты героев и "борцов за свободу и против угнетения".
Так появился культурный тип (можно даже сказать, архетип) благородного разбойника - человека, борющегося с оружием против системы и защищающего обездоленных и слабых. Такими героями часто становились реальные персонажи (чью биографию фольклор сильно приукрашивал, порой до неузнаваемости) - китаец Сунь Цзян, японец Исикава Гоэмон, русин Олекса Довбуш, словак Юрай Яношик, румыны Григор Пынтя и Янку Жиану, шотландец Роб Рой, украинец Устим Кармалюк, австралиец Нэд Келли, француз Луи Мандрен, англичанин Дик Тёрпин, литовец Тадас Блинда и многие другие. В XIX-ХХ веке мода на романтизм и "сумрачного героя-одиночку" породила массу образов вымышленных благородных разбойников, также успешно прижившихся в [городском] фольклоре - Владимир Дубровский, Ринальдо Ринальдини, Жан Сбогар, Эль Зорро и пр. К слову, в азиатской культуре благородный разбойник стал востребованным литературным образом гораздо раньше - кореец Хон Гиль Дон появился в конце XVI века, тюрок Кёр-Оглу - в XVII веке.
|
|
</> |
Секреты древних традиций: виды массажей, которые изменят вашу жизнь
Первая десятка в выдаче базы жертв политических репрессий с
Придумаем название-подпись к картинке
Вы не поверите...
Женщина беспокоится
Источник творчества
KARR. Pontiac Firebird Trans Am (Norev Jet Car)
Мир не желает содержать европейскую зелёную энергетику...
Мой комментарий к записи «Кратко» от kyiv_man

