САЛЬВАДОР ДАЛИ. РАСПЯТИЕ, ИЛИ ГИПЕРКУБИЧЕСКОЕ ТЕЛО. 1954
nikonova-alina — 08.05.2024Часть 1.
Сальвадор Дали лишь в одном всегда принципиально отличался от своих соратников по сюрреализму: он, человек воспитанный в религиозной семье, всегда в той или иной степени оставался христианином и католиком, тогда как в традициях сюрреалистов было декларировать не только приверженность к анархизму, но и к атеизму, иногда даже к воинствующему. По этой причине от компании сюрреалистов в свое время отстранился Рене Магритт. Сам он был к проблемам веры был, скорее, равнодушен, хотя и любил иногда поддразнивать своих друзей вопросами, типа: «Скажи-ка мне, Бретон, а что ты думаешь об Иисусе Христе?» или «А задумывался ли ты, Бретон, о загадочности католицизма?» Но однажды Поль Элюар и Андре Бретон оскорбили его жену Жоржетту, потребовав, чтобы она сняла крест, который всегда носила на шее, и этого художник уже не вынес. В итоге, его разногласия с сюрреалистами по такому, казалось бы, не столь уж принципиальному поводу, привели к тому, что он не просто поссорился с коллегами, но вообще уехал навсегда из Франции.
Сальвадор Дали так радикален никогда не был. Читая его биографию, вообще очень сложно отделить эпатаж и игру на публику от реальных и искренних переживаний. Невозможно, например, понять на самом ли деле он боялся кузнечиков, или описание ужаса, который художник якобы испытывал при встрече с этим насекомым, должно было всего лишь подвести зрителя к восприятию определенной символики, которую Дали решил придать этому насекомому в своих картинах.
Судя по всему, воспитанный глубоко верующей матерью, Дали до определенного момента пытался разделить две стороны своей личности: католика и художника. «Я христианин и католик, но, чтобы быть художником, ни того, ни другого не требуется,» - говорил он. А его жизнь, откровенно полная эпатажа, сексуальных перверсий и жажды денег, никак не могла быть жизнью благочестивого христианина. Да он и сам прекрасно это осознавал. В 1941 году, заканчивая свою биографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим», Дали писал: «…в этот момент у меня все еще нет веры и я боюсь, что умру без неба…» и там же размышлял:
«…С 1929 года я без передышки изучал все достижения и открытия Науки за последние сто лет. И если мне не удалось проникнуть во все секреты из-за устрашающей специализации, то я интуитивно постигал их ориентацию и их онтологическое значение. Среди множества вещей, которые остаются еще для нас загадочными и необъяснимыми, со все большей силой и величием подтверждается одна истина: ни одно из философских, нравственных, эстетических и биологических открытий не позволяет отрицать Бога. Во времена, когда отдельные науки выстроили стены, тем более нет иной крыши, нежели святые Небеса…»
С начала 1940-х годов что-то в его сознании стало меняться еще более радикально. Причин этих изменений могло быть несколько: разумеется, и нестабильность мира, в котором шла война, и «кризис среднего возраста» мужчины, приближающегося к своему сорокалетию, и поиск новых тем и сюжетов для творчества. Но как бы там ни было, именно с этого времени в творчестве Сальвадора Дали начинает появляться все больше и больше работ на религиозные темы.
К этому новому интересу добавилось и неизгладимое впечатление, которое на Дали произвели ядерные взрывы: опыты американских ученых и бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Он писал, что «отныне атом был [его] любимой пищей для размышлений». В 1951 году Дали сочинил «Мистический манифест», в котором представил свою новую теорию искусства, которую назвал «ядерным мистицизмом», объединив в странную, но цельную систему католицизм, математику и прочие науки и каталонскую культуру в попытке восстановить классические ценности и методы живописи В том же году он совершил поездку с лекциями по США, чтобы пропагандировать свой «ядерный мистицизм» и объяснять публике «движение возврата к духовному классицизму» в современном искусстве, которое он провозгласил.
Программным произведением этой новой художественной концепции Сальвадора Дали и стала картина «Распятие, или Гиперкубическое тело», известная также под названием «Corpus Hypercubus».
Продолжение следует…