Самолеты, не оправдавшие доверия (как Боинг 747 Мах)

топ 100 блогов hebe_frivolous22.10.2021

Больше двух лет прошло с запрета полетов Боинга 747 Мах. С января 2020 г. приостановлена сборка этих самолетов на заводах. Но оказывается, случай с 737 Мах совсем неуникален. В истории аэронавтики были и другие похожие прецеденты. Речь о Де Хевилленд DH.106 «Комета» и о Конкорде, конечно. И еще кое о ком.

Боинг 747 Мах
Боинг 747 Мах

Де Хевилленд DH 106 Комета

Сразу после Второй Мировой британская компания Де Хевилленд разработала и создала Комету — первый реактивный авиалайнер в истории гражданской авиации. Перед конструкторами стояла задача спроектировать аппарат, который мог взлететь с тонной груза на борту и с ней же пересечь океан на крейсерской скорости в 640 км/час.

Самолет создавался для перевозки почты и около 40 пассажиров в довольно уютном и изолированном от шума салоне.

Хевилленд Комета во время остановки в аэропорту Энтеббе, Уганда при перелете из Лондона в Йоханнесбург. Фото: 1952 г. Источник: AFP
Хевилленд Комета во время остановки в аэропорту Энтеббе, Уганда при перелете из Лондона в Йоханнесбург. Фото: 1952 г. Источник: AFP

Комету было легко узнать по четырем турбореактивным двигателям, встроенным в крылья, и квадратными иллюминаторами. Первый полет был совершен 27 июля 1949 года.

С осени 1952 года с Кометой несколько раз случали катастрофы, вызванные ошибками пилотирования. Потом выяснилось, что и в профиле крыла у нее имеются серьезные недостатки, могущие привести к аварии. Профиль крыла в срочном порядке перерисовали.

Комета выглядела настоящим чудом техники по сравнению с тогдашними турбовинтовыми самолетами. Фото: 1949 г. (?) Источник: Getty Images
Комета выглядела настоящим чудом техники по сравнению с тогдашними турбовинтовыми самолетами. Фото: 1949 г. (?) Источник: Getty Images

2 мая 1953 года, в субботу авиалайнер Де Хевилленд, принадлежавший британской компании, вылетел из аэропорта Калькутты в Лондон. Через 6 минут при пролете грозы самолет рухнул на землю. Все 43 человека на борту погибли.

Официальная причина трагедии — попадание в мощный шторм. Очевидцы, наблюдавшие за гибелью Кометы, утверждают, что еще в воздухе у самолета отвалились оба крыла, и он загорелся. По мнению некоторых экспертов, расследовавших аварию, причиной ее могло стать помимо прочего ослабление конструкции в результате усталостных трещин.

Comet 1 авиакомпании BOAC, идентичный разбившемуся. Источник: Википедия
Comet 1 авиакомпании BOAC, идентичный разбившемуся. Источник: Википедия

В воскресенье 10 января 1954 года Комета, вылетевшая из Рима в Лондон с 35 пассажирами и членами экипажа на борту, через 20 минут полета разрушилась в воздухе и упала в Средиземное море в районе острова Эльбы.

В четверг 8 апреля 1954 года Комета, летевшая из Рима в Каир, рухнула в Средиземное море, унеся с собой жизни 21 человека. Как потом выяснилось, у нее действительно отвались крылья (!).

Деревянная модель Кометы, изображающая схему разрушения самолета в катастрофе у о. Эльба. Экспонат Музея науки (Лондон). Источник: Andy Mabbett, Википедия
Деревянная модель Кометы, изображающая схему разрушения самолета в катастрофе у о. Эльба. Экспонат Музея науки (Лондон). Источник: Andy Mabbett, Википедия

Наконец, у авиакомпании BOAC (все три катастрофы произошли с принадлежащими ей бортами) лопнуло терпение, и она запретила все полеты на Де Хевилленд DH 106. Почти сразу же эта модель была снята с производства, а конструктор засел за исправления чертежей своего детища. Новый самолет был во много раз надежнее первой хлипкой Кометы, в буквальном смысле слова развалившейся на части в зоне турбулентности. Квадратные иллюминаторы заменили овальными. Видимо, чтобы не напоминали о плохом.

Потом были Кометы третьей и четвертой модификаций. Карьера последней длилась более 30 лет. Особенно ее любили в армии. Всего за период с 1952 по 1971 года с Де Хевилленд Кометой произошло 25 катастроф, в которых погибло в общей сложности 426 человек.

Первая версия Кометы так больше никогда и не поднялась в воздух, а вот различные ее модификации летали вплоть до 1997 года.

Несмотря на повышенную аварийность, сервис в салоне Кометы был на высоте. Источник: Getty Images
Несмотря на повышенную аварийность, сервис в салоне Кометы был на высоте. Источник: Getty Images

Конкорд

Идея создания сверхзвукового гражданского самолета витала в воздухе уже в конце 1950-х годов. В гонку по его созданию включилось сразу несколько стран: Великобритания, Франция, США, СССР.

Начав разрабатывать собственные проекты, англичане и французы решили все-таки сотрудничать, чтобы снизить расходы на разработку. Соглашение было подписано в 1962 году.

