Сага об индийском национализме

топ 100 блогов ru_history13.12.2013 Несколько абзацев из большой статьи В.А.Шнирельмана, посвященной раскрытию феномена индийского национализма и фундаментализма. Особенно подробно исследователь описывает ситуацию вокруг мечети Бабура в Айодхъе, которую до основания разрушили индуистские фанатики, в ходе сопутствующих погромов в Индии погибло несколько тысяч человек

Статья находится в сборнике: Тишков В.А., Шнирельман В.А. (ред.) - Этничность и религия в современных конфликтах, просмотреть и скачать всю книгу можно здесь. Кроме упомянутой проблемы, в книге раскрывается суть большинства этнорелигиозных конфликтов - от погромов в киргизском Оше, до столкновений в Косово между сербами и албанцами.


>>>мнение о толерантности индусов оказывается мифом....В свое время это отмечал последний начальник советских разведывательных органов, имевший богатый опыт работы в странах Среднего Востока. Вот что он писал:
«Это миф – о миролюбивом ненасильственном характере индийского общества и его культуры. Это – штамп. Но соприкосновение с индийской действительностью его развеивает. Индийцы ничуть не миролюбивее и не воинственнее любого другого народа. Их отвращение к насилию – интеллигентская выдумка.

Разрушение мечети Бабура индуистскими фанатиками.
Сага об индийском национализме


>>>В свою очередь, индийский публицист Дев Мурарка с горечью констатировал, что прославленное индийское ненасилие является мифом, созданным Махатмой Ганди, который стремился к этому как к некому идеалу, способному противостоять опасным тенденциям, заложенным в индийской общинности. Однако, по мнению Мурарка, сегодня последователей Ганди легче найти за пределами Индии, чем в ее границах.

>>>Голландский исследователь тоже напоминает нам о важности традиции воинственности в индуизме: ведь индусские святые и боги-герои всегда выступали воинами, воинами являлись и торговцы, а боевая эстетика вообще занимала почетное место в индуизме. Он же показывает, что представление о толерантности индуизма возникло относительно недавно. В свою очередь, индийский автор отмечает, что в зависимости от ситуации одни и те же ценности могут восприниматься диаметрально противоположным образом. В одних контекстах индусы могут приписывать себе терпение, толерантность, щедрость как качества, якобы отличающие их от других. Но в другом контексте эти же качества оказываются неприемлемыми, так как ослабляют человека и обрекают его на апатию и пассивность. Тогда им на смену приходят агрессия и гнев как символы маскулинности. В частности, современные индусские фундаменталисты продолжают доказывать, что Рама отличался бесконечным миролюбием и толерантностью, а его агрессивное поведение диктовалось исключительно обороной от нападок извне.

На самом же деле с древних времен насилие трактовалось в индуизме как религиозный долг (дхарма), а представление о мирном характере индуизма вначале сложилось в контексте европейского романтизма (
кстати, о европейском романтизме), а затем было развито Махатмой Ганди. Но сегодня фундаменталисты отвергают ненасильственные действия Ганди как неприемлемый для них «секуляризм»

>>>сегодня среди создателей мифов мы нередко находим представителей местной интеллектуальной элиты, включая даже известных ученых. И обнаруживается, что очень часто гуманитарная наука вовсе не является тем «объективным знанием», которым она хочет себя видеть. Вся история последних ста–ста пятидесяти лет дает немало примеров того, как местная гуманитарная наука верой и правдой служила и служит интересам местного национализма. При этом в обстановке острого конфликта ученые нередко сознательно принимают сторону тех, кого они считают «своими», и всеми силами стремятся обосновать их позицию с помощью «научных аргументов».
Одним из ярких примеров этого служит Индия.

