Самолет смертников
vikond65 — 29.04.2024Нет, это не про камикадзе, смысл заголовка — совсем иной. Хотите узнать? Читайте.
Итак, 94 года назад, 29 апреля 1930 года поднялся в воздух первый прототип советского истребителя И-5 — абсолютно уникальной машины в истории авиации, уникальность которой состояла в том, что это был единственный в мире боевой самолет, спроектированный людьми, приговоренными к смертной казни, но получившими отсрочку исполнения приговора для его разработки.
Создатели И-5 — авиаконструкторы Николай Поликарпов и Дмитрий Григорович в октябре 1929-го были приговорены без суда (!) к расстрелу по лживому и вздорному обвинению во вредительстве и саботаже. Но 30 ноября того же года в Бутырскую тюрьму, где содержались смертники, приехал "большой человек" — тогдашний заместитель главкома ВВС РККА Яков Алкснис (кстати, сам впоследствии объявленный "врагом народа" и расстрелянный в 1938 году).
Чиновный визитер, вызвал осужденных и заявил, что исполнение приговора будет отсрочено на неопределенное время, если "вредители и саботажники" в кратчайший срок спроектируют для Красного Воздушного флота лучший в мире истребитель, причем — дешевый и сделанный из недефицитных материалов! Вот так: ни больше, ни меньше.
Естественно, Поликарпов с Григоровичем согласились, и в их распоряжение предоставили тюремное КБ, укомплектованное другими "сидельцами" — инженерами и конструкторами с тяжелыми "антисоветскими" приговорами. И менее чем за пять месяцев требуемый Алкснисом самолет был создан, построен и предъявлен военной комиссии. В отличие от И-4, он был сделан не из дюраля, а из стальных труб, дерева и полотна с минимальным применением дорогого и дефицитного алюминия.
Но его летно-технические характеристики получились в целом не хуже, чем у И-4, разве что, за исключением выносливости и долговечности конструкции, но об этом в те годы в СССР мало кто думал, поскольку со дня на день ождался "последний и решительный бой" с мировым империализмом. А тут уж не до выносливости, главное — количество.
Конечно, И-5 не был лучшим в мире, но его показатели оценивались в общем и целом вполне на уровне лучших зарубежных образцов, благодаря чему он был немедленно запущен в серию и растиражирован в количестве 808 экземпляров, что, по меркам начала 1930-х годов, являлось весьма солидным показателем. Это был первый по настоящему массовый советский истребитель, который активно применялся даже в начале Великой Отечественной войны. Но это уже другая история.
А Поликарпов, умерший в 1944 году, и Григорович, скончавшийся в 1938-м, до конца жизни прожили с неотмененными, а лишь с отсроченными смертными приговорами. Как вам такая жизнь, господа сталинисты?
Первый прототип И-5, предъявленный на испытания 29 апреля 1930 года . Монограмма "ВТ" внутри звезды на руле поворота имеет весьма лапидарную расшифровку "Внутренняя тюрьма". Да, да, самолет был построен на территории внутренней политической тюрьмы ОГПУ, причем большевики этого даже не стеснялись, а наоборот — афишировали.
Второй прототип, окрашенный в красный цвет и названный в честь большевицкого наркома и "верного солдата товарища Сталина" Климентия Ворошилова. Он же — на заставочном рисунке.
Серийный И-5 в персональной раскраске начальника ВВС Московского военного округа И.У. Павлова.
Еще одна серийная машина с нарисованным на хвосте флагом ВВС и тремя звездочками, значение которых мне неизвестно.
И-5 на испытательном стенде с подвешенными под нижним крылом 82-миллиметровыми реактивными снарядами РС-82.
Летающий авианосец "Самолет-звено" с тремя И-5, установленными на крыле тяжелого бомбардировщика ТБ-3.
Сверху-вниз: Первый и второй прототипы И-5, персональный самолет И.У.Павлова и серийный истребитель в стандартной защитной окраске, который участвовал в первомайском воздушном параде 1935 года.
И-5, на котором проводились испытания авиационных ракет РС-82.
|
</> |