ИСТОРИЯ МЭРИ КЭССЕТТ: АМЕРИКАНКА В ПАРИЖЕ
nikonova-alina — 30.04.2024Часть 7. Утренний туалет. 1886
Несмотря на то, что в 1880-х годах Мэри Кэссетт резко снизила свою творческую активность, в это время она также создавала великолепные произведения, некоторые из которых могут быть отнесены к вершинам ее творчества.
Одна из таких картин – «Утренний туалет», написанный в 1886 году
В истории этой работы имеется даже какой-то забавный момент. Картина была впервые показана на восьмой выставке импрессионистов в 1886 году, а затем о ней ничего не было известно до 1917 года, когда ее выставили на аукцион картин Эдгара Дега после его смерти. Дело в том, что она хранилась в мастерской художника, и аукционисты, не разобравшись толком, приняли ее за произведение самого Дега. Позднее выяснилось, что когда Дега увидел «Утренний туалет» на выставке, он практически выклянчил картину у Мэри, настолько она ему понравилась. Он сказал тогда, что она написана «в совершенно немыслимой, невозможной для женщины манере». Когда в 1917 году Кэссетт узнала об этой путанице и о том, что ее полотно приняли за шедевр ее друга и наставника, она была польщена.
На самом деле считается, что «Утренний туалет» больше всех остальных картин Мэри Кэссетт похож на картины Эдгара Дега. Тем более, что его в те же годы также очень привлекала тема женщины, вытирающейся, причесывающейся или одевающейся после ванной или утреннего умывания. Вот только разрабатывали они ее по-разному. Дега прямым текстом заявлял, что изображая своих так называемых купальщиц, хочет «низвести женщину до уровня животного, вызывающего свою шерстку» (шовинист!) Мэри же откровенно симпатизировала своим героиням, изображая их нежными, беззащитными и бесконечно прелестными.
Главная героиня «Утреннего туалета» - совсем юная девушка, которая только что встала с постели и, еще не успев снять ночную рубашку, начала заплетать косу. Художница с большой точностью пишет заспанное лицо девочки, её припухшие глаза и румяные со сна щеки. Центром композиции становится ее тугая темно-рыжая коса. Руки героини, плетущие волосы, соединяются в виде ломаной буквы «S», и таким образом становятся центром композиции, задающим ее динамику.
Колористическое решение картины строится на изысканном сочетании теплых и холодных тонов. Красновато-коричневый цвет обоев и нижней части туалетного столика контрастирует с его голубовато-серой мраморной доской, на которой стоят прозрачный хрустальный графин и фарфоровый таз, а также с белоснежной ночной рубашкой девочки. Зеркало, размещенное на заднем плане в правом верхнем углу полотна, помогает художнице сломать однообразное пространство заднего плана и одновременно уравновесить композицию за счёт жёстких горизонталей и вертикалей рамы зеркала.
Картина кажется невероятно изысканной по своему художественному решению, и совершенно не удивительно, что изначально не приняли за работу самого Дега.
Продолжение следует…