­
­

Салоны Дидро — выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина

топ 100 блогов vladimirdar21.07.2023
Всего 12 фото
Всего 12 фото

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Салоны Дидро». Выставки современного искусства в Париже XVIII века». Под академическим названием скрывается одна из самых остроумных музейных инициатив, по сути — история формирования выставочного европейского дела. В главном здании ГМИИ представлено более 200 произведений искусства XVIII века, из которых собран «воображаемый» парижский салон — регулярная выставка французской Королевской академии живописи и скульптуры, которая стала прообразом современных выставок. Также в Пушкинском рассказывают, какую роль в них играл писатель и философ Дени Дидро, которого можно смело называть одним из первых критиков современного искусства. 

Выставка масштабная, занимает значительное выставочное пространство второго этажа музея. Поскольку я только что покинул впечатляющую воображение выставку «Золото сарматских вождей», где провел несколько часов, войти в атмосферу европейского аристократического света и ленивой томной безмятежности было чрезвычайно сложно. Но, как говорится, если уплачено, почему бы нет) 

Глубоко мы не будем погружаться, здесь выложу лишь те работы, которые привлекли моё скорое внимание. Сразу скажу: впечатляться здесь есть чем, многие найдут на выставке то, что близко и вызывает интерес. 

Салоны Дидро — выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина 02.
02.

Например, что касается фото картины ниже, то это огромное по площади полотно, поражающее воображение

03. Фламандский мастер первой трети XVIII века. Картинная галерея. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
03. Фламандский мастер первой трети XVIII века. Картинная галерея. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Парижский салон, которому человечество обязано существованием выставочного дела в его современном понимании, — это одно из многих великих свершений Людовика XIV. Именно «король-солнце», ослепительный символ абсолютной монархии, преследователь гугенотов, сторонник жесткой государственной цензуры и страстный меценат, повелел французской Королевской академии живописи и скульптуры проводить регулярные выставки произведений своих членов. Первая состоялась в 1667 году, и на протяжении двух с лишним столетий участие в выставке было необходимым для всех художников, желавших завоевать известность.

04. Этьен Морис Фальконе. 1716-1791 годы. Милон Кротонский. 1754 год. Мрамор. Высота оригинала - 66 см. Лувр, Париж. Представлен гипсовый вариант из собрания Эрмитажа. Кстати, Фальконе автор
04. Этьен Морис Фальконе. 1716-1791 годы. Милон Кротонский. 1754 год. Мрамор. Высота оригинала - 66 см. Лувр, Париж. Представлен гипсовый вариант из собрания Эрмитажа. Кстати, Фальконе автор "Медного всадника" - конного портрета Петра I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

К 1863 году «Салон» окончательно взяли в заложники академисты, и император Наполеон III, которого замучили жалобами на склоки и интриги в храме искусств, организовал «Салон отверженных», где нашли свое место Моне, Ренуар, Сислей и все те художники, по которым потом будут изучать историю искусства второй половины XIX века. Постимпрессионисты примеру коллег последовали и в 1884 году создали «Салон независимых».

05. Этьен Морис Фальконе. 1716-1791 годы. Грозящий амур. Копия конца XIX века. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. Бисквитный фарфор. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
05. Этьен Морис Фальконе. 1716-1791 годы. Грозящий амур. Копия конца XIX века. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. Бисквитный фарфор. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

На «Салонах» впервые появился единый принцип организации экспозиции — не совсем такой, как существует сейчас, но такой, который позволил наконец структурировать выставочное пространство. В его основе лежала иерархия жанров: так, например, изображение короля или его родственников всегда занимало в экспозициях центральное место, верхние ярусы предназначались живописи на религиозные и мифологические темы, на уровне глаз посетителей располагались портреты, пейзажи и жанровые сценки (и при такой системе произведения одного автора почти всегда оказывались в разных местах экспозиции).

06. Жан Антуан Гудон. 1741-1828 годы. Портрет Екатерины II. 1773 год. Мрамор. Государственный Эрмитаж.
06. Жан Антуан Гудон. 1741-1828 годы. Портрет Екатерины II. 1773 год. Мрамор. Государственный Эрмитаж.

Тогда же стали печататься каталоги, без которых сейчас невозможна ни одна крупная выставка, — в 1673 году была издана первая брошюра с перечнем представленных в «Салоне» произведений. В ней были описания сюжетов картин, имена авторов и номера полотен — рядом с картинами в экспозиции, которая осуществлялась с помощью шпалерной развески (когда работы покрывают всю плоскость стены вплотную друг к другу), находились только номера — без подписей.

07. Жан Антуан Гудон. 1741-1828 годы. Портрет графа И.П. Салтыкова. 1783 год. Мрамор. Государственный Эрмитаж.
07. Жан Антуан Гудон. 1741-1828 годы. Портрет графа И.П. Салтыкова. 1783 год. Мрамор. Государственный Эрмитаж.

