Выставка "Золото сарматских вождей". Часть 5 — Сакральные олени 2D, предметы

топ 100 блогов vladimirdar19.07.2023
Всего 27 фото
Всего 27 фото

Это пятая, заключительная часть моего рассказа о поразившей воображение выставке «Золото сарматских вождей». Мы с вами пока еще не видели одноплоскостные скульптуры священных оленей сарматов Южного Урала. Возможно, они не так впечатляющи, как объемные, что представлены в первой части, но не менее эмоционально вовлекающие созерцателя. А также осмотрим еще кое-какие любопытные археологические находки Филипповки.

Рассматривать фотографии настоятельно рекомендую именно с увеличением. Для этого достаточно навести курсор на картинку и просто кликнуть. Откровенно говоря, даже в этом варианте фото в фотохостинге ЖЖ не будет дотягивать до того, что дает оригинал полноразмерного. Я уж не говорю о том, что фотографии сняты через стекло с высокими показателями ISO, что, конечно же, не может дать полного впечатления «с погружением». Но тем ни менее...

По большому счету, выставка как раз и завершается этими скульптурами священных оленей в уже знакомом нам дизайне вертикальных витрин с подсветкой. У одноплоскостных оленей только одна лицевая сторона предназначена для демонстрации. Фигуры можно было разложить на земле, кошме, шкурах. Но, очевидно, полноценно экспонировать одноплоскостных золотых оленей можно было лишь на вертикальных поверхностях. При кочевом образе жизни номадов (кочевников) такими поверхностями могли служить вертикальные стены временных перевозимых в сложенном состоянии жилищ типа юрт или высокие борта повозок...

02. Вертикальные экспозиционные витрины под одноплоскостных золотых оленей
02. Вертикальные экспозиционные витрины под одноплоскостных золотых оленей

Вы можете спросить, почему именно «сакральные»? Нет ли здесь искусствоведческого пафоса и намеренного превозношения роли этих произведений сарматского искусства? Насколько мне представляется, сарматы являлись народом, кто был в максимально близкой степени общения с природой. Символизм их жизни в степи в творческом отображении представлений о себе, других и мире пронизывал все. Именно сюжеты «звериного стиля» позволяет нам строить предположения об их внутреннем мире. Сцены терзания, например, были символами борьбы добра и зла, жизни и смерти, возможности перейти в иной, светлый мир, полный изобильных богатых пастбищ и вольного ветра в лицо. 

03. Деревянная одноплоскостная фигура оленя, окованная злотыми пластинами. Курган №1, тайник 1, 2
03. Деревянная одноплоскостная фигура оленя, окованная злотыми пластинами. Курган №1, тайник 1, 2

Олени Филипповки являлись символическим отображением такой возможности. Они были символом, образом, посредником между мирами. В общности кочевников Южного Урала этот образ был хранителем Рода, возможностью связи с великими предками и являл собой возможность получить их помощь в таком непростом и опасном мире. Более того, этот олень отображал строение мира, Мировое Древо Жизни.

04. Деревянная одноплоскостная фигура оленя, окованная злотыми пластинами. Курган №1, тайник 1, 2
04. Деревянная одноплоскостная фигура оленя, окованная злотыми пластинами. Курган №1, тайник 1, 2

Эти, в какой-то гипертрофированной степени, ветвистые рога являли собой светлый, запредельный мир богов и славных предков. Туловище оленя символизировало этот земной мир. А своими копытами он попирал мир подземный, мир духов. Так что это еще и символ мира. Теперь наверное легче представить масштаб и глубину того, на что мы смотрим?!

05. Деревянная одноплоскостная фигура оленя, окованная злотыми пластинами. Курган №1, тайник 1, 2
05. Деревянная одноплоскостная фигура оленя, окованная злотыми пластинами. Курган №1, тайник 1, 2

Более того: вы, наверное, замечаете, что у каждого золотого оленя неповторяющийся рисунок, узор ветвистых рогов. Все эти зыбкие мысли позволяют мне сделать предположение, что в каждое изображение сакрального оленя вложен образ покровителя отдельного уникального рода кочевников. Это беспрерывный процесс жизни и смерти, возрождения Рода к жизни через смерть в его потомках. Просто представьте, что вы смотрите не на изображение оленя из дерева и золотых пластин наложенных на него, а на Высшее существо, представителей отдельного Рода, оставшихся в светлом мире богов, чтобы его оберегать, сохранять и приумножать. Символ спирали, видимый на туловище оленей отображает смысл нисхождения к смерти и возрождение к жизни. Выше и выше, дальше и дальше!

