Выставка "Золото сарматских вождей". Часть 5 — Сакральные олени 2D, предметы
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![ÐÑего 27 ÑоÑо ÐÑего 27 ÑоÑо](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-b82efd.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4332688/4332688_1000.jpg)
Это пятая, заключительная часть моего рассказа о поразившей воображение выставке «Золото сарматских вождей». Мы с вами пока еще не видели одноплоскостные скульптуры священных оленей сарматов Южного Урала. Возможно, они не так впечатляющи, как объемные, что представлены в первой части, но не менее эмоционально вовлекающие созерцателя. А также осмотрим еще кое-какие любопытные археологические находки Филипповки.
Рассматривать фотографии настоятельно рекомендую именно с увеличением. Для этого достаточно навести курсор на картинку и просто кликнуть. Откровенно говоря, даже в этом варианте фото в фотохостинге ЖЖ не будет дотягивать до того, что дает оригинал полноразмерного. Я уж не говорю о том, что фотографии сняты через стекло с высокими показателями ISO, что, конечно же, не может дать полного впечатления «с погружением». Но тем ни менее...
По большому счету, выставка как раз и завершается этими скульптурами священных оленей в уже знакомом нам дизайне вертикальных витрин с подсветкой. У одноплоскостных оленей только одна лицевая сторона предназначена для демонстрации. Фигуры можно было разложить на земле, кошме, шкурах. Но, очевидно, полноценно экспонировать одноплоскостных золотых оленей можно было лишь на вертикальных поверхностях. При кочевом образе жизни номадов (кочевников) такими поверхностями могли служить вертикальные стены временных перевозимых в сложенном состоянии жилищ типа юрт или высокие борта повозок...
![02. ÐеÑÑикалÑнÑе ÑкÑпозиÑионнÑе виÑÑÐ¸Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð´ одноплоÑкоÑÑнÑÑ
золоÑÑÑ
оленей 02. ÐеÑÑикалÑнÑе ÑкÑпозиÑионнÑе виÑÑÐ¸Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð´ одноплоÑкоÑÑнÑÑ
золоÑÑÑ
оленей](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-b70d8e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4334423/4334423_1000.jpg)
Вы можете спросить, почему именно «сакральные»? Нет ли здесь искусствоведческого пафоса и намеренного превозношения роли этих произведений сарматского искусства? Насколько мне представляется, сарматы являлись народом, кто был в максимально близкой степени общения с природой. Символизм их жизни в степи в творческом отображении представлений о себе, других и мире пронизывал все. Именно сюжеты «звериного стиля» позволяет нам строить предположения об их внутреннем мире. Сцены терзания, например, были символами борьбы добра и зла, жизни и смерти, возможности перейти в иной, светлый мир, полный изобильных богатых пастбищ и вольного ветра в лицо.
![03. ÐеÑевÑÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¿Ð»Ð¾ÑкоÑÑÐ½Ð°Ñ ÑигÑÑа оленÑ, Ð¾ÐºÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð·Ð»Ð¾ÑÑми плаÑÑинами. ÐÑÑган â1, Ñайник 1, 2 03. ÐеÑевÑÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¿Ð»Ð¾ÑкоÑÑÐ½Ð°Ñ ÑигÑÑа оленÑ, Ð¾ÐºÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð·Ð»Ð¾ÑÑми плаÑÑинами. ÐÑÑган â1, Ñайник 1, 2](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-6940f2.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4333707/4333707_original.jpg)
Олени Филипповки являлись символическим отображением такой возможности. Они были символом, образом, посредником между мирами. В общности кочевников Южного Урала этот образ был хранителем Рода, возможностью связи с великими предками и являл собой возможность получить их помощь в таком непростом и опасном мире. Более того, этот олень отображал строение мира, Мировое Древо Жизни.
![04. ÐеÑевÑÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¿Ð»Ð¾ÑкоÑÑÐ½Ð°Ñ ÑигÑÑа оленÑ, Ð¾ÐºÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð·Ð»Ð¾ÑÑми плаÑÑинами. ÐÑÑган â1, Ñайник 1, 2 04. ÐеÑевÑÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¿Ð»Ð¾ÑкоÑÑÐ½Ð°Ñ ÑигÑÑа оленÑ, Ð¾ÐºÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð·Ð»Ð¾ÑÑми плаÑÑинами. ÐÑÑган â1, Ñайник 1, 2](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-497210.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4333957/4333957_1000.jpg)
Эти, в какой-то гипертрофированной степени, ветвистые рога являли собой светлый, запредельный мир богов и славных предков. Туловище оленя символизировало этот земной мир. А своими копытами он попирал мир подземный, мир духов. Так что это еще и символ мира. Теперь наверное легче представить масштаб и глубину того, на что мы смотрим?!