Конкорд на взлете (или при посадке?)
Конкорд на взлете (или при посадке?)

Первый прототип Конкорда был собран в Тулузе в 1967 году. Свой первый 29-минутный испытательный полет он совершил 2 марта 1969 года, а коммерческие рейсы начал выполнять с 21 января 1976 года. Всего на тот момент было два направления: Париж — Рио-де-Жанейро (с посадкой в Дакаре) и Лондон — Бахрейн.

Особенностью Конкорда был его неповторимый облик — треугольник крыльев и загнутый нос. Нос мог наклоняться под разными углами, в результате чего у пилота имелась достаточная видимость на каждом этапе полета.

Брайан Трабшоу, испытатель Конкорда в кабине пилота. Фото: 9 апреля 1969 г. Источник: https://home.bt.com/
Брайан Трабшоу, испытатель Конкорда в кабине пилота. Фото: 9 апреля 1969 г. Источник: https://home.bt.com/

Расстояние от Парижа до Нью-Йорка Конкорд покрывал за три с половиной часа. Стоимость билета туда — обратно в 1990-х годах составляла около 4500 евро в пересчете на современный курс. Покупали такие билеты бизнесмены, звезды всех мастей и даже главы государств, путешествовавшие инкогнито.

США долгое время запрещал полеты над своей территорией сверхзвуковых самолетов. Те производили много шума, а при прохождении звукового барьера трещали словно хлопушки. Это нервировало жителей. Только в ноябре 1977 года Конкорд получил, наконец, право приземляться в Нью-Йорке.

Жителей прилегающих к аэропорту территорий раздражал шум, производимый сверхзвуковыми лайнерами. Источник: АР
Жителей прилегающих к аэропорту территорий раздражал шум, производимый сверхзвуковыми лайнерами. Источник: АР

25 июля 2000 года Конкорд, направлявшийся в Нью-Йорк, разбился через 2 минуты после взлета из парижского Шарль-де-Голль, в результате чего погибло 113 человек. Металлическая скоба, отвалившаяся от другого самолета, на взлете повредила колесо, часть которого, пробив топливный бак, вызвала утечку горючего и возгорание лайнера. Самолет рухнул на отель в местечке Гонесс.

Но вовсе не это печальное событие приковало Конкорды к земле. Еще в течение 3 лет они будут летать из Европы в Америку и обратно. И только 10 апреля 2003 года Air France и British Airways остановят сверхзвуковые гражданские полеты, потому что они банально перестали окупаться.

Место гибели Конкорда в Гонессе. Источник: JOACHIM BERTRAND / MINISTERE DE L'INTERIEUR/AFP
Место гибели Конкорда в Гонессе. Источник: JOACHIM BERTRAND / MINISTERE DE L'INTERIEUR/AFP

Советский конкурент — Туполев 144

В 1960-е годы Советский Союз принялся за разработку собственного сверхзвукового авиалайнера. Ответственным было назначено КБ «Туполев», а заказчиком выступал Аэрофлот. Самолет имел вместимость до 120 пассажиров, максимальная дальность полета составляла 6200 километров.

Треугольником крыльев и загнутым носом Ту-144 до боли напоминал Конкорд. Главным отличием были убирающиеся усы, расположенные по обе стороны от кабины пилотов и предназначенные для улучшения подъема на малой скорости.

Ту-144. Фото: 1970-е гг. Источник: DSK / AFP
Ту-144. Фото: 1970-е гг. Источник: DSK / AFP

Ходили слухи, что СССР скопировал некоторые моменты своего самолета у французских коллег, но доказательств не было. А на нет, как говорится, и суда нет.

Пассажирские рейсы на Ту-144 были прекращены спустя всего 7 месяцев после начала его коммерческой эксплуатации. Формально поводом послужила катастрофа 23 мая 1978 года испытательного образца, а фактически — нерентабельность новой машины. С 1999 года Ту-144 больше не летают.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
" 35-летний житель Благовещенска решил проверить примету, согласно которой сутки, проведенные в гробу под землей, гарантируют человеку счастье на всю оставшуюся жизнь. Идея так сильно овладела сознанием молодого человека, что несколько месяцев ...
В семь лет я впервые приехал из города в деревню, и она меня поразила. Как вы думаете, что может поразить в меру интеллигентного петербургского мальчика в глухой псковской деревне? Оооо, его многое может поразить! ...
Ресторан Bunyadi будет открыт в Лондоне уже в июне. Как обещают создатели, это будет рай для нудистов. Посетители смогут отдохнуть от одежды прямо за трапезой. Психологические отклонения прикрываются стремлением ознакомиться с миром древнего материка Пангеи, который свободен от телефонов, ...
На Сахалине осень в полном разгаре, но дождь, сырость и туман не дали сделать хорошие снимки. ...
В центре Барселоны, в частной квартире открылся "первый в Европе" бордель, где вместо жриц любви клиентов обслуживают силиконовые куклы, сообщает сайт The Local . На сайте борделя lumidolls рассказывается, что пока клиентам предлагаются на выбор четыре полноразмерные куклы – две ...