Выставка "Золото сарматских вождей". Часть 2 — ритуальные сосуды, конская сбруя


Во второй части мы продолжаем неспеша осматривать экспозицию этой удивительной выставки. Мы увидим реконструированные ритуальные сосуды с золотыми накладками, детали и украшения конской сбруи.
Часть 1. Выставка "Золото сарматских вождей"- Священные олени
В центре главного выставочного зала нам осталось увидеть еще два особенных артефакта. Вот они, на первом плане фото ниже...Согласно археологическим данным, деревянные сосуды, украшенные металлическими оковками, известны с эпохи бронзы. В скифское время эта традиция получила широкое распространение. Они несли в основном разного рода зооморфные изображения. Считалось, что традиции использования деревянных сосудов с золотыми накладками в ритуальных целях для Южного Урала нехарактерна. Картина полностью изменилась с раскопками Филипповки. Обкладки деревянных сосудов — самый большой массив золотых находок в Филипповке. Всего найдено около 350 золотых оковок, принадлежащий 100-110 сосудам.


Отражение в культуре кочевников Южного Урала индоарийских (не иранских — там деревянная посуда считалась нечистой) может указывать на генетическое их родство с ариями Ригведы. Кочевники Южного Урала занимали территорию, с которой, по мнению ряда исследователей, около тысячи лет до них ушли на территорию Индостана ведийские арии. В Индии ритуалы, в которых использовалась деревянная посуда с металлическими оковками, связаны прежде всего с поклонением богу Сома (у иранцев Хаома). Еще у «срубных» кочевых племен был «культ чаши», связанный со священным напитком древних индийцев и иранцев — сомой/хаомой.

Тайники с деревянными сосудами, украшенные золотыми обкладками, в Филиппове, стали крупнейшей находкой не только на Южном Урале, но и во всем Великом поясе степей.

Несколько филипповских сосудов представляют собой как бы тела животных — медведя, коня, барана. Головы, конечности и хвосты изображены на обкладках, тулово же сосуда видится чревом зверя.

Считается, что основным ритуальным предметом в сарматских захоронениях являлась именно священная чаша

Мотивы «утробы сосуда» есть в Ригведе. Сома там обитает как бы в животе деревянного сосуда. Таким образом, через питие принимается истинная суть божества.








Золотые накладки мы еще увидим в дальнейшем...
У ряда иранских народов существовало представление, что «настоящий» легитимный царь должен обладать особой харизмой небесного происхождения, называвшейся царским фарном (в иранской мифопоэтической традиции божественная сущность, приносящая богатство, власть и могущество; державная сила). Золото воспринималось как олицетворение самой сути царственности. При погребении царя его сопровождало большое количество предметов из золота. Оно как неуничтожимый металл воплощало идею бессмертия, вечности. Царь смертен, а его фарн вечен, и он продолжает сверхъестественным образом благоприятствовать живущим подданным умершего царя.

Золотой кувшин с ручками в виде фигурок архаров является наиболее выдающимся из находок кургана №1. Этот уникальный по технологии изготовления (у него двойные стенки) сосуд был изготовлен в V веке или даже во второй половине VI века до н.э. То есть он на 150-200 лет древнее захоронения в Филипповке.

Чаши, кубки, ритоны из золота и серебра были подарками властителей империи Ахменидов предводителям степных кочевников за военную службу. Горный дикий баран (архар) был одним из особо почитаемых животных у древних иранцев. Также он считался воплощением фарна царя, поэтому часто драгоценная, «царская» посуда украшалась изображениями этого животного.

Мы еще вернемся к царским сосудам. А пока рассмотрим очень важную составную часть жизни кочевника — его коня и сбрую. Обилие найденных металлических деталей позволяет достоверно реконструировать узду, но о седлах и стременах говорят, пожалуй, только находки подпружинных колец и пряжек. Видимо, сёдла у ранних кочевников Южного Урала были мягкими.

О том же свидетельствуют и обложенные золотом железные луки седла, найденные у входа в погребальную камеру кургана №1















К середине I тысячелетия до н.э. в среде номадов (степных кочевников) отделка одежды богатыми украшениями являлась прерогативой как мужчин, так и женщин, принадлежащих к элите общества, и подчеркивала их высокий социальный статус



Нашивка еще более крупным планом
|
</> |