>>>многие авторы рисовали средневековую Индию страной, где жестоко правили мусульмане, а местная традиция приходила в упадок. В таких книгах красочно описывались насильственная исламизация, жесткий налоговый гнет, строгое исполнение норм шариата и осквернение традиционных мест поклонения.
Реальность XVII–XVIII вв. была иной: тогда индусы и мусульмане вовсе не чурались друг друга, и между ними не было никаких антагонистических противоречий. Напротив, они часто совместно участвовали в социальной и культурной жизни, причем это касалось прежде всего основной массы населения, принадлежавшей к низшим социальным слоям. Ислам привлекал таких людей своими эгалитарными установками, но, переходя в него, они не отказывались и от индийских традиций. Так происходила «индианизация» ислама, и «народный ислам» был фактически синкретической религией.
И только в условиях британского владычества в некоторых регионах и между некоторыми группами возникли резкие разногласия, которые иной раз оканчивались кровавыми столкновениями.

>>>Индусы доказывают, что мусульмане веками держали их в подчинении, угнетали и разрушали их храмы....Таким образом, индусские фундаменталисты стоят на консервативных религиозных позициях. Они фактически объявляют индусов государствообразующим народом и считают, что власть в стране должна принадлежать именно им. Индуизм они объявляют господствующей религией Индии и требуют его возрождения путем его кодификации и восстановления разрушенных когда-то индусских храмов. Они хотят видеть общенациональную культуру построенной на индуизме; его же они кладут в основу представлений об истории Индии. При этом те исторические факты, которые не соответствуют нормам индуизма, без сожаления отбрасываются, а отстаивающие их ученые становятся объектами нападок. Радикальные движения выставляют себя блюстителями нравственности, и то, что, на их взгляд, эту нравственность нарушает (кинофильмы, художественные произведения), подвергается гонениям. В этом контексте места меньшинствам не остается: они либо должны ассоциировать себя с индуизмом и с доминирующей индусской культурой, либо покинуть страну.

>>>В риторике фундаменталистов звучит и опасение «геноцида», под чем понимается «вымирание индусов», о чем якобы говорит демографическая статистика.
("Вымирание" индусов, это конечно особо доставляющий факт:)
Все это выходит далеко за рамки идейных споров и деклараций, воплощаясь в ксенофобских митингах и физических расправах с неугодными. Временами по стране прокатываются волны погромов. В движении индусских фундаменталистов большую роль играют бывшие чиновники, отставные военные и работники правоохранительных структур. Значимок место в идеологии фундаменталистов отводится романтизированному представлению о ранней истории Индии: древние местные цивилизации всячески прославляются, тогда как более позднее время правления мусульманских династий воспринимается только в негативных тонах. Ислам всячески демонизируется, а его приверженцы вызывают подозрения и дискриминируются; время от времени они страдают от погромов.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Зелёный завтрак, в нем много компонентов, много клетчатки. Успеваю приготовить такой перед работой, всё занимает минут 25-30 обычно. Сегодня вот параллельно успела пролить (через фильтр) две чашки кофе, а также поменять на кровати простынь и наволочки на новые и заправить её.  А у ...
В 16-й день осени 1927 года родился в городе Рудня Смоленской области советский артист эстрады и кукловод Ефим Львович Левинсон . Нашёлся прекрасный ролик... #субботниеролики Надеюсь, вам понравилось) А вы давно были в Кукольном театре? #91мелодия #жилабылаосень ...
Татьяна Авлошенко, «Оруженосец» Пока без обложки, читала рукопись. Небольшая повесть в рассказах. Парень внезапно становится оруженосцем у рыцаря ордена, который защищает тех, кто нуждается в защите. Мир — фантастическое средневековье. Приключения, магия, ведьмы, в общем — уютный ...
28 июля 1942 года народный комиссар обороны Сталин подписал знаменитый Приказ №227 «Ни шагу назад», ставший важным инструментом победы в самый тяжелый период войны В июле 1942 года СССР вновь оказался на грани катастрофы — враг, прорвав линию фронта, захватил Северный Кавказ и ...
Доброго всем вечера. Китише только что пришло большое гневное письмо - из-за него мне пришлось прервать уборку и включить компьютер чтобы написать для вас этот рассказик. Автор пишет: -"Роман - обьясните людям - почему вы игнорируете запись звука на видеомагнитофон "VHS Hi-Fi" ? Это же ...