![05. ÐеÑевÑÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¿Ð»Ð¾ÑкоÑÑÐ½Ð°Ñ ÑигÑÑа оленÑ, Ð¾ÐºÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð·Ð»Ð¾ÑÑми плаÑÑинами. ÐÑÑган â1, Ñайник 1, 2 05. ÐеÑевÑÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¿Ð»Ð¾ÑкоÑÑÐ½Ð°Ñ ÑигÑÑа оленÑ, Ð¾ÐºÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð·Ð»Ð¾ÑÑми плаÑÑинами. ÐÑÑган â1, Ñайник 1, 2](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-deb50d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4332943/4332943_original.jpg)
Более того: вы, наверное, замечаете, что у каждого золотого оленя неповторяющийся рисунок, узор ветвистых рогов. Все эти зыбкие мысли позволяют мне сделать предположение, что в каждое изображение сакрального оленя вложен образ покровителя отдельного уникального рода кочевников. Это беспрерывный процесс жизни и смерти, возрождения Рода к жизни через смерть в его потомках. Просто представьте, что вы смотрите не на изображение оленя из дерева и золотых пластин наложенных на него, а на Высшее существо, представителей отдельного Рода, оставшихся в светлом мире богов, чтобы его оберегать, сохранять и приумножать. Символ спирали, видимый на туловище оленей отображает смысл нисхождения к смерти и возрождение к жизни. Выше и выше, дальше и дальше!
![06. ÐеÑевÑÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¿Ð»Ð¾ÑкоÑÑÐ½Ð°Ñ ÑигÑÑа оленÑ, Ð¾ÐºÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð·Ð»Ð¾ÑÑми плаÑÑинами. ÐÑÑган â1, Ñайник 1, 2 06. ÐеÑевÑÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¿Ð»Ð¾ÑкоÑÑÐ½Ð°Ñ ÑигÑÑа оленÑ, Ð¾ÐºÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð·Ð»Ð¾ÑÑми плаÑÑинами. ÐÑÑган â1, Ñайник 1, 2](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-70e29d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4333191/4333191_original.jpg)
Вы можете спросить: почему же «хранителей Рода» сложили в царских курганах в тайниках в виде двух «комплектов» объемных и плоскостных, причем в равных количествах, соответственно по 5 и 8 оленей в курганах №1 и №4. Здесь, конечно же, есть вопросы. Нам лишь вновь остается предполагать. В процессе исследований и с воодушевлением ответы обязательно приходят. Думаю, «хранителей» местных Родов разместили в царских курганах по исключительному поводу, чтобы они помогли Вождю и Великой жрице решить для всего племени какую-то важнейшую задачу. Олени, как и ангелы в парадигме христианства должны были способствовать однозначному переходу умершего в высший мир, к свету.
Так что уникальные находки золотых оленей Филипповки являются величайшей археологической удачей, раскрывающей много тайн об таинственном народе сарматов.
![07. ÐеÑевÑÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¿Ð»Ð¾ÑкоÑÑÐ½Ð°Ñ ÑигÑÑа оленÑ, Ð¾ÐºÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð·Ð»Ð¾ÑÑми плаÑÑинами. ÐÑÑган â1, Ñайник 1, 2 07. ÐеÑевÑÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¿Ð»Ð¾ÑкоÑÑÐ½Ð°Ñ ÑигÑÑа оленÑ, Ð¾ÐºÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð·Ð»Ð¾ÑÑми плаÑÑинами. ÐÑÑган â1, Ñайник 1, 2](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-f1e729.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4333457/4333457_1000.jpg)
Однако вернемся к более прозаическим вещам. Нам осталось осмотреть некоторые артефакты быта сарматов. О том, что ранние кочевники пользовались бронзовыми котлами, было известно давно, еще до раскопок курганов и находок в них котлов из скифского «Логоса» Геродота. Использовались они в основном для варки мяса. Но варка пищи — не единственное их предназначение. Комплекты из двух котлов, большого и маленького, как на фото ниже, могли использоваться для производства молочной водки.