Главный герой выставки — философ и просветитель Дени Дидро, один из родоначальников современной критики, чьи тексты для «Литературной корреспонденции» выставлены в Пушкинском. Над обзорами Салонов для журнала он начал работать по просьбе литератора и дипломата Фридриха Мельхиора Гримма и в середине XVIII века придумал (как сейчас понятно) то, как будет функционировать и выглядеть художественная критика. 

08. Жан Антуан Гудон. 1741-1828 годы. Портрет Вольтера. 1778 год. Бронза. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Бесспорный шедевр выставки.
08. Жан Антуан Гудон. 1741-1828 годы. Портрет Вольтера. 1778 год. Бронза. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Бесспорный шедевр выставки.

При Дидро, впервые со времен Античности, представления об искусстве начинают носить чувственный, а не только рациональный характер — появляется и развивается понятие вкуса, а представления о прекрасном становятся подвижными и начинают зависеть и от политической обстановки, и от личности зрителя.

09. Питер Антуан Демаши. 1823-1807 годы. Античная базилика. Храм в руинах. Около 1768 года.
09. Питер Антуан Демаши. 1823-1807 годы. Античная базилика. Храм в руинах. Около 1768 года.

«Я вовсе не ценю картины, чей успех обеспечен следованием правилам: это торжество не самого художника, а правил. Такова большая часть пейзажей с перспективой» (Дени Дидро).

10. Жан Франсуа Ван Даль. 1744-1848 годы. Приношение Флоре. 1799 год. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Эта картина особенно мне приглянулась.
10. Жан Франсуа Ван Даль. 1744-1848 годы. Приношение Флоре. 1799 год. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Эта картина особенно мне приглянулась.

Проект в Пушкинском представляет историю Салонов XVIII века, где демонстрировалось актуальное искусство того времени – лучшие образцы творчества художников, специально отбиравших свои работы для показа. Это не только картины, но и произведения скульптуры, графики, нумизматики и шпалерного ткачества. Перед зрителем предстанет панорама французского искусства XVIII века – от зарождавшегося стиля рококо до неоклассицизма конца столетия, помогающая по-новому взглянуть на эпоху Просвещения в целом.

11. Жанн-Батист Симеон Шарден. 1699-1779 годы. Натюрморт с атрибутами искусств. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
11. Жанн-Батист Симеон Шарден. 1699-1779 годы. Натюрморт с атрибутами искусств. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.

В основе экспозиции – произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики и декоративно-прикладного искусства, связанные с Салонами XVIII века, всего более 200 экспонатов. Посетители увидят произведения Ф. Буше, К. Ван Лоо, Ж.-Б. Грёза, Ж.Л. Давида, Н. Ланкре, К.Ж. Верне, Ж.О. Фрагонара, Ж.Б.С. Шардена , Э.М. Фальконе и других мастеров. 

Салоны Дидро — выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина 12.
12.

На выставке можно конечно неспешно перемещаться часами. Думаю, первичное представление у читателя сформировано и пойти сюда или нет, дело выбора и интереса. Выставка работает до 1 октября 2023 года.


Источники:

Салон Красоты. Портал BluePrint


Моя книга «Путь Души, или Тень Леопарда»


© Vladimir d’Ar, 2023

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Во время второго судебного заседания по сути по делу МН17 в Нидерландах продемонстрировали видео, на котором зенитно-ракетный комплекс "Бук" направляется в сторону пгт Первомайское. Части ракеты установки «Бук» Судья на заседании озвучил информацию, что 20 свидетелей видели в ...
Все иду спать. Завтра выходные главхряк Порох еще спит с утра. К обеду проснется и опять небывалое укрепление армии. Хз, зачем если 10-ю Искандерами все разнести можно. Нефть туда сюда, зрада - перемога. Хохлы с вами весело. Во еще спросить хочу... Почему казацкие песни не русские? Мы ...
Свершилось! Теперь в школах не будет учителей со средним образованием – выпускников педагогических колледжей к детям больше не подпустят. Учить наших отпрысков будут только люди с высшем образованием. Но - не спешите радоваться, дорогие родители, вопрос о том, хорошо это или плохо, ...
Прямо даже не знаю, наверно уберу картинку под кат, чтобы не нервировать российских друзей, и попрошу их туда не заглядывать. Картинка, кстати, именно для привлечения внимания, только я не знаю, чье внимание мне надо привлечь. Дело в том, что мы живем в стране однозначно и недвусмыслен ...
http://miaistok.su/tsentr-zanyatosti-krasnodona-predlagaet-zhitelyam-vakansii/ Для буржуев поясню что для того, что бы перевести зарплату в доллары нужно поделить её на ...