Самая неоднозначная кинороль Николая Караченцова
germanych — 28.10.2018К кинотворчеству Николая Караченцова я всегда относился достаточно сдержанно. Он безусловно был отличным актёром, но его герои мне никогда не нравились. Уточню – не вызывали антипатию, а просто не вызывали сопереживания. Что для меня несомненно, так это то, что лучший дубляж Бельмондо – это только Караченцов. Для меня «настоящий» Бельмондо навсегда останется только с голосом Караченцова. Уход из жизни любого хорошего человека – это печально. Караченцов ушёл 26 октября 2018 года после длительной болезни. Мне было жалко, что с ним случилось такое в 2005 году. По человечески жалко. Последние его 13 лет вряд ли можно назвать полноценной жизнью, что особенно остро ощущалось на фоне того, что в жизни он всегда кипел и бурлил, жил на всю катушку. Поскольку я стал публиковать на одном из своих новых аккаунтов некоторые свои старые тексты, то сегодня публикую свои старые размышления о фильме «Старший сын», в котором, на мой взгляд, Караченцов сыграл одну из своих лучших киноролей. Но и самую неоднозначную.
В ряде советских фильмов предлагаемые бирки «хороший герой» – «плохой герой», если покопаться, вызывают недоумение. Зрителю в качестве положительных (или заслуживающих сочувствия) навязывают героев, которые ни разу не положительны и сочувствия не заслуживают. И, с другой стороны, место отрицательного героя подчас отдают почему-то герою, который вовсе не отрицательный. Например, в фильме «Служебный роман» Самохвалов выведен просто исчадием ада. Но более пристальное изучение ситуации показывает, что свой неблаговидный поступок – обнародование писем от женщины – он совершил от отчаяния, когда его совсем допекла бывшая однокурсница Рыжова, в упор непонимающая намёков. А Рыжова почему-то показывается несчастной и хорошей, хотя она вообще-то собирается изменить своему мужу. Или возьмём фильм «Старший сын», в котором также проводится линия «хороший и плохой», но которая вызывает недоумение при более пристальном изучении мотивации поступков героев.
Фильм «Старший сын» снят в 1976 году по одноимённой пьесе Александра Вампилова режиссёром Виталием Мельниковым. В пьесе Вампилова акценты в поступках героев, как утверждают знатоки, даны несколько иные, но в фильме вопрос «хорошего» и «плохого» героя подан как-то, мягко говоря, странно.
Действие фильма происходит в аутентичных декорациях типового советского рабочего посёлка, невдалеке от какого-то крупного города. Двое молодых парней – Владимир Бусыгин (в исполнении Николая Караченцова) и Семён-Сильва (в исполнении Михаила Боряского), случайно знакомятся в загородной электричке. Ухлёстывают за двумя случайными девицами, провожают их до самого дома в надежде на приятный ночной бонус, но девицы оказываются моральными (вернее, моральной оказывается некрасивая девица) и два парня остаются с носом на ночь глядя. Изо всех сил бегут на последнюю электричку, опаздывают. Попадают в неприятную ситуацию: ночь, незнакомый посёлок, темнота, на улице становится всё холоднее (по ходу фильма действие происходит примерно в конце октября). В общем, не самая лучшая ночка маячит на горизонте. . .
[ читать продолжение на Дзен.Яндекс ]