![08. ÐоÑел Ñ ÑеÑÑÑÑÐ¼Ñ ÑÑÑками (Ñлева). ÐÑонза, лиÑÑе. ÐиамеÑÑ 80 Ñм., вÑÑоÑа 55 Ñм. ÐÑÑган â1, гÑабиÑелÑÑкий лаз. ÐоÑел Ñ Ð´Ð²ÑÐ¼Ñ ÑÑÑками (ÑпÑава). ÐÑонза, лиÑÑе, ковка. ÐÑонза. СлÑÑÐ°Ð¹Ð½Ð°Ñ Ð½Ð°Ñ
одка. 08. ÐоÑел Ñ ÑеÑÑÑÑÐ¼Ñ ÑÑÑками (Ñлева). ÐÑонза, лиÑÑе. ÐиамеÑÑ 80 Ñм., вÑÑоÑа 55 Ñм. ÐÑÑган â1, гÑабиÑелÑÑкий лаз. ÐоÑел Ñ Ð´Ð²ÑÐ¼Ñ ÑÑÑками (ÑпÑава). ÐÑонза, лиÑÑе, ковка. ÐÑонза. СлÑÑÐ°Ð¹Ð½Ð°Ñ Ð½Ð°Ñ
одка.](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-c0d38a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4331950/4331950_1000.jpg)
Совсем маленькие котелки с ничтожным объемом служили курильницами для возжигания ароматических, а вероятно, и наркотических растений. В Филипповке найдено всего 15 котлов.
![09. ÐоÑел Ñ Ð´Ð²ÑÐ¼Ñ ÑÑÑками (ÑпÑава). ÐÑонза, лиÑÑе, ковка. ÐÑонза. СлÑÑÐ°Ð¹Ð½Ð°Ñ Ð½Ð°Ñ
одка 09. ÐоÑел Ñ Ð´Ð²ÑÐ¼Ñ ÑÑÑками (ÑпÑава). ÐÑонза, лиÑÑе, ковка. ÐÑонза. СлÑÑÐ°Ð¹Ð½Ð°Ñ Ð½Ð°Ñ
одка](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-3f120f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4332182/4332182_1000.jpg)
Рассмотрим еще некоторые глиняные сосуды и бронзовые бытовые изделия
![10. ÐÑÑÑавоÑÐ½Ð°Ñ Ð²Ð¸ÑÑина коÑлов, Ñ
озÑйÑÑвеннÑÑ
и ÑакÑалÑнÑÑ
ÑоÑÑдов 10. ÐÑÑÑавоÑÐ½Ð°Ñ Ð²Ð¸ÑÑина коÑлов, Ñ
озÑйÑÑвеннÑÑ
и ÑакÑалÑнÑÑ
ÑоÑÑдов](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-53557c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4362796/4362796_original.png)
![11. Ð¥ÑмÑа (ÑоÑÑд Ð´Ð»Ñ Ð²Ð¾Ð´Ñ). Ðлина, ангобиÑование, гонÑаÑнÑй кÑÑг. ÐÑÑган â3, погÑебение 2 11. Ð¥ÑмÑа (ÑоÑÑд Ð´Ð»Ñ Ð²Ð¾Ð´Ñ). Ðлина, ангобиÑование, гонÑаÑнÑй кÑÑг. ÐÑÑган â3, погÑебение 2](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-639bda.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4363089/4363089_original.jpg)
![12. ÐеÑÑвенник овалÑнÑй на ножкаÑ
. ÐеÑÑаник, пикеÑаж, ÑезÑба, ÑлиÑовка. ÐÑÑган â16, погÑебение 2 12. ÐеÑÑвенник овалÑнÑй на ножкаÑ
. ÐеÑÑаник, пикеÑаж, ÑезÑба, ÑлиÑовка. ÐÑÑган â16, погÑебение 2](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-59c14a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4332426/4332426_800.jpg)
![13. Таз. ÐÑонза, лиÑÑе. ÐÑÑган â3 13. Таз. ÐÑонза, лиÑÑе. ÐÑÑган â3](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-254395.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4363506/4363506_original.jpg)
![14. СоÑÑд Ñ Ð¾ÑнаменÑом. Ðлина, лепка, коÑÑÑовой обжиг. ÐÑÑган â15, погÑебение 4 14. СоÑÑд Ñ Ð¾ÑнаменÑом. Ðлина, лепка, коÑÑÑовой обжиг. ÐÑÑган â15, погÑебение 4](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-b9452c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4363933/4363933_original.jpg)
![15. ÐавеÑÑие. ÐÑонза, лиÑÑе. ÐÑÑган â4, погÑебение 4 15. ÐавеÑÑие. ÐÑонза, лиÑÑе. ÐÑÑган â4, погÑебение 4](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-95fd18.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4322344/4322344_800.jpg)
