МИХАИЛ ШЕМЯКИН И ЕГО НОСЫ
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![ÐиÑ
аил ШемÑкин. ÐвÑопоÑÑÑеÑ. 1986Ð ÐиÑ
аил ШемÑкин. ÐвÑопоÑÑÑеÑ. 1986Ð](/images/main/mihail-shemyakin-i-ego-nosi-d73328.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4427632/4427632_original.jpg)
История жизни Михаила Шемякина (род. 1943) довольно типична для художника, который старался не изменять себе, существуя при тоталитарном строе и работая в ситуации жёсткого идеологического контроля, где у тех, кто в соответствующие рамки не вписывался, всегда начинались проблемы. Шемякин получил классическое художественное образование в Художественной школе при Институте им. И.Е.Репина в Ленинграде, но вместо того, чтобы продолжить обучение в вузе, сразу стал работать над собственными картинами, для которых уже начал вырабатывать свой индивидуальный стиль. Эпоха хрущевской оттепели дала ему определенный шанс заявит о себе, его имя приобрело некоторую известность после выставки, организованной ленинградским журналом «Звезда». Но позже, как и все художники-нонконформисты в Советском Союзе, Шемякин был вынужден фактически уйти в подполье.
Он пережил принудительное лечение в психиатрической больнице, как он сам говорил позднее, там его лечили «от увлечения модернизмом и религией». А затем сотрудники КГБ поставили его перед выбором: опять психиатрическая клиника и/или тюрьма, либо эмиграция. И Шемякин уехал во Францию, где провел десять лет, а затем перебрался в США.
За границей он получил мировое признание, ученые степени за свои выдающиеся заслуги, причем не только как живописец, скульптор и декоратор, но и как историк искусства и преподаватель.
![ÐиÑ
аил ШемÑкин. ÐеÑÑ ÐеÑвÑй ÐиÑ
аил ШемÑкин. ÐеÑÑ ÐеÑвÑй](/images/main/mihail-shemyakin-i-ego-nosi-454f30.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4427886/4427886_760.jpg)
После падения социалистического строя, Шемякин получил признание и на родине. Он проводит выставки, его скульптурные композиции украшают улицы Москвы и Санкт-Петербурга, он организует театральные проекты, для которых лично исполняет костюмы и декорации. Шемякина принимают на самом высоком уровне, он получает награды из рук президента.
Вообще, в нашей стране на слуху у широкой публики не так много имен современных российских художников. Человек с улицы, возможно назовет имена Александра Шилова и Илью Глазунова, возможно, Зураба Церетели и Никоса Сафронова, и еще, очень вероятно, Михаила Шемякина, который тоже часто становится героем различных телевизионных программ, а, значит, его творчество, ну и его личность, конечно, время попадает в поле зрения рядового зрителя.
![ÐиÑ
аил ШемÑкин ÐаÑионеÑки ÐиÑ
аил ШемÑкин ÐаÑионеÑки](/images/main/mihail-shemyakin-i-ego-nosi-2df023.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4428271/4428271_540.jpg)
Для искусствоведа Михаил Шемякин – типичный представитель искусства эпохи постмодернизма. У него весьма узнаваемый стиль, который иногда даже копируют молодые художников. Но как всякий постмодернист, он в своем творчестве опирается на образцы искусства прошлого, узнаваемые и подходящие для его идей.
В начале 1960-х годов Шемякин примкнул к группе молодых художников, которые объединились под названием «Петербург». Их идейным вдохновителем был Владимир Иванов, ныне специалист по эстетике христианства, профессор Мюнхенского университета. Иванов вывел три основных тезиса, которые должны были, по его мнению, лечь в основу современного искусства. Именно эти тезисы и реализовывал Шемякин уже на практике:
1. художник должен противопоставить старому искусству, в основе которого лежит понятие художественного образа, новое искусство, в основе которого лежит знак;
2. художник для себя должен творчески переосмыслить и духовно преобразить стили культуры древних эпох;
3. в основе искусства должна лежать вторичная рефлексия, то есть изображаемые объекты должны многократно обновляться и переосмысливаться в творчестве.
В сущности, это и есть концепция искусства постмодернизма.
![ÐÑнÑÑ Ð¢ÐµÐ¾Ð´Ð¾Ñ Ðмадей ÐоÑман. РиÑÑнок ÐÑнÑÑ Ð¢ÐµÐ¾Ð´Ð¾Ñ Ðмадей ÐоÑман. РиÑÑнок](/images/main/mihail-shemyakin-i-ego-nosi-8bffd3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4428499/4428499_640.jpg)
Основой творчества у Шемякина стали самые разнообразные художественные явления: наскальный рисунок, криптограмма, иероглифы, иконопись, творчество Василия Кандинского и гофманиана, то есть обращение к творчеству великого немецкого писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана, который помимо всех своих прочих талантов был неплохим художником-графиком. Литературная основа творчества Шемякина это, прежде всего петербургская проза Гоголя, мистическая и фантасмагорическая, а также Творчество того же Гофмана. Самый последний проект Шемякина, который он реализовал в России, как раз был связан с постановкой новой версии балета «Щелкунчик» (в основе либретто которого, как известно, лежит сказка Гофмана), и нового балета «Принцесса Пирлипат» (это часть истории, не вошедшая в либретто «Щелкунчика», но предваряющая его события, то есть приквел).
![СÑена из пÑемÑеÑного ÑпекÑÐ°ÐºÐ»Ñ Ð¡Ñена из пÑемÑеÑного ÑпекÑаклÑ](/images/main/mihail-shemyakin-i-ego-nosi-182918.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4429055/4429055_original.jpg)
![ÐиÑ
аил ШемÑкин на пÑемÑеÑе балеÑа ÐиÑ
аил ШемÑкин на пÑемÑеÑе балеÑа](/images/main/mihail-shemyakin-i-ego-nosi-fda104.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4429334/4429334_original.jpg)
Длинные или необычной формы носы персонажей, возможно, являются самой примечательной и запоминающейся деталью картин Михаила Шемякина. С полным уважением к постмодернистской основе творчества художника, зритель может и должен сам ответить на вопрос, что же они означают. Возможно, это элемент, подчеркивающий иронию и гротеск произведения, который к тому же отсылает зрителя к литературной основе, к произведениям Гофмана или Гоголя. Может, это символ любопытства, напоминающий о тех, кто сует свой длинный нос не туда, куда следует, и о том, что с ними в конце концов случается. А, возможно, это отсылка к фрейдистским увлечениям времен молодости художника, и, соответственно фаллический символ. В, общем, зритель может выбирать то, что ему больше нравится.
![ÐиÑ
аил ШемÑкин. ÐÑкиз к балеÑÑ ÐиÑ
аил ШемÑкин. ÐÑкиз к балеÑÑ](/images/main/mihail-shemyakin-i-ego-nosi-b0b5e4.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4429696/4429696_800.jpg)