Салоны Дидро — выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина


В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Салоны Дидро». Выставки современного искусства в Париже XVIII века». Под академическим названием скрывается одна из самых остроумных музейных инициатив, по сути — история формирования выставочного европейского дела. В главном здании ГМИИ представлено более 200 произведений искусства XVIII века, из которых собран «воображаемый» парижский салон — регулярная выставка французской Королевской академии живописи и скульптуры, которая стала прообразом современных выставок. Также в Пушкинском рассказывают, какую роль в них играл писатель и философ Дени Дидро, которого можно смело называть одним из первых критиков современного искусства.
Выставка масштабная, занимает значительное выставочное пространство второго этажа музея. Поскольку я только что покинул впечатляющую воображение выставку «Золото сарматских вождей», где провел несколько часов, войти в атмосферу европейского аристократического света и ленивой томной безмятежности было чрезвычайно сложно. Но, как говорится, если уплачено, почему бы нет)
Глубоко мы не будем погружаться, здесь выложу лишь те работы, которые привлекли моё скорое внимание. Сразу скажу: впечатляться здесь есть чем, многие найдут на выставке то, что близко и вызывает интерес.

Например, что касается фото картины ниже, то это огромное по площади полотно, поражающее воображение

Парижский салон, которому человечество обязано существованием выставочного дела в его современном понимании, — это одно из многих великих свершений Людовика XIV. Именно «король-солнце», ослепительный символ абсолютной монархии, преследователь гугенотов, сторонник жесткой государственной цензуры и страстный меценат, повелел французской Королевской академии живописи и скульптуры проводить регулярные выставки произведений своих членов. Первая состоялась в 1667 году, и на протяжении двух с лишним столетий участие в выставке было необходимым для всех художников, желавших завоевать известность.

К 1863 году «Салон» окончательно взяли в заложники академисты, и император Наполеон III, которого замучили жалобами на склоки и интриги в храме искусств, организовал «Салон отверженных», где нашли свое место Моне, Ренуар, Сислей и все те художники, по которым потом будут изучать историю искусства второй половины XIX века. Постимпрессионисты примеру коллег последовали и в 1884 году создали «Салон независимых».

На «Салонах» впервые появился единый принцип организации экспозиции — не совсем такой, как существует сейчас, но такой, который позволил наконец структурировать выставочное пространство. В его основе лежала иерархия жанров: так, например, изображение короля или его родственников всегда занимало в экспозициях центральное место, верхние ярусы предназначались живописи на религиозные и мифологические темы, на уровне глаз посетителей располагались портреты, пейзажи и жанровые сценки (и при такой системе произведения одного автора почти всегда оказывались в разных местах экспозиции).

Тогда же стали печататься каталоги, без которых сейчас невозможна ни одна крупная выставка, — в 1673 году была издана первая брошюра с перечнем представленных в «Салоне» произведений. В ней были описания сюжетов картин, имена авторов и номера полотен — рядом с картинами в экспозиции, которая осуществлялась с помощью шпалерной развески (когда работы покрывают всю плоскость стены вплотную друг к другу), находились только номера — без подписей.

Главный герой выставки — философ и просветитель Дени Дидро, один из родоначальников современной критики, чьи тексты для «Литературной корреспонденции» выставлены в Пушкинском. Над обзорами Салонов для журнала он начал работать по просьбе литератора и дипломата Фридриха Мельхиора Гримма и в середине XVIII века придумал (как сейчас понятно) то, как будет функционировать и выглядеть художественная критика.

При Дидро, впервые со времен Античности, представления об искусстве начинают носить чувственный, а не только рациональный характер — появляется и развивается понятие вкуса, а представления о прекрасном становятся подвижными и начинают зависеть и от политической обстановки, и от личности зрителя.

«Я вовсе не ценю картины, чей успех обеспечен следованием правилам: это торжество не самого художника, а правил. Такова большая часть пейзажей с перспективой» (Дени Дидро).

Проект в Пушкинском представляет историю Салонов XVIII века, где демонстрировалось актуальное искусство того времени – лучшие образцы творчества художников, специально отбиравших свои работы для показа. Это не только картины, но и произведения скульптуры, графики, нумизматики и шпалерного ткачества. Перед зрителем предстанет панорама французского искусства XVIII века – от зарождавшегося стиля рококо до неоклассицизма конца столетия, помогающая по-новому взглянуть на эпоху Просвещения в целом.

В основе экспозиции – произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики и декоративно-прикладного искусства, связанные с Салонами XVIII века, всего более 200 экспонатов. Посетители увидят произведения Ф. Буше, К. Ван Лоо, Ж.-Б. Грёза, Ж.Л. Давида, Н. Ланкре, К.Ж. Верне, Ж.О. Фрагонара, Ж.Б.С. Шардена , Э.М. Фальконе и других мастеров.

На выставке можно конечно неспешно перемещаться часами. Думаю, первичное представление у читателя сформировано и пойти сюда или нет, дело выбора и интереса. Выставка работает до 1 октября 2023 года.
Источники:
Салон Красоты. Портал BluePrint
Моя книга «Путь Души, или Тень Леопарда»
© Vladimir d’Ar, 2023