![16. Ð ÑкоÑÑÑ Ð½Ð¾Ð¶Ð°. ÐолоÑо, ÑеÑебÑо, лиÑÑе. ÐÑÑган â4, погÑебение 5 16. Ð ÑкоÑÑÑ Ð½Ð¾Ð¶Ð°. ÐолоÑо, ÑеÑебÑо, лиÑÑе. ÐÑÑган â4, погÑебение 5](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-a04d23.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4320561/4320561_1000.jpg)
![17. Ð ÑÑка ножа. Ðелезо, золоÑо, ковка. ÐÑÑган â1, погÑебение 2 17. Ð ÑÑка ножа. Ðелезо, золоÑо, ковка. ÐÑÑган â1, погÑебение 2](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-ae9928.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4321094/4321094_1000.jpg)
![18. Ðакладка в виде Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ñ Ð¾Ð»ÐµÐ½Ñ Ð½Ð° Ð½Ð¾Ð¶Ð½Ñ ÑиÑÑалÑного пÑедмеÑа (ножа). ÐолоÑо, ÑезÑба, ÑÑамповка, обÑÑжка (?), гÑавиÑовка. ÐÑÑган â4, погÑебение 5 18. Ðакладка в виде Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ñ Ð¾Ð»ÐµÐ½Ñ Ð½Ð° Ð½Ð¾Ð¶Ð½Ñ ÑиÑÑалÑного пÑедмеÑа (ножа). ÐолоÑо, ÑезÑба, ÑÑамповка, обÑÑжка (?), гÑавиÑовка. ÐÑÑган â4, погÑебение 5](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-ad46e0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4320957/4320957_1000.jpg)
![19. Ðакладка. Ðелезо, желÑÑй меÑалл, ÑеÑ
ника зеÑни, пайка. ÐÑÑган â4, погÑебение 5 19. Ðакладка. Ðелезо, желÑÑй меÑалл, ÑеÑ
ника зеÑни, пайка. ÐÑÑган â4, погÑебение 5](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-036392.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4320502/4320502_1000.jpg)
![20. ÐжÑÑÐ½Ð°Ñ ÑÑкоÑÑÑ Ð·ÐµÑкала. ÐÑонза, желÑÑй меÑалл, ÐиÑÑе, плакиÑовка. Филипповка II. ÐÑÑган â1, погÑебение 1 20. ÐжÑÑÐ½Ð°Ñ ÑÑкоÑÑÑ Ð·ÐµÑкала. ÐÑонза, желÑÑй меÑалл, ÐиÑÑе, плакиÑовка. Филипповка II. ÐÑÑган â1, погÑебение 1](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-1e3770.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4320160/4320160_1000.jpg)
![21. ÐолеÑики (5). ÐÑонза, лиÑÑе. ÐÑÑÐ³Ð°Ð½Ñ â15-16. Ð Ð°ÐºÐ¾Ð²Ð¸Ð½Ñ (6). ÐÑÑÐ³Ð°Ð½Ñ â15, 30. ÐÑÑина (пÑонизÑ) (7). ÐолоÑо. ÐÑÑган â4, погÑебение 4. ÐоÑÑоÑек или воÑвоÑка (9). ÐоÑÑÑ, ÑезÑба, ÑлиÑовка, ÑвеÑление. ÐÑÑган â4, погÑебение 4 21. ÐолеÑики (5). ÐÑонза, лиÑÑе. ÐÑÑÐ³Ð°Ð½Ñ â15-16. Ð Ð°ÐºÐ¾Ð²Ð¸Ð½Ñ (6). ÐÑÑÐ³Ð°Ð½Ñ â15, 30. ÐÑÑина (пÑонизÑ) (7). ÐолоÑо. ÐÑÑган â4, погÑебение 4. ÐоÑÑоÑек или воÑвоÑка (9). ÐоÑÑÑ, ÑезÑба, ÑлиÑовка, ÑвеÑление. ÐÑÑган â4, погÑебение 4](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-89964a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4318510/4318510_800.jpg)
![22. ÐоÑмеÑиÑеÑкий Ñлакон Ñ Ð¾ÑнаменÑом. Ðеленое ÑÑекло, вÑдÑвание, ÑеÑ
ника ÑеÑдеÑника. ÐÑÑган â1, погÑебение 2 22. ÐоÑмеÑиÑеÑкий Ñлакон Ñ Ð¾ÑнаменÑом. Ðеленое ÑÑекло, вÑдÑвание, ÑеÑ
ника ÑеÑдеÑника. ÐÑÑган â1, погÑебение 2](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-ff5556.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4317743/4317743_800.jpg)
