ИСТОРИЯ МЭРИ КЭССЕТТ: АМЕРИКАНКА В ПАРИЖЕ
nikonova-alina — 25.04.2024Часть 4.
Благодаря щедрости епископа Питтсбургского Мэри Кэссетт смогла не только побывать в Италии, но и отправиться дальше в путешествие по Европе. Фактически, этот тур ознаменовал окончание периода ее ученичества.
Она изучала работы старых мастеров в Бельгии и Голландии, а ещё Мэри очень хотела попасть в Испанию, и наконец-то смогла добраться до Мадрида и Севильи. Впрочем, еще до окончания работы в Парме, она съездила в Париж, где представила на рассмотрение комиссии Салона свою новую работу «Две женщины, бросающие цветы во время карнавала». Картина была очень хорошо принята в Салоне 1872 года и ее даже куплена. В Парме вообще все просто восхищались талантом молодой американки, которую поддерживало все творческое сообщество города:
«…Вся Парма говорит о мисс Кэссетт и ее картине, и всем не терпится узнать ее…»
Из Испании Мэри привезла целую серию картин на национальные темы, что говорит лишь о том, что ее, как в свое время и ее земляка Сарджента, увлекла местная испанская экзотика. Из этой поездки Мэри вынесла много впечатлений которые затем воплотились в довольно удачной серии испанских картин. Она выбирала вполне традиционные сюжеты и при этом стремилась в работе над ним следовать модернистскому стилю Мане , приправляя его романтическим реализмом Курбе. Считается, что лучше всего иллюстрирует тогдашнюю манеру её письма работа «Испанская танцовщица в кружевной мантилье». Здесь художница сжимает пространство картины, не создавая иллюзию глубины, а лишь намекая на неё. Она не перегружает работу этнографическими деталями, что впоследствии станет фирменным знаком творчества Кэссетт. Так что ее испанские штудии с полным правом считаются предвестниками её будущих импрессионистических полотен.
Впрочем, оставаться в Испании надолго Кэссетт не собиралась. Ее снова манил к себе Париж, центр мирового искусства, и даже на тот момент, возможно, центр всего мироздания. Она окончательно обосновалась во французской столице в 1874 году и открыла там свою студию, которая стала местом притяжения для всех американок, приезжавших в Европу. Чуть позже в 1877 году к ней переехала ее старшая сестра Лидия, которая была тяжело больна, а затем из Америки приехали и родители. Судя по всему, семья надеялась, что европейские врачи смогут помочь девушке или, хотя бы облегчить ее страдания.
В то время Мэри еще окончательно не определилась в том, что она собирается дальше делать в искусстве, но зато твердо знала, чего она делать не будет. Она начала резко и прямолинейно критиковать политику Салона и преобладавшие там традиционные вкусы. Ее подруга Эмили Сартен так писала об этом:
«Она слишком резка, пренебрегает всем современным искусством, презирает салонные картины Кабанеля, Бонна, всех художников, которых мы привыкли почитать…»
Но еще больше Мэри возмущало другое. Все знали, что работы художников-женщин очень часто отвергаются Салоном с презрительными или оскорбительными комментариями, особенно если у художницы нет в жюри друга или защитника (любовника), или если она не флиртует с его членами, чтобы добиться одобрения.
Она еще больше утвердилась в своем циничном отношении к Салону, когда одна из двух картин, представленных ею в 1875 году, была отклонена жюри. Ее приняли только на следующий год и лишь после того, как Кэссетт по требованию комиссии затемнила фон. Эмили Сартен не поддерживала Мэри в этой борьбе с Салоном, считая ее слишком откровенной и слишком эгоистичной, так что в итоге подруги разругались и расстались.
А Мэри приняла решение отойти от жанровых картин и сосредоточиться на портретах, чтобы привлечь больше заказчиков из числа состоятельных американцев. Но поначалу эти изменения никаких результатов не дали. Более того, в 1877 году комиссия Салона отклонила обе ее работы, и это было впервые за семь лет, когда у нее не было работ в Салоне. Она начала впадать в отчаяние, ведь как она не ругала академиков, а выставляться в Париже больше было негде.
В 1874 году Мэри посетила (вместе со всей прогрессивной общественностью) первую выставку импрессионистов, проходившую в ателье Нодара на бульваре Капуцинов. То, что она увидела произвело на Кэссетт столь сильное впечатление, что сразу после выставки она написала небольшой пейзаж «Девушки, собирающие полевые цветы» в манере очень близкой к тогдашнему стилю Моне. Подражая импрессионистам, художница стало много работать на пленэре и повсюду носить с собой блокнот для зарисовок, чтобы делать в нём наброски заинтересовавших её бытовых сценок.
А потом в ее жизнь вошел Эдгар Дега.
Продолжение следует…