06. Деревянная одноплоскостная фигура оленя, окованная злотыми пластинами. Курган №1, тайник 1, 2
06. Деревянная одноплоскостная фигура оленя, окованная злотыми пластинами. Курган №1, тайник 1, 2

Вы можете спросить: почему же «хранителей Рода» сложили в царских курганах в тайниках в виде двух «комплектов» объемных и плоскостных, причем в равных количествах, соответственно по 5 и 8 оленей в курганах №1 и №4. Здесь, конечно же, есть вопросы. Нам лишь вновь остается предполагать. В процессе исследований и с воодушевлением ответы обязательно приходят. Думаю, «хранителей» местных Родов разместили в царских курганах по исключительному поводу, чтобы они помогли Вождю и Великой жрице решить для всего племени какую-то важнейшую задачу. Олени, как и ангелы в парадигме христианства должны были способствовать однозначному переходу умершего в высший мир, к свету.

Так что уникальные находки золотых оленей Филипповки являются величайшей археологической удачей, раскрывающей много тайн об таинственном народе сарматов. 

07. Деревянная одноплоскостная фигура оленя, окованная злотыми пластинами. Курган №1, тайник 1, 2
07. Деревянная одноплоскостная фигура оленя, окованная злотыми пластинами. Курган №1, тайник 1, 2

Однако вернемся к более прозаическим вещам. Нам осталось осмотреть некоторые артефакты быта сарматов. О том, что ранние кочевники пользовались бронзовыми котлами, было известно давно, еще до раскопок курганов и находок в них котлов из скифского «Логоса» Геродота. Использовались они в основном для варки мяса. Но варка пищи — не единственное их предназначение. Комплекты из двух котлов, большого и маленького, как на фото ниже, могли использоваться для производства молочной водки.

08. Котел с четырьмя ручками (слева). Бронза, литье. Диаметр 80 см., высота 55 см. Курган №1, грабительский лаз. Котел с двумя ручками (справа). Бронза, литье, ковка. Бронза. Случайная находка.
08. Котел с четырьмя ручками (слева). Бронза, литье. Диаметр 80 см., высота 55 см. Курган №1, грабительский лаз. Котел с двумя ручками (справа). Бронза, литье, ковка. Бронза. Случайная находка.

Совсем маленькие котелки с ничтожным объемом служили курильницами для возжигания ароматических, а вероятно, и наркотических растений. В Филипповке найдено всего 15 котлов.

09. Котел с двумя ручками (справа). Бронза, литье, ковка. Бронза. Случайная находка
09. Котел с двумя ручками (справа). Бронза, литье, ковка. Бронза. Случайная находка

Рассмотрим еще некоторые глиняные сосуды и бронзовые бытовые изделия

10. Выставочная витрина котлов, хозяйственных и сакральных сосудов
10. Выставочная витрина котлов, хозяйственных и сакральных сосудов
11. Хумча (сосуд для воды). Глина, ангобирование, гончарный круг. Курган №3, погребение 2
11. Хумча (сосуд для воды). Глина, ангобирование, гончарный круг. Курган №3, погребение 2
12. Жертвенник овальный на ножках. Песчаник, пикетаж, резьба, шлифовка. Курган №16, погребение 2
12. Жертвенник овальный на ножках. Песчаник, пикетаж, резьба, шлифовка. Курган №16, погребение 2
13. Таз. Бронза, литье. Курган №3
13. Таз. Бронза, литье. Курган №3
14. Сосуд с орнаментом. Глина, лепка, костровой обжиг. Курган №15, погребение 4
14. Сосуд с орнаментом. Глина, лепка, костровой обжиг. Курган №15, погребение 4
15. Навершие. Бронза, литье. Курган №4, погребение 4
15. Навершие. Бронза, литье. Курган №4, погребение 4
16. Рукоять ножа. Золото, серебро, литье. Курган №4, погребение 5
16. Рукоять ножа. Золото, серебро, литье. Курган №4, погребение 5
17. Ручка ножа. Железо, золото, ковка. Курган №1, погребение 2
17. Ручка ножа. Железо, золото, ковка. Курган №1, погребение 2
18. Накладка в виде головы оленя на ножны ритуального предмета (ножа). Золото, резьба, штамповка, обтяжка (?), гравировка. Курган №4, погребение 5
18. Накладка в виде головы оленя на ножны ритуального предмета (ножа). Золото, резьба, штамповка, обтяжка (?), гравировка. Курган №4, погребение 5
19. Накладка. Железо, желтый металл, техника зерни, пайка. Курган №4, погребение 5
19. Накладка. Железо, желтый металл, техника зерни, пайка. Курган №4, погребение 5
20. Ажурная рукоять зеркала. Бронза, желтый металл, Литье, плакировка. Филипповка II. Курган №1, погребение 1
20. Ажурная рукоять зеркала. Бронза, желтый металл, Литье, плакировка. Филипповка II. Курган №1, погребение 1
21. Колесики (5). Бронза, литье. Курганы №15-16. Раковины (6). Курганы №15, 30. Бусина (пронизь) (7). Золото. Курган №4, погребение 4. Горшочек или ворворка (9). Кость, резьба, шлифовка, сверление. Курган №4, погребение 4
21. Колесики (5). Бронза, литье. Курганы №15-16. Раковины (6). Курганы №15, 30. Бусина (пронизь) (7). Золото. Курган №4, погребение 4. Горшочек или ворворка (9). Кость, резьба, шлифовка, сверление. Курган №4, погребение 4
22. Косметический флакон с орнаментом. Зеленое стекло, выдувание, техника сердечника. Курган №1, погребение 2
22. Косметический флакон с орнаментом. Зеленое стекло, выдувание, техника сердечника. Курган №1, погребение 2
23. Бусина и подвеска Глаз Хора (возможно фаянс). Очевидно внешний привоз. Данные на этикетаже отсутствуют.
23. Бусина и подвеска Глаз Хора (возможно фаянс). Очевидно внешний привоз. Данные на этикетаже отсутствуют.
24. Бусина. Горный хрусталь.
24. Бусина. Горный хрусталь.
25. Клыки кабана и коготь медведя. Кальцит, арагонит, органические соединения. Курган №30, погребение 2
25. Клыки кабана и коготь медведя. Кальцит, арагонит, органические соединения. Курган №30, погребение 2
26. Оселок (6). Алевролит, шлифовка. Курган №4, погребение 2. Оселок с рукоятью-чехлом (7). Золото, песчаник, выколотка, вырубка. Курган №1, тайник 2. Пробирные камни с колпачками (8). Оселок (9). Кварц, шлифование. Курган №15, погребение 1.
26. Оселок (6). Алевролит, шлифовка. Курган №4, погребение 2. Оселок с рукоятью-чехлом (7). Золото, песчаник, выколотка, вырубка. Курган №1, тайник 2. Пробирные камни с колпачками (8). Оселок (9). Кварц, шлифование. Курган №15, погребение 1.