![23. ÐÑÑина и подвеÑка Ðлаз ХоÑа (возможно ÑаÑнÑ). ÐÑевидно внеÑний пÑивоз. ÐаннÑе на ÑÑикеÑаже оÑÑÑÑÑÑвÑÑÑ. 23. ÐÑÑина и подвеÑка Ðлаз ХоÑа (возможно ÑаÑнÑ). ÐÑевидно внеÑний пÑивоз. ÐаннÑе на ÑÑикеÑаже оÑÑÑÑÑÑвÑÑÑ.](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-b1f697.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4317544/4317544_800.jpg)
![24. ÐÑÑина. ÐоÑнÑй Ñ
ÑÑÑÑалÑ. 24. ÐÑÑина. ÐоÑнÑй Ñ
ÑÑÑÑалÑ.](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-985283.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4364541/4364541_original.png)
![25. ÐлÑки кабана и когоÑÑ Ð¼ÐµÐ´Ð²ÐµÐ´Ñ. ÐалÑÑиÑ, аÑагониÑ, оÑганиÑеÑкие ÑоединениÑ. ÐÑÑган â30, погÑебение 2 25. ÐлÑки кабана и когоÑÑ Ð¼ÐµÐ´Ð²ÐµÐ´Ñ. ÐалÑÑиÑ, аÑагониÑ, оÑганиÑеÑкие ÑоединениÑ. ÐÑÑган â30, погÑебение 2](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-840757.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4364765/4364765_original.png)
![26. ÐÑелок (6). ÐлевÑолиÑ, ÑлиÑовка. ÐÑÑган â4, погÑебение 2. ÐÑелок Ñ ÑÑкоÑÑÑÑ-ÑеÑ
лом (7). ÐолоÑо, пеÑÑаник, вÑколоÑка, вÑÑÑбка. ÐÑÑган â1, Ñайник 2. ÐÑобиÑнÑе камни Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð¿Ð°Ñками (8). ÐÑелок (9). ÐваÑÑ, ÑлиÑование. ÐÑÑган â15, погÑебение 1. 26. ÐÑелок (6). ÐлевÑолиÑ, ÑлиÑовка. ÐÑÑган â4, погÑебение 2. ÐÑелок Ñ ÑÑкоÑÑÑÑ-ÑеÑ
лом (7). ÐолоÑо, пеÑÑаник, вÑколоÑка, вÑÑÑбка. ÐÑÑган â1, Ñайник 2. ÐÑобиÑнÑе камни Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð¿Ð°Ñками (8). ÐÑелок (9). ÐваÑÑ, ÑлиÑование. ÐÑÑган â15, погÑебение 1.](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-94e6c3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4364032/4364032_original.png)
Для справки: Оселок это абразивный инструмент в виде прямоугольного мелкозернистого бруска, предназначенный для правки (доводки) лезвий ножей, бритв и других режущих инструментов.
На этом, пожалуй, мы и закончим
![27. ЦенÑÑалÑÐ½Ð°Ñ ÑкÑпозиÑÐ¸Ñ 27. ЦенÑÑалÑÐ½Ð°Ñ ÑкÑпозиÑиÑ](/images/main/vistavka-zoloto-sarmatskih-vojdey-chast-5-sakralnie-oleni-2d-predmeti-3759c7.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4334166/4334166_1000.jpg)
Выставка оставила самое благоприятное и сильное впечатление. Несомненная удача Музея изящных искусств им. А.С. Пушкина, с чем его и поздравляю. От души рекомендую посетить её всех, кому интересна и небезразлична реальная история нашей Родины, духовная составляющая русского многонационального народа. Да, и выставку продлили до 6 октября, так что очень даже есть возможность ее посетить.
Источники:
«Сокровища сарматских вождей». Древности середины I тысячелетия до н.э. из Филипповских курганов на Южном Урале. М.: ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2023. Каталог выставки «Золото сарматских вождей».
Часть 1. Выставка "Золото сарматских вождей"- Священные олени
Часть 2. Выставка "Золото сарматских вождей" — Ритуальные сосуды, конская сбруя
Часть 3. Выставка "Золото сарматских вождей" — Сакральная чаша, облачение жрицы, украшения
Моя книга «Путь Души, или Тень Леопарда»
© Vladimir d’Ar, 2023