Самолеты, не оправдавшие доверия (как Боинг 747 Мах)
hebe_frivolous — 22.10.2021Больше двух лет прошло с запрета полетов Боинга 747 Мах. С января 2020 г. приостановлена сборка этих самолетов на заводах. Но оказывается, случай с 737 Мах совсем неуникален. В истории аэронавтики были и другие похожие прецеденты. Речь о Де Хевилленд DH.106 «Комета» и о Конкорде, конечно. И еще кое о ком.
Де Хевилленд DH 106 Комета
Сразу после Второй Мировой британская компания Де Хевилленд разработала и создала Комету — первый реактивный авиалайнер в истории гражданской авиации. Перед конструкторами стояла задача спроектировать аппарат, который мог взлететь с тонной груза на борту и с ней же пересечь океан на крейсерской скорости в 640 км/час.
Самолет создавался для перевозки почты и около 40 пассажиров в довольно уютном и изолированном от шума салоне.
Комету было легко узнать по четырем турбореактивным двигателям, встроенным в крылья, и квадратными иллюминаторами. Первый полет был совершен 27 июля 1949 года.
С осени 1952 года с Кометой несколько раз случали катастрофы, вызванные ошибками пилотирования. Потом выяснилось, что и в профиле крыла у нее имеются серьезные недостатки, могущие привести к аварии. Профиль крыла в срочном порядке перерисовали.
2 мая 1953 года, в субботу авиалайнер Де Хевилленд, принадлежавший британской компании, вылетел из аэропорта Калькутты в Лондон. Через 6 минут при пролете грозы самолет рухнул на землю. Все 43 человека на борту погибли.
Официальная причина трагедии — попадание в мощный шторм. Очевидцы, наблюдавшие за гибелью Кометы, утверждают, что еще в воздухе у самолета отвалились оба крыла, и он загорелся. По мнению некоторых экспертов, расследовавших аварию, причиной ее могло стать помимо прочего ослабление конструкции в результате усталостных трещин.
В воскресенье 10 января 1954 года Комета, вылетевшая из Рима в Лондон с 35 пассажирами и членами экипажа на борту, через 20 минут полета разрушилась в воздухе и упала в Средиземное море в районе острова Эльбы.
В четверг 8 апреля 1954 года Комета, летевшая из Рима в Каир, рухнула в Средиземное море, унеся с собой жизни 21 человека. Как потом выяснилось, у нее действительно отвались крылья (!).
Наконец, у авиакомпании BOAC (все три катастрофы произошли с принадлежащими ей бортами) лопнуло терпение, и она запретила все полеты на Де Хевилленд DH 106. Почти сразу же эта модель была снята с производства, а конструктор засел за исправления чертежей своего детища. Новый самолет был во много раз надежнее первой хлипкой Кометы, в буквальном смысле слова развалившейся на части в зоне турбулентности. Квадратные иллюминаторы заменили овальными. Видимо, чтобы не напоминали о плохом.
Потом были Кометы третьей и четвертой модификаций. Карьера последней длилась более 30 лет. Особенно ее любили в армии. Всего за период с 1952 по 1971 года с Де Хевилленд Кометой произошло 25 катастроф, в которых погибло в общей сложности 426 человек.
Первая версия Кометы так больше никогда и не поднялась в воздух, а вот различные ее модификации летали вплоть до 1997 года.
Конкорд
Идея создания сверхзвукового гражданского самолета витала в воздухе уже в конце 1950-х годов. В гонку по его созданию включилось сразу несколько стран: Великобритания, Франция, США, СССР.
Начав разрабатывать собственные проекты, англичане и французы решили все-таки сотрудничать, чтобы снизить расходы на разработку. Соглашение было подписано в 1962 году.
Первый прототип Конкорда был собран в Тулузе в 1967 году. Свой первый 29-минутный испытательный полет он совершил 2 марта 1969 года, а коммерческие рейсы начал выполнять с 21 января 1976 года. Всего на тот момент было два направления: Париж — Рио-де-Жанейро (с посадкой в Дакаре) и Лондон — Бахрейн.
Особенностью Конкорда был его неповторимый облик — треугольник крыльев и загнутый нос. Нос мог наклоняться под разными углами, в результате чего у пилота имелась достаточная видимость на каждом этапе полета.
Расстояние от Парижа до Нью-Йорка Конкорд покрывал за три с половиной часа. Стоимость билета туда — обратно в 1990-х годах составляла около 4500 евро в пересчете на современный курс. Покупали такие билеты бизнесмены, звезды всех мастей и даже главы государств, путешествовавшие инкогнито.
США долгое время запрещал полеты над своей территорией сверхзвуковых самолетов. Те производили много шума, а при прохождении звукового барьера трещали словно хлопушки. Это нервировало жителей. Только в ноябре 1977 года Конкорд получил, наконец, право приземляться в Нью-Йорке.
25 июля 2000 года Конкорд, направлявшийся в Нью-Йорк, разбился через 2 минуты после взлета из парижского Шарль-де-Голль, в результате чего погибло 113 человек. Металлическая скоба, отвалившаяся от другого самолета, на взлете повредила колесо, часть которого, пробив топливный бак, вызвала утечку горючего и возгорание лайнера. Самолет рухнул на отель в местечке Гонесс.
Но вовсе не это печальное событие приковало Конкорды к земле. Еще в течение 3 лет они будут летать из Европы в Америку и обратно. И только 10 апреля 2003 года Air France и British Airways остановят сверхзвуковые гражданские полеты, потому что они банально перестали окупаться.
Советский конкурент — Туполев 144
В 1960-е годы Советский Союз принялся за разработку собственного сверхзвукового авиалайнера. Ответственным было назначено КБ «Туполев», а заказчиком выступал Аэрофлот. Самолет имел вместимость до 120 пассажиров, максимальная дальность полета составляла 6200 километров.
Треугольником крыльев и загнутым носом Ту-144 до боли напоминал Конкорд. Главным отличием были убирающиеся усы, расположенные по обе стороны от кабины пилотов и предназначенные для улучшения подъема на малой скорости.
Ходили слухи, что СССР скопировал некоторые моменты своего самолета у французских коллег, но доказательств не было. А на нет, как говорится, и суда нет.
Пассажирские рейсы на Ту-144 были прекращены спустя всего 7 месяцев после начала его коммерческой эксплуатации. Формально поводом послужила катастрофа 23 мая 1978 года испытательного образца, а фактически — нерентабельность новой машины. С 1999 года Ту-144 больше не летают.
|
</> |