Для справки: Оселок это абразивный инструмент в виде прямоугольного мелкозернистого бруска, предназначенный для правки (доводки) лезвий ножей, бритв и других режущих инструментов.

На этом, пожалуй, мы и закончим

27. Центральная экспозиция
27. Центральная экспозиция "золотых оленей" сарматов Южного Урала

Выставка оставила самое благоприятное и сильное впечатление. Несомненная удача Музея изящных искусств им. А.С. Пушкина, с чем его и поздравляю. От души рекомендую посетить её всех, кому интересна и небезразлична реальная история нашей Родины, духовная составляющая русского многонационального народа. Да, и выставку продлили до 6 октября, так что очень даже есть возможность ее посетить.


Источники:

«Сокровища сарматских вождей». Древности середины I тысячелетия до н.э. из Филипповских курганов на Южном Урале. М.: ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2023. Каталог выставки «Золото сарматских вождей».

Часть 1. Выставка "Золото сарматских вождей"- Священные олени

Часть 2. Выставка "Золото сарматских вождей" — Ритуальные сосуды, конская сбруя

Часть 3. Выставка "Золото сарматских вождей" — Сакральная чаша, облачение жрицы, украшения

Часть 4. Выставка "Золото сарматских вождей". Церемониальный меч, гривны, ритуальные сосуды и украшения


Моя книга «Путь Души, или Тень Леопарда»


© Vladimir d’Ar, 2023

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мне всегда нравились истории про возможности. Хотя воспитывали меня в суровой этике абсолютной предопределённости неизбежного наказания. Как я, будучи сущим малюткой, не юлил, как не хитрил, как не посыпал следы махоркой и перцем, всякий раз ...
50,000 лет, например, вообще не проблема . После 50,000 лет заморозки вирусы готовы сразу расти, заражать и размножаться [1]. Заметим, что здесь 50,000 - то, что они гарантируют по датам. Есть разумные предположения, что какие-то из этих образцов вполне могли и миллион лет пролежать ...
Ну и вернемся еще раз к " Аватару"- https://gelena-s.livejournal.com/1615419.html .  Уже по более больному вопросу.  При всей зрелищности  фильма,  тема то очень болезненная  там взята.  Про "преступные приказы"…   И тут люди обычно делятся грубо на ...
Захотелось сменить рингтон. Что-нибудь забавное, но приличное, без ненорматива. Лучше музыку, но особых ограничений нет. Так что, внимание: опрос! :) Какой рингтон стоит на вашем сотовом? Если сможете кинуть ссылочку на мелодию - совсем хорошо. Если ...
Нашел рисунок Ке-